Одарённые дети
рабочая программа по русскому языку
Программа "Одарённые дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
п. Целина
Целинского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
( срок реализации 5 лет)
Учитель _____Бугаёва Елена Владимировна ________________
(фамилия, имя, отчество)
Пояснительная записка
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.
Индивидуальная программа учителя русского языка и литературы по работе с одарёнными детьми нацелена на одарённых учащихся 7-11 классов. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по лингвистике, по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Учащиеся зачастую слабо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.
Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению различного рода задач, способных созидать новое в различных сферах деятельности. Возникает необходимость в мерах активизации работы с одаренными детьми, увеличения уровня заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии данной категории детей. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Возникает необходимость в организации воспитания ребенка с младенчества и на всем протяжении обучения таким образом, чтобы, имеющиеся у него задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее, в первую очередь, которыми природа одарила его в наибольшей степени.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигаетсяидея о создании единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая будет обеспечиватьэффективные условия развития ученика-исследователя в самом широком смысле. Исследовательская позиция определяется не только подходом к практическомупознанию наук, но и окружающему миру и самому себе.Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно- ориентированные технологии обучения. Педагогическая поддержка - основополагающий процесс личностно-ориентированного образования, обеспечивающий условия для саморазвитияличности ребенка.
Программа эта актуальна, потому что в настоящее время система образования, педагогическая наука во всем мире переживают периодосмысления философских оснований образования, стратегических направленийразвития образования, общих целевых установок, методов и средств их достижения.Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим исоциальным развитием современного общества, когда информация стала главнымпродуктом цивилизованного общества. Умение работать с информацией жизненноважно для любого специалиста. Оно равноценно владению современнымитехнологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой деятельности. Раскрытие творческих способностей обучаемых - ныне доктринальная установка.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых учащихся 6-7 классов в области филологии.
Задачи:
1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 7-11 классов.
- Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
- Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
- Обеспечить участие одаренных учащихся 7 - 11 классов в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.
- Обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.
При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.
Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе рассчитана на 5 лет (с 7 по 11 класс).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы.
Этапы и сроки реализации
Организационный этап (сентябрь - октябрь)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми,
работа педагога с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.
Практический этап (ноябрь - апрель)
Данный этап предполагает:
реализацию программы по работе с одаренными учащимися;
расширение форм работы с одарённым учащимся.
Обобщающий этап (май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями,
распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей
работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.
Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:
- предметных олимпиадах;
- интеллектуальных конкурсах.
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе | 13 | 5 | 8 |
2 | Исследовательская деятельность учащихся | 14 | 4 | 10 |
3 | Интеллектуальные и творческие конкурсы | 6 | 6 | |
4 | Заключительное занятие | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формы организации учебного занятия | Творческие работы | Количество часов |
1 | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия. | Учебная лекция. Практическое занятие. | Составление кроссворда, загадок, головоломок | 1 |
2 | Лексика. Фразеология. | Практическое занятие. | Презентация, рисунки, плакаты | 1 |
3-5 | Морфемика. | Презентация и практические занятия. | Практическая работа | 3 |
6-7 | Морфология. | Лекция с элементами беседы и практическое занятие. | Составление вопросов викторины по теме | 2 |
8 | Синтаксис. | Практическое занятие. | Практическая работа | 1 |
9-10 | Стили и типы текстов | Практическое занятие. | Творческий проект | 2 |
11-12 | Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. | Устный журнал, презентации, сведения о писателях. | Творческий проект, эссе. | 2 |
13 | Работа над эссе по произведениям писателей-классиков | Практическое занятие. | Эссе | 1 |
14-15 | Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи. Реферат. | Практические занятия. | Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. | 2 |
16-18 | Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ. | Практические занятия | Решение исследовательских задач. Написание рецензии. | 3 |
19 | Работа с литературными источниками. | Практическая работа в школьной библиотеке. | Критическая статья. | 1 |
20-21 | Этапы выполнения научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы. | Беседа, определение этапов работы. | Представление результатов работы | 2 |
22-23 | Изучение научной литературы по теме исследования. Выполнение практической части исследовательской работы. Анализ результатов. Выводы. | Беседа и практическое занятие, работа с критическими статьями. | Защита творческого проекта, презентация. | 2 |
24-25 | Понятие о старославянском языке. | Практическое занятие. | Демонстрация работ по теме | 2 |
26-27 | Исследовательская работа «Интересные факты о старославянском языке» | Исследовательская работа | Защита научно-исследовательской работы | 2 |
28 | Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический проект. | Соревнование на выявление лучшего проекта. | Защита проекта | 1 |
29 | Конкурс «Проба пера». | Сочинение на свободную тему. | Сочинение | 1 |
30-32 | Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество» | Практическая работа на выбор. | Защита работы | 3 |
33 | Подведение итогов работы за год. Творческое задание. | Творческое задание. | Проект, инсценировка, эссе и др. | 1 |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен мнениями. План на новый учебный год | 1 |
Список литературы
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
- Одаренные дети, Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
- Одаренные дети в детском саду и в школе, А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
- Развитие творческого мышления детей, А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
- Проблемы одаренного ребенка, М. Богоявленская ж/л «Обруч». 2005 г.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскомуязыку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004.
- Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-326519-1382730295.jpg)
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-484705-1515533010.jpg)
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620076-1428391605.jpg)
Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...
Для родителей:"Психологическая характеристика одарённых детей. Общее понятие одарённости. История одарённости".
Общее понятие одаренности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132853-1554143161.jpg)
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473120-1409121392.jpg)
Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс
Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей во внеурочной деятельности по географии. Мы часто даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-949498-1585762332.png)
Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости
Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...