Алгоритм написания сочинения 9.1
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Королёва Вера Викторовна

Подготовка к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ в 9 классе

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием, внимательно его читаем, осмысливаем, выделяем ключевые слова.

Шаг 2.  Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.);
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Определяем основную мысль высказывания (что хотел сказать автор?).

Шаг 4.  Составляем план сочинения.

1 часть. Цитируем или пересказываем высказывание, объясняем его смысл (комментируем!).

2 часть. Приводим примеры-аргументы (два) из прочитанного текста (комментируем функции языкового явления!)

3 часть. Делаем вывод (в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами и очень кратко!).

Примечание: как правило, в сочинении 3 части, но может быть и 4, если рассматривать лексические и грамматические явления не в одном абзаце, а отдельно.

Шаблоны (речевые клише)

Для 1 части

Для 2 части

Для 3 части

Вариант1

…… (кто?) сказал: «…………….» (цитата)

……. (кто?) утверждал, что…… (пересказ цитаты)

Прочитав высказывание……..(чьё?) , выскажу своё мнение о……(предмет высказывания?).

Высказывание……. (чьё?) я понимаю так.

…… (кому?) принадлежат слова: «………….». (цитата)

Вариант 2

С этим высказыванием нельзя не согласиться.

Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Убедимся в этом, обратившись к тексту ……. (какого автора?).

Докажем это на примерах из текста ……. (какого автора?).

На примере этого текста можно

Убедиться в том, что … (автор высказывания?) действительно прав.

Во-первых, ………

Во-вторых, ………

Считаю, что…..

Думаю, что…..

Мне кажется, что….

По моему мнению, …….

Приведу пример из предложения …. (его номер).

В предложении…. (его номер) автор пишет: «…….».

В предложении…. (его номер) встречается такое языковое явление, как….

Таким образом, слова…. (чьи?) верны.

В заключение подчеркну, что…

Из сказанного можно сделать вывод о том, что…..

Итак, ….. (кто?) был прав.

В итоге приходим к выводу, что…(кто?) высказал важную и правильную мысль.

Примеры сочинений о словах Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом"

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Наш язык очень богат синонимами  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б. Васильева.

Во-первых, наш язык очень богат синонимами  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Во-вторых, русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

В итоге приходим к выводу, что К.Г. Паустовский был прав: действительно, в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах из текста Б. Васильева.

Приведу такой аргумент. Наш язык очень богат синонимами  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Еще один аргумент. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Из этого следует, что слова К.Г. Паустовского истинны.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

Наш язык очень богат синонимами  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

В заключение еще раз подчеркну, что слова К.Г. Паустовского о русском языке верны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

Алгоритм написания сочинения часть С

Ключевые слова, клише, советы и рекомендации  для написания части С....

Алгоритм написания сочинения

Разработан по этапный алгоритм написания сочинения : вступление, постановка проблемы, комментарий к поставленной проблеме, позиция автора, собственная позиция, аргумент, литературный аргумент, з...

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ

Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ основан на материале пособий Егораевой Т.Г. ЕГЭ. Рксский язык. Задания части 3 (С)" и Сениной Н.А., Нарушевича А.Г. "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ"...

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Клеше.

В помощь учащимся 9 класса при подготовке к ГИА п русскому языку....

алгоритм написания сочинения-рассуждения

Памятка для девятиклассников по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....