Разработка урока русского языка в 6 классе "Повторение по теме "Морфемика и словообразование""
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ляпко Ксения Витальевна

Урок-лаборатория,работа в группах.Раздаточный материал прилагается, презентацию смотрите на сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок32.45 КБ
Файл раздаточный материал121.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская  средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Урок русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Составила: Евдокименко Ксения Витальевна,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

с. Бурла

2020г.

Аннотация

Урок русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Морфемика и словообразование» проводится с целью подготовки к контрольной работе, после изучения всех тем раздела «Морфемика и словообразование».Общая идея урока работа в группах-лабораториях,что показывает презентация, специфика заданий,атрибутика урока.Урок рассчитан на 40 минут.Предполагает разные формы работы:групповую и индивидуальную,разные виды заданий:письменные и устные,выполнение морфемного и словообразовательного разбора,выступление,написание научно обоснованного письма,работу на закрепление изученных орфограмм.Некоторые из выполняемых заданий встречаются в ВПР по русскому языку.Применяется самооценка и взаимооценка,проверка по «эталону»,а также контроль со стороны учителя.Работа в группах с распределением ролей позволяет учителю увидеть работу каждого ученика,а ученикам проявить себя.Учитывается здоровьесбережение-музыкальная,танцевальная физминутка.Занятие предполагает такое оборудование,как проектор,компьютер,музыкальные колонки,наличие кафедры для выступлений,парты расставлены для 4 групп.

К методической разработке прилагается презентация и раздаточный материал.

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Морфемика и словообразование»»

Цель: Качественная подготовка к контрольной работе

Задачи:

1)Повторить терминологию – «морфема», «морфемика», «словообразование», «способы словообразования»

2)Закрепить умение выполнять морфологический и словообразовательный разбор

3)Закрепить правила орфографии «Чередование корней –кос—кас,-зар-зор», «Правописание приставок –пре и –при»

4)Повторить структуру письма как жанра

5)Повторить и применять правила работы в группе

Ход урока:

Ученики приходят в класс и рассаживаются по группам,после приветствия учитель сообщает о том,что сегодня мы не ученики,а ученые и находимся в лаборатории и будем заполнять «Колбу Знаний»(раздаточный материал лист №4)(Слайд№1)В группах-лабораториях ребятам предлагается распределить роли(раздаточный материал,слайд №2)-3 минуты.

Роли в лабораториях:

Капитан(принимает решение об ответе, записывает результаты в оценочный лист)________________________________________________________________________

Чтец(читает  вслух)______________________________________________________________

Секретарь(записывает что-то от лица группы)________________________________________

Докладчик(отвечает устно)_________________________________________________________

После того как роли распределены,учитель предлагает ученикам вспомнить правила работы в группе(они оформляются учителем заранее и весь урок прикреплены к доске) :

1)Уважать друг друга

2)Уметь слушать

3)Выполнять свою роль в группе

Лаборатории выполняют первое задание-составить слово из морфем и записать его в тетрадь, комментировать задание готовятся чтецы. На задание 2 минуты.(Слайд№3)

1 лаборатория: приставка от слова «полет»,корень от слова «дарить»,суффикс от слова «лесок»

2 лаборатория: корень от слова «сами»,корень от слова «полет»,соединительная гласная О

3 лаборатория:корень от слова «мал»,суффикс от слова «деревенька»,окончание от слова «синий»

4 лаборатория: корень от слова «известный»,суффикс от слова «чайник»

Выступают чтецы лабораторий.Предполагаемые ответы(Слайд№4):

1 лаборатория: ПОДАРОК

2лаборатория:  САМОЛЕТ

3 лаборатория:  МАЛЕНЬКИЙ

4 лаборатория:  ВЕСТНИК

Капитаны оценивают работу группы при выполнении задания, ставят отметку в оценочных листах.

Оценочный лист лаборатория №__________________________________________________

Задание

Критерии

Оценка работы группы

1

Составление слов

«5»-задание выполнено верно, без помощи учителя

«4»-допущено 1-2 ошибки или выполнено с помощью учителя частично

«3»-допущено 3-4 ошибки или выполнять задание помогал учитель

«2»-допущено 5 и более ошибок или задание не выполнено

2

Выступление на конференции

3

Морфемный разбор

4

Словообразовательный разбор

5

Ответ на письмо

6

Работа с орфограммами

Итоговая отметка

Учитель задает вопрос: «Какое задание мы выполняли?Какие разделы науки о языке отвечают за состав слова?» Ученики формулируют тему,и так как раздел уже изучен,ключевым словом в теме будет повторение.Тему записывают в тетрадь(Слайд5).(2 минуты)

Учениками ставятся цели и задачи.Учитель размещает на доске подготовленные заранее основные термины либо записывает их на доске(2 минуты)

Учитель напоминает ученикам о том, что сегодня они ученые,а ученые часто бывают на конференциях им необходимо подготовить выступление(Слайд№6,7).Готовятся докладчики.На подготовку 3 минуты.

1 лаборатория: Дать определение терминам «Морфема», «Морфемика»

2 лаборатория: Перечислить морфемы

3 лаборатория: Перечислить способы образования слов

4 лаборатория: Рассказать о порядке словообразовательного разбора

Затем докладчики выходят к кафедрам, выступают( 4 минуты)

Выступление оценивается капитанами в оценочных листах.

Учитель : «Ребята,а для чего нам пригодится информация с конференции?»

Предполагаемый ответ : «Чтобы применять эти знания, выполнять разборы»

Следующее задание- морфемный разбор.К доске приглашаются секретари лабораторий,остальные ученики работают в тетради.На задание 2 минуты.

1 лаборатория-развеселый

2 лаборатория-овражек

3 лаборатория-подсвечник

4 лаборатория-лесовоз

Секретари комментируют выполненное задание. Капитаны оценивают работу секретаря, эта оценка ставится всей лаборатории.

Учитель: «Все ученые выезжают на эксперименты,чтобы нам уехать,выполним физминутку»(Музыкальный файл).Ученики повторяют движения за учителем.(2 минуты)

Колесики,колесики и красивый руль,

Дворники работают,водичка льет-

буль,буль,

Включаем зажигание и левый поворот,

Музыка наполную!Поехали!Вперед!

Учитель: «Молодцы!Добрались!А сейчас проведем эксперимент, как вы думаете,что мы будем расследовать?»

Слайд№10

1)Аптекарь

2)Покраснеть

3)Самолет

4)Придорожный

Предполагаемый ответ: «Каким способом образовалось слово»

На задание 3 минуты. Комментируют его чтецы.(2 минуты)

Работу лаборатории оценивают капитаны.

Учитель : «Ребята, мы повторили два разбора:морфемный и словообразовательный.Где нам пригодятся эти умения?»

Возможные ответы: «На ВПР,при выполнении контрольной работы,на самостоятельных …»

Учитель: «Какие задачи,поставленные на уроке,мы еще не выпонили?»

Ученики обращают внимание на список задач на доске,приходят к выводу,что не повторили правила орфографии.

Учитель: «Именно поэтому на адрес каждой лаборатории пришло письмо.вам необходимо будет дать на него научно обоснованный ответ.»

Для выполнения этого задания ученики вспоминают структуру письма(привестсвие,основная часть,прощание,подпись,дата)-2 минуты

На задание 5 минут.Докладчики комментируют ответ

Письмо

1)Здравствуйте,ребята!Меня зовут Артем.

Я проверил слово «кАсание» словом «кОсо» и допустил ошибку,объясните мне пожалуйста,каким правилом нужно пользоваться,когда пишешь слова с корнями «кас-кос»

2)Добрый день! Меня зовут Оксана.

Вчера на уроке русского языка мы писали слова с приставками –пре и –при.Я так и не разобралась, когда нужно писать –пре,а когда –при.Помогите мне пожалуйста

3)Привет,ребята!Объясните мне пожалуйста  почему правильно пишется «зОрька»,но «зАря»?

Буду благодарен за помощь.Иван,6 класс.

4)Здравствуйте!Я ученица 6 класса,Меня зовут Инна.

Расскажите мне пожалуйста,как применять правило корней «лаг-лож»?

Буду ждать ответа.

Слайд №11

Капитаны оценивают работу группы.

Учитель: «А сейчас применим эти правила. На слайде задания.Как мы будем его выполнять?»(Слайд №12)

1 лаборатория слова с приставкой –ПРЕ

2 лаборатория слова с приставкой –ПРИ

3 лаборатория слова с буквой «А» в корне

4 лаборатория слова с буквой «О» в корне

Задание выполняется самостоятельно каждым учеником. 3 минуты

Учитель: «Теперь внутри группы поменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника с помощью критериев на оценочном листе и поставьте отметку»(Слайд №13)

Учитель: «Итак,мы выполнили все задачи,теперь наша «Колба Знаний» заполнена.У вас на портах по три смайлика:красный-«3»,желтый-«4»,зеленый-«5».Сейчас капитаны команд прикрепляют на «Колбу Знаний» тот смайл,какую отметку могут поставить своей лаборатории,на той высоте,насколько полны ваши знания.»(Слайд 14)-2 минуты

Учитель: «Снова слово капитанам,вам необходимо оценить работу каждого ученого в лаборатории,а ученые оценивают работу капитана»-2 минуты

Ученики получают отметки,по необходимости скорректированные учителем.

Учитель: «Запишем домашнее задание.»(Слайд15)1 минута

 Базовый уровень

Выписать в тетрадь  из учебника по литературе (рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)

  • 5 слов,образованных приставочным способом
  • 4 слова,образованных суффиксальным способом

Повышенный уровень

1)Выписать в тетрадь  из учебника по литературе (рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)

  • 5 слов,образованных приставочным способом
  • 4 слова,образованных суффиксальным способом

2) Выполнить их словообразовательный анализ

Учитель комментирует задание,отвечает на вопросы: «На этом работа лабораторий закончена,спасибо за урок»



Предварительный просмотр:

Роли в лабораториях:

Капитан(принимает решение об ответе, записывает результаты в оценочный лист)________________________________________________________________________

Чтец(читает  вслух)______________________________________________________________

Секретарь(записывает что-то от лица группы)________________________________________

Докладчик(отвечает устно)_________________________________________________________

Оценочный лист лаборатория №__________________________________________________

Задание

Критерии

Оценка работы группы

1

Составление слов

«5»-задание выполнено верно, без помощи учителя

«4»-допущено 1-2 ошибки или выполнено с помощью учителя частично

«3»-допущено 3-4 ошибки или выполнять задание помогал учитель

«2»-допущено 5 и более ошибок или задание не выполнено

2

Выступление на конференции

3

Морфемный разбор

4

Словообразовательный разбор

5

Ответ на письмо

6

Работа с орфограммами

Итоговая отметка

Письмо

1)Здравствуйте,ребята!Меня зовут Артем.

Я проверил слово «кАсание» словом «кОсо» и допустил ошибку,объясните мне пожалуйста,каким правилом нужно пользоваться,когда пишешь слова с корнями «кас-кос»

2)Добрый день! Меня зовут Оксана.

Вчера на уроке русского языка мы писали слова с приставками –пре и –при.Я так и не разобралась, когда нужно писать –пре,а когда –при.Помогите мне пожалуйста

3)Привет,ребята!Объясните мне пожалуйста  почему правильно пишется «зОрька»,но «зАря»?

Буду благодарен за помощь.Иван,6 класс.

4)Здравствуйте!Я ученица 6 класса,Меня зовут Инна.

Расскажите мне пожалуйста,как применять правило корней «лаг-лож»?

Буду ждать ответа.

«Колба Знаний»

C:\Users\б\Desktop\КУРСЫ\УРОК УЧИТЕЛЬ ГОДА\kisspng-chemistry-science-laboratory-flasks-clip-art-liquid-5abbca7e9d5b58_7541794015222565106446.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения.

В данной разработке представлены 2 урока русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения, разработанной Заслуженным учителем ...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования учащихся с ЗПР.

Материалы методической работы с детьми с ОВЗ (с ДЦП).Использование игровых технологий на уроках русского языка для формирования и развития процесса словообразования  учащихся с ЗПР....

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....