Разработка урока русского языка в 6 классе "Повторение по теме "Морфемика и словообразование""
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок-лаборатория,работа в группах.Раздаточный материал прилагается, презентацию смотрите на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 32.45 КБ |
раздаточный материал | 121.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Урок русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
Составила: Евдокименко Ксения Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
с. Бурла
2020г.
Аннотация
Урок русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Морфемика и словообразование» проводится с целью подготовки к контрольной работе, после изучения всех тем раздела «Морфемика и словообразование».Общая идея урока работа в группах-лабораториях,что показывает презентация, специфика заданий,атрибутика урока.Урок рассчитан на 40 минут.Предполагает разные формы работы:групповую и индивидуальную,разные виды заданий:письменные и устные,выполнение морфемного и словообразовательного разбора,выступление,написание научно обоснованного письма,работу на закрепление изученных орфограмм.Некоторые из выполняемых заданий встречаются в ВПР по русскому языку.Применяется самооценка и взаимооценка,проверка по «эталону»,а также контроль со стороны учителя.Работа в группах с распределением ролей позволяет учителю увидеть работу каждого ученика,а ученикам проявить себя.Учитывается здоровьесбережение-музыкальная,танцевальная физминутка.Занятие предполагает такое оборудование,как проектор,компьютер,музыкальные колонки,наличие кафедры для выступлений,парты расставлены для 4 групп.
К методической разработке прилагается презентация и раздаточный материал.
Тема: «Повторение и обобщение по теме «Морфемика и словообразование»»
Цель: Качественная подготовка к контрольной работе
Задачи:
1)Повторить терминологию – «морфема», «морфемика», «словообразование», «способы словообразования»
2)Закрепить умение выполнять морфологический и словообразовательный разбор
3)Закрепить правила орфографии «Чередование корней –кос—кас,-зар-зор», «Правописание приставок –пре и –при»
4)Повторить структуру письма как жанра
5)Повторить и применять правила работы в группе
Ход урока:
Ученики приходят в класс и рассаживаются по группам,после приветствия учитель сообщает о том,что сегодня мы не ученики,а ученые и находимся в лаборатории и будем заполнять «Колбу Знаний»(раздаточный материал лист №4)(Слайд№1)В группах-лабораториях ребятам предлагается распределить роли(раздаточный материал,слайд №2)-3 минуты.
Роли в лабораториях:
Капитан(принимает решение об ответе, записывает результаты в оценочный лист)________________________________________________________________________
Чтец(читает вслух)______________________________________________________________
Секретарь(записывает что-то от лица группы)________________________________________
Докладчик(отвечает устно)_________________________________________________________
После того как роли распределены,учитель предлагает ученикам вспомнить правила работы в группе(они оформляются учителем заранее и весь урок прикреплены к доске) :
1)Уважать друг друга
2)Уметь слушать
3)Выполнять свою роль в группе
Лаборатории выполняют первое задание-составить слово из морфем и записать его в тетрадь, комментировать задание готовятся чтецы. На задание 2 минуты.(Слайд№3)
1 лаборатория: приставка от слова «полет»,корень от слова «дарить»,суффикс от слова «лесок»
2 лаборатория: корень от слова «сами»,корень от слова «полет»,соединительная гласная О
3 лаборатория:корень от слова «мал»,суффикс от слова «деревенька»,окончание от слова «синий»
4 лаборатория: корень от слова «известный»,суффикс от слова «чайник»
Выступают чтецы лабораторий.Предполагаемые ответы(Слайд№4):
1 лаборатория: ПОДАРОК
2лаборатория: САМОЛЕТ
3 лаборатория: МАЛЕНЬКИЙ
4 лаборатория: ВЕСТНИК
Капитаны оценивают работу группы при выполнении задания, ставят отметку в оценочных листах.
Оценочный лист лаборатория №__________________________________________________
№ | Задание | Критерии | Оценка работы группы |
1 | Составление слов | «5»-задание выполнено верно, без помощи учителя «4»-допущено 1-2 ошибки или выполнено с помощью учителя частично «3»-допущено 3-4 ошибки или выполнять задание помогал учитель «2»-допущено 5 и более ошибок или задание не выполнено | |
2 | Выступление на конференции | ||
3 | Морфемный разбор | ||
4 | Словообразовательный разбор | ||
5 | Ответ на письмо | ||
6 | Работа с орфограммами | ||
Итоговая отметка |
Учитель задает вопрос: «Какое задание мы выполняли?Какие разделы науки о языке отвечают за состав слова?» Ученики формулируют тему,и так как раздел уже изучен,ключевым словом в теме будет повторение.Тему записывают в тетрадь(Слайд5).(2 минуты)
Учениками ставятся цели и задачи.Учитель размещает на доске подготовленные заранее основные термины либо записывает их на доске(2 минуты)
Учитель напоминает ученикам о том, что сегодня они ученые,а ученые часто бывают на конференциях им необходимо подготовить выступление(Слайд№6,7).Готовятся докладчики.На подготовку 3 минуты.
1 лаборатория: Дать определение терминам «Морфема», «Морфемика»
2 лаборатория: Перечислить морфемы
3 лаборатория: Перечислить способы образования слов
4 лаборатория: Рассказать о порядке словообразовательного разбора
Затем докладчики выходят к кафедрам, выступают( 4 минуты)
Выступление оценивается капитанами в оценочных листах.
Учитель : «Ребята,а для чего нам пригодится информация с конференции?»
Предполагаемый ответ : «Чтобы применять эти знания, выполнять разборы»
Следующее задание- морфемный разбор.К доске приглашаются секретари лабораторий,остальные ученики работают в тетради.На задание 2 минуты.
1 лаборатория-развеселый
2 лаборатория-овражек
3 лаборатория-подсвечник
4 лаборатория-лесовоз
Секретари комментируют выполненное задание. Капитаны оценивают работу секретаря, эта оценка ставится всей лаборатории.
Учитель: «Все ученые выезжают на эксперименты,чтобы нам уехать,выполним физминутку»(Музыкальный файл).Ученики повторяют движения за учителем.(2 минуты)
Колесики,колесики и красивый руль,
Дворники работают,водичка льет-
буль,буль,
Включаем зажигание и левый поворот,
Музыка наполную!Поехали!Вперед!
Учитель: «Молодцы!Добрались!А сейчас проведем эксперимент, как вы думаете,что мы будем расследовать?»
Слайд№10
1)Аптекарь
2)Покраснеть
3)Самолет
4)Придорожный
Предполагаемый ответ: «Каким способом образовалось слово»
На задание 3 минуты. Комментируют его чтецы.(2 минуты)
Работу лаборатории оценивают капитаны.
Учитель : «Ребята, мы повторили два разбора:морфемный и словообразовательный.Где нам пригодятся эти умения?»
Возможные ответы: «На ВПР,при выполнении контрольной работы,на самостоятельных …»
Учитель: «Какие задачи,поставленные на уроке,мы еще не выпонили?»
Ученики обращают внимание на список задач на доске,приходят к выводу,что не повторили правила орфографии.
Учитель: «Именно поэтому на адрес каждой лаборатории пришло письмо.вам необходимо будет дать на него научно обоснованный ответ.»
Для выполнения этого задания ученики вспоминают структуру письма(привестсвие,основная часть,прощание,подпись,дата)-2 минуты
На задание 5 минут.Докладчики комментируют ответ
Письмо
1)Здравствуйте,ребята!Меня зовут Артем.
Я проверил слово «кАсание» словом «кОсо» и допустил ошибку,объясните мне пожалуйста,каким правилом нужно пользоваться,когда пишешь слова с корнями «кас-кос»
2)Добрый день! Меня зовут Оксана.
Вчера на уроке русского языка мы писали слова с приставками –пре и –при.Я так и не разобралась, когда нужно писать –пре,а когда –при.Помогите мне пожалуйста
3)Привет,ребята!Объясните мне пожалуйста почему правильно пишется «зОрька»,но «зАря»?
Буду благодарен за помощь.Иван,6 класс.
4)Здравствуйте!Я ученица 6 класса,Меня зовут Инна.
Расскажите мне пожалуйста,как применять правило корней «лаг-лож»?
Буду ждать ответа.
Слайд №11
Капитаны оценивают работу группы.
Учитель: «А сейчас применим эти правила. На слайде задания.Как мы будем его выполнять?»(Слайд №12)
1 лаборатория слова с приставкой –ПРЕ
2 лаборатория слова с приставкой –ПРИ
3 лаборатория слова с буквой «А» в корне
4 лаборатория слова с буквой «О» в корне
Задание выполняется самостоятельно каждым учеником. 3 минуты
Учитель: «Теперь внутри группы поменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника с помощью критериев на оценочном листе и поставьте отметку»(Слайд №13)
Учитель: «Итак,мы выполнили все задачи,теперь наша «Колба Знаний» заполнена.У вас на портах по три смайлика:красный-«3»,желтый-«4»,зеленый-«5».Сейчас капитаны команд прикрепляют на «Колбу Знаний» тот смайл,какую отметку могут поставить своей лаборатории,на той высоте,насколько полны ваши знания.»(Слайд 14)-2 минуты
Учитель: «Снова слово капитанам,вам необходимо оценить работу каждого ученого в лаборатории,а ученые оценивают работу капитана»-2 минуты
Ученики получают отметки,по необходимости скорректированные учителем.
Учитель: «Запишем домашнее задание.»(Слайд15)1 минута
Базовый уровень
Выписать в тетрадь из учебника по литературе (рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)
- 5 слов,образованных приставочным способом
- 4 слова,образованных суффиксальным способом
Повышенный уровень
1)Выписать в тетрадь из учебника по литературе (рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)
- 5 слов,образованных приставочным способом
- 4 слова,образованных суффиксальным способом
2) Выполнить их словообразовательный анализ
Учитель комментирует задание,отвечает на вопросы: «На этом работа лабораторий закончена,спасибо за урок»
Предварительный просмотр:
Роли в лабораториях:
Капитан(принимает решение об ответе, записывает результаты в оценочный лист)________________________________________________________________________
Чтец(читает вслух)______________________________________________________________
Секретарь(записывает что-то от лица группы)________________________________________
Докладчик(отвечает устно)_________________________________________________________
Оценочный лист лаборатория №__________________________________________________
№ | Задание | Критерии | Оценка работы группы |
1 | Составление слов | «5»-задание выполнено верно, без помощи учителя «4»-допущено 1-2 ошибки или выполнено с помощью учителя частично «3»-допущено 3-4 ошибки или выполнять задание помогал учитель «2»-допущено 5 и более ошибок или задание не выполнено | |
2 | Выступление на конференции | ||
3 | Морфемный разбор | ||
4 | Словообразовательный разбор | ||
5 | Ответ на письмо | ||
6 | Работа с орфограммами | ||
Итоговая отметка |
Письмо
1)Здравствуйте,ребята!Меня зовут Артем.
Я проверил слово «кАсание» словом «кОсо» и допустил ошибку,объясните мне пожалуйста,каким правилом нужно пользоваться,когда пишешь слова с корнями «кас-кос»
2)Добрый день! Меня зовут Оксана.
Вчера на уроке русского языка мы писали слова с приставками –пре и –при.Я так и не разобралась, когда нужно писать –пре,а когда –при.Помогите мне пожалуйста
3)Привет,ребята!Объясните мне пожалуйста почему правильно пишется «зОрька»,но «зАря»?
Буду благодарен за помощь.Иван,6 класс.
4)Здравствуйте!Я ученица 6 класса,Меня зовут Инна.
Расскажите мне пожалуйста,как применять правило корней «лаг-лож»?
Буду ждать ответа.
«Колба Знаний»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения.
В данной разработке представлены 2 урока русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения, разработанной Заслуженным учителем ...
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР.
Материалы методической работы с детьми с ОВЗ (с ДЦП).Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР....
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»
Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения, игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....