Урок по теме: "Морфологический разбор прилагательного".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
В конспекте представлена подробная разработка урока проблемного обучения с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Морфологический разбор имени прилагательного»
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- повторение изученного об имени прилагательном;
- отработка навыков морфологического разбора прилагательного;
- отработка навыков орфографической работы;
- обогащение знаний по лексике;
- совершенствование навыков связной речи учащихся;
- развитие творческих способностей учеников.
Необходимое оборудование и материалы: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, какие чувства и эмоции у вас вызывает картина весеннего утра? А с каким настроением вы начали работу на уроке? Какая часть речи вам помогла ответить на мои вопросы?
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные об имени прилагательном, которые нам помогут в изучении новой темы. Итак, давайте определим план нашей работы на уроке (ПЛАН УРОКА – слайд№1).
- Записываем в тетрадях число и классная работа (слайд №2).
- Дома вы работали с орфограммами, изученными в разделе «Имя прилагательное», и сейчас мы выполним аналогичную работу и проверим, насколько хорошо вы усвоили полученные знания.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА (слайд №3).
(Взаимопроверка, выставление оценок).
Сейчас мы вспомним, что узнали нового о прилагательном в 5 классе.
Интерактивный опрос (повторение теоретических знаний):
(Вопросы и задания транслируются на экран) (слайд №4).
- А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Можете ли вы определить тему нашего сегодняшнего урока? КАКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫ ДЛЯ СЕБЯ ПОСТАВИТЕ?
(- определить порядок морфологического разбора – алгоритм;
- учиться производить морфологический разбор имен прилагательных в соответствии с алгоритмом).
- Чтобы определить начальный этап разбора, поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайд №5).
- Какие слова оказались лишними и почему?
СИНЕТЬ, ЖЕЛТИЗНА.
- А что обозначают остальные слова? Как вы это определили?
(признак предмета, по вопросу).
1. Итак, общее значение части речи мы определяем по вопросу.
Мы с вами определили первый шаг в алгоритме разбора имени прилагательного.
(слайд №6) АЛГОРИТМ РАЗБОРА.
А теперь заполняем самостоятельно «слепую» таблицу (слайд №7)
(1 человек у доски, сверка с доской).
Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?
(Мы определяли морфологические признаки прилагательного).
2. Это будет следующий шаг в алгоритме разбора прилагательного (слайд №6).
Запишите предложение, записанное на доске и выполните задание.
(Проверка на доске).
- Что мы выяснили, разобрав предложение?
(определили синтаксическую роль прилагательного).
3. Это заключительный этап морфологического разбора прилагательного (слайд №6).
- Теперь давайте проследим еще раз последовательность выполнения разбора.
(2 человека проговаривают с примерами).
- Обратимся к письменному разбору в учебнике на стр. 95 и обратим внимание на оформление разбора.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)
- А теперь приступаем к закреплению изученного (упр. 599). Морфологический разбор по рядам.
(1 чел. у доски, сверка с доской всех вариантов.) (слайд №9)
Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Ввести в текст прилагательные.
- Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Весна. Большая вода". (Пейзажи настроения).
- "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор. (слайд №10)
(По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них).
ТЕСТ «Проверь себя» (слайд №11)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? Какую цель мы ставили в начале урока? (Уяснить выполнение морфологического разбора имени прилагательного.) Научились ли вы его выполнять? ЧТО ПОКАЗАЛОСЬ НА УРОКЕ СЛОЖНЫМ? А ЧТО НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ?
Выставление оценок.
Домашнее задание (слайд №12)
П.105. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Настоящий друг, какой он?» Выполнить морфологический разбор двух прилагательных.