Рабочая программа. Русский язык. 7класс (коррекционный, 8 вид)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Бурундукова Любовь Николаевна

Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_7_kl_pismo_i_razvitie_rechi.docx65.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся  7 класса с умственной отсталостью ГБОУ «РЦО»  на 2019-2020.

 Адаптированная рабочая программа  для детей с УО составлена на основе:

  • Положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 (одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012; вступил в силу с 29 декабря 2012;
  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой ( Москва «Просвещение» 2008 года).  
  •  СанПиН 2.4.2.3286-15.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей̆-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009 г
  • Программа АООП НОО для детей с ОВЗ ГБОУ «Республиканский Центр Образования»    представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащихся с умственной отсталостью.
  • Устав ГБОУ «Республиканский Центр Образования».
  • Учебного плана ГБОУ «Республиканский Центр Образования».

Задачи программы:  

1. Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования.

3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

В школе для детей с интеллектуальными нарушениями  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель изучения учебного предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за счёт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и использовать  языковые средства в соответствии с условиями общения.

Задачи преподавания письма и развития речи в 7 классе:

-закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-развивать речь обучающихся, обогащать её словарь;

-воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение письму и развитию речи в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по письму и развитию речи предусматривается концентрическое изучение предмета.

Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.

В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает несколько  направлений.

Совершенствование движений и сенсорного развития:

- развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикулярной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция и развитие памяти;

- коррекция и развитие внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие умения выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивости и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность;

- восприятие правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

- развитие фонематического восприятия;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи;

- коррекция диалогической речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;

- формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Назначение уроков  письма и развития речи в 7 классе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В программу внесены изменения по количеству отведённых часов. На изучение курса «Письмо и развитие речи» в 7  классе  отводится  34 часа. (1ч в неделю)

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:   устные и письменные методы контроля; контроль с помощью технических средств и информационных систем, фронтальные, групповые или индивидуальные; ​итоговые и текущие.

Количество  тематических контрольных и практических  работ:

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество контрольных работ

(в том числе интерактивных, письменных тестов, диктантов)

I четверть

 8

1

2

II четверть

7

1

2

III четверть

10

1

4

IV четверть

9

1

2

Итого в год

34

34

10

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:   устные и письменные методы контроля; контроль с помощью технических средств и информационных систем, фронтальные, групповые или индивидуальные; ​итоговые и текущие.

Оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие (несоответствие) науке и практике, прочность усвоения (полнота и надежность).

Результаты овладения Программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности предусматривается пятибалльная система оценивания(минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал  к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Для мониторинга динамики развития обучающихся на уроках русского языка применяются следующие формы контроля:

  1. Текущий контроль – фронтальный опрос (беседа), самостоятельная работа в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-фифференцированные (и-д) задания), дидактическая игра, программированный контроль – компьтерное и-д тестирование.  
  2. Тематический контроль в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме – самостоятельной работы в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-фифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.
  3. Итоговый контроль в конце учебных четвертей и в конце года в форме – самостоятельной работы в рабочих тетрадях, на карточках (индивидуально-дифференцированные (и-д) задания), компьютерное и-д тестирование.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

Цель курса: формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.

Задачи курса:

-        способствовать формированию практически значимых орфографических и пунктуационных  навыков (в пределах программных требований);

-способствовать формированию навыков  по построению   простых  и сложных предложений  различной степени распространенности и употребления их в речи;

-способствовать обогащению и активизации  словаря обучающихся, формированию навыков грамотного письма;

-способствовать совершенствованию умений пользоваться связной устной и письменной речью;

-способствовать воспитанию интереса к русскому языку- формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа;

-развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное;

- развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.

Основной формой организации  процесса обучения является урок. Процесс обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий: а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный, урок-игра,

урок-викторина,  

урок – путешествие;

урок с элементами исследования;

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Межпредметные связи:

- письмо и развитие речи - СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);

- письмо и развитие речи — ИЗО (закрепление навыка описания картин);

- письмо и развитие речи — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики); 

- письмо и развитие речи – математика (написание названий чисел в пределах 300, поиск нужной страницы в учебнике);

- письмо и развитие речи – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).

МЕСТО ПРЕМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Класс

Количество часов

В неделю

В год

7

1

34

 

Итого 34ч в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Личностные результаты изучения курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе

Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке.

Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.

Предметные результаты курса «Письмо и развитие речи»

Минимальный уровень

               Достаточный уровень

  • - различать звуки и буквы, звуки гласные
  •  и согласные, обозначать их на письме;
  • - обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • - использовать способы проверки
  • написания гласных и согласных в корне слов.
  •  -строить простое распространённое
  • предложение;
  • - пользоваться школьным
  • орфографическим словарём.

-выделять главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

-различать части речи;

-использовать наиболее распространенные правила правописания слов;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с

однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после

предварительной обработки каждой части;

- оформлять деловые бумаги по образцам; пользоваться словарем.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информация об используемых педагогических технологиях

Методы

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: 
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; ​итоговые и текущие

Формы обучения: 
1.      По охвату детей в процессе обучения (фронтальные; индивидуальные)
2.      По месту организации (школьные)
3.      Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.      Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.             

Виды деятельности

- устное и письменное решение выполнение заданий;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных знаний;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных и устных работ.

- самостоятельная работа с учебником. 

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего, дифференцированного обучения.

Разделы и их содержание

Повторение.

 Простое предложение, простое предложение с однородными членами. Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но». Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».

Слово. Состав слова

     Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные в корне. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твёрдый знак после приставок. Сложные слова.

Части речи. Имя существительное

     Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Склонение имён существительных в единственном числе. Правописание имён существительных 1, 2, 3 склонения. Склонение имён существительных во множественном числе.

Имя прилагательное

     Имя прилагательное как часть речи. Склонение имён прилагательных единственного числа. Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Местоимение

     Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1,2,3 лица. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Глагол

     Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам и числам. «Не» с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание личных окончаний глаголов.

Предложение.

     Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. Однородные члены предложения с повторяющимся союзом «и». Сложное предложение. Обращение.

Повторение изученного за год.

Словарь.Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов).

Место предмета в учебном плане ОУ

Общее количество часов в год – 34час. Количество часов в неделю – 1 час.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Названия разделов и тем

Кол-во часов

сроки

Коррекционная работа

1.

Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласные.

1

2.09

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Коррекция грамматической стороны речи.

Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. Коррегировать мелкую моторику пальцев и рук; развитие навыков каллиграфии;

2.

Употребление разделительных ъ ь в словах.

1

9.09

3.

Правописание безударных гласных в словах

1

16.09

4.

Правописание звонких и глухих согласных в словах

1

23.09

5.

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.

1

30.09

6

Образование разных частей речи с помощью суффиксов

1

7.10

7

Образование разных частей речи с помощью приставок

14.10

8

Диктант за 1 четверть

1

21.10

9

Безударные гласные в корне

1

2 четверть

11.11

Коррекция речевой деятельности (комментирование): слово, правило, объясняю, пишу.

Коррекция грамматического строя речи.

10

Способы проверки орфограмм в корне слова

18 12

11

Разделительный ъ после приставок

1

25 11

12

Правописание в корне и приставке

1

02 12

13

Знакомство со сложными словами

1

9 12

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)

Коррекция поведения (адекватная реакция)

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.

14

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

16 12

15

 Работа над ошибками. Имя существительное. Роль в речи

Правописание падежных окончаний существительных.

1

23 12

16.

Правописание безударных падежных окончаний.

Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце.

1

3 четверть

13 01

Коррекция грамматической стороны речи.

17.

Имя прилагательное.

1

20 01

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти.

Коррекция связной речи. Коррекция на установление смысловых связей. Коррекция диалогической речи

18.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

27 01

Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах

1

19.

Склонение имён прилагательных.

1

03 02

20.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

10 02

21

Значение в речи личных местоимений.

1

17 02

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти.

Коррекция связной речи.

Коррекция на установление смысловых связей. Коррекция диалогической речи.

22

Глагол. Роль в предложении.

1

2 02

23.

24.

Диктант. Работа над ошибками

Начальная форма глагола.

1

16 02

4 четверть

25.

Изменение глагола по временам

1

Коррекция грамматического строя речи.

Коррекция социального поведения. Коррекция мыслительной деятельности. Коррекция памяти и внимания.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание. пояснение ,вывод)

26.

27.

Изменение глагола по числам.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

28.

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

1

29.

Однородные члены предложения без союза и с союзом и

1

30.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

31.

Контрольный диктант

1

32.

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

1

33, 34.

Повторение пройденного.

2

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), №  4 (Глагол)
  3. Галунчикова, Н. Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.
  5. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Словари:  1. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.

Для ученика:

  1. Галунчикова, Н. Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.

  1. Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), №  4 (Глагол)

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/school-collection.edu.ru
  2. http://www.rusedu.ru
  3. http://rus.1september.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://www.metodist.ru
  6. http://www.kemet.ru
  7. http://www.kemet.ru
  8. http://www.earth-history.com/

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1 – 2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится. Если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 –9 классы

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1 -2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3 –5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 –8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1 –2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуальных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:

а)Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:

-повторение одной и другой же буквы (например, поосуда)

-не дописывание слов;

-пропуск одной части слова при переносе;

-повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует

рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи –искажение звуко –буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). Привыставлениеоценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие

грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе

грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает

1 –2 исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 –

3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание

изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4

5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного

материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложение и сочинения

Изложения и сочинения в специальной (коррекционной) школе VIII вида могут быть только обучающего характера.

В 4-5 классах для изложений дают тексты повествовательного характера, объемом 20 –45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по

содержанию, так и по объему: в 6-7 классе –45-70 слов; 8-9 классе 70 -100 слов.

Изложения пишутся по готовому плану или составлено коллективно под руководством учителя, в 8- 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений или сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений или сочинений выводится одна общая оценка,

охватывающая все стороны данной работы.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательного изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,

употребление слов, допускается 1-2 орфографических ошибок.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написано без искажений

авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построение предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками;

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (тема не раскрыта), имеет более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, долее 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.В исключительных случаях, когда, в основном, при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки –за грамотность и изложение содержания.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Контрольно-измерительные материалы РУССКИЙ ЯЗЫК

Диктант 1

Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами; находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

О б ъ я с н е н и е значения и написания слов: кочаны, усыпано.

Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Грамматическое з а д а н и е:

1) Разберите по членам предложения четвертое предложение.

2) Подчеркните словарные слова.

3) К слову «срезают» запишите проверочное.

Диктант 2

Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.

2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа « Русский язык» 7класс

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Георгиевская сош» с учетом УМК авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского по р...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

программа русский язык 7класс

Русский язык:Учебник для 7 кл.      общеобразовательных  организаций /Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова . - М.: Просвещение, 2017....

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)

Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...