Материалы ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Типы односоставных предложений
- Главный член - сказуемое
- Определенно-личное: сказуемое - глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа настоящего или будущего времени; в повел. накл..
Жду (ждём, ждёшь, ждёте, ждите) от тебя известий (я, мы, ты, вы).
- Неопределенно-личное: сказуемое - глагол в форме 3-го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в форме мн.ч. прош. вр.
Стучат (стучали) в дверь.
- Безличное: при сказуемом нет подлежащего.
Смеркается.
Двусоставные предложения | Безличные предложения | Чем выражено сказуемое в безличном предложении | |
Светает. | Безличным глаголом | ||
(состояние природы) | |||
Приятно пахнет черёмуха. | Приятно пахнет черёмухой. (состояние среды) | Личным глаголом в безличном значении | |
Я не сплю | Мне не спится.(состояние человека) | Возвратным глаголом в безличном значении | |
Будет гроза! | Быть грозе! (неизбежность) | Н. Ф. глагола | |
Есть зверь сильнее кошки. | Сильнее кошки зверя нет. (отсутствие чего-либо) | Неизменяемой глагольной формой нет | |
В лесу всё тихо | В лесу тихо.(состояние природы) | Словом состояния | |
Я грустна | Мне грустно | Словом состояния | |
Нельзя курить! | Словом состояния (надо, можно, нельзя, нужно + Н.Ф. глагола) |
Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление согласованных определений
Согласованные определения (зависимое слово согласуется с главным в р., ч., п.): перед деревянным домиком, у моей сестры – согласование.
Обособленные согласованные определения выражаются:
1.Причастными оборотами или одиночными причастиями:
А) Туча, / облегавшая полнеба /, постепенно рассеялась.
Б) / Взволнованный / (одиночное), он говорил долго.
2) Распространёнными и одиночными прилагательными:
А) Небо, /полное грозою / (распространённое прилагательное), всё в зарницах трепетало.
Б) Эта мысль, /простая и ясная / (одиночное прилагательное), не давала покоя.
Обособление несогласованных определений
Несогласованные определения - сущ. в Р. п. с предлогом и без предлога и другие падежные формы с различными предлогами:ветви (какие?) берёзы ; лодка (какая?) с парусом ).
Дальше начинался город, /с высокими домами, лавками , складами/.
Обособление приложений
Приложение - определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение даёт другое название, характеризующее предмет.
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Он пришёл с сыном, / десятилетним мальчиком /, на выставку.
Пушкин, /великий русский поэт /, родился в Москве.
Обособление обстоятельств
Обстоятельства отвечают на следующие вопросы: где? когда? по какой причине? с какой целью? как? и т. д.
Обособленные обстоятельства выражаются:
1. Деепричастиями
Деепричастие - это
неизменяемая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав? Сигнал деепричастия - это суффиксы -Я (А), -В, -вши (читая, уходя, прочитав).
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда.
Костер давно догорел и, |распавшись на угли|, угасал.
2.Существительными с предлогами:
А) Существительные с предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА:
/Несмотря на надвигающуюся грозу/, она отправилась в горы.
Б) Обстоятельства причины с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу.
В) Уступительные обстоятельства с предлогом вопреки
Г) Обстоятельства условия с предлогами при наличии, при отсутствии.
3. Уточняющими членами (членами предложения, которые уточняют предшествующий член предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.
Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.
Примеры:
В подвале (где?), /под полками/ (где именно?), дед хранил свои инструменты.
Обособление дополнений
Дополнения с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая.
* Кроме школьников, в вечере участвовали родители.
10. Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.
А) Труд этот, Ваня, был страшно громаден.
Б) Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
В) О небо, над нами синей! Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.
Г) Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Вводные слова - это слова или сочетание слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, указывает на последовательность мыслей, указывает на источник сообщения.
Основные группы вводных слов | Вводные слова |
Уверенность | конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, безусловно, без сомнения, действительно |
Неуверенность | Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, видимо, по-видимому, по всей вероятности, должно быть |
Различные чувства говорящего в связи с сообщением | к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к огорчению |
Источник сообщения | говорят, сообщают, по словам, по-моему, по мнению, по сведению, по утверждению |
Порядок мыслей, последовательность изложения | итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим, значит, например, таким образом, напротив, наоборот |
Способ оформления высказываемых мыслей | одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, лучше сказать |
Призыв с целью привлечения внимания к сообщению | видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим |
Запомнить:
Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.
Сложное предложение
Союзное Средства связи: союзы, союзные слова, интонация | Бессоюзное Средства связи: интонация | ||
сложносочинённое | сложноподчинённое | ||
Средства связи: интонация, сочинительные союзы союзы: и, или, а, но(сочинительные союзы также связывают однородные члены предложения) Части предложения равноправны: [ ], и [ ] [Взошёл молодой месяц], и [всё кругом потонуло в фантастическом свете]. | Средства связи: интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия) союзы: что, чтобы, если, когда союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как Части предложения неравноправны: есть главная часть и зависимая (придаточная), от главной к зависимой части задаётся вопрос [ ], (союз ) [ ], (союзное слово ) [Мне снится сон], (что сплю я непробудно). | Средства связи: интонация Части предложения равноправны (часто – формально равноправны) [ ] , [ ] [ ] ; [ ] [ ] : [ ] [ ] - [ ] [Все знают]: [слоны в диковинку у нас]. |
Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором две и более простых предложения связаны сочинительными союзами (и, а, да, но, или).
- [Ветерок беспокойно содрогался в тёмных деревьях], и [где-то далеко ворчал гром]. [ ], и [ ].
(Сочинительные союзы располагаются между простыми предложениями, не относятся ни к одной части.)
- [Товарищи относились к нему неприязненно], [солдаты желюбили воистину]. (Тоже, также, же занимают необычное место: находятся внутри второй части.)
- Сочинительные союзы
|
и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... , так и |
|
или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то |
• Противительные |
а, да (= но), но, зато, однако, однако же, же, только, не только ... но и |
- Отличие сложносочинённого предложения от простого предложения.
Север дышит ветром ночи и полынь колышет (простое предложение).
- Запятая не ставится в сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо в следующих случаях:
[В сентябре лес реже] и [птичьи голоса тише]. Когда взошло солнце, [роса высохла] и[ трава позеленела]. |
Где будет собрание и кто его председатель? Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! |
- Между частями сложносочиненного предложения ставится тире, если в предложении содержится резкого противопоставление или указывается на быструю смену событий, на неожиданный результат:
Положишь палочку на воду — и она поплывет по течению.
Она вдохнула в себя немного воздуху — и запахло холодным морем.
Я спешу туда ж — а там уже весь город.
Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений.
Виды придаточного предложения, вопросы | Примеры присоединяющих союзов и союзных слов | Примеры предложений |
Определительные. Какой? | Союзные слова: который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей | Огромная туча (какая?), которая медленно двигалась по небу, заставила нас отказаться от прогулки. Она убежала в комнату (какую?), где прошла вся её жизнь. |
Изъяснительные. Вопросы косвенных падежей. | Союзы: что, как, будто, чтобы, ли, как бы не. Союзные слова: когда, куда, сколько, что, как | Я знаю (что?), что должен идти. Начальник спросил (о чём?), всё ли готово к совещанию. Надо почувствовать (что?), когда надо начать говорить. |
Степени и образа действия. В какой степени? Насколько? Как? Каким образом? | Союзы: что, чтобы, будто, как будто, словно, точно. Союзные слова: как, сколько, насколько | Работу делали так (как?), чтобы потом не стыдиться. Она была настолько умна (насколько?), чтобы не заметить этого. |
Сравнительные. Как? | Союзы: будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как | Он был спокоен (как?), как тихая вода. Жизнь прошла (как?), будто стрела пролетела. |
Места. Где? Куда? Откуда? | Союзные слова: где, куда, откуда. | Я приехал туда (куда?), куда меня направили. Мне везде дорога (где?), где свободно дышится. |
Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Союзы: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор пока, после того как | Пока туристы готовились к походам, они изучали правила поведения в лесу. (когда?) |
Цели. Зачем? С какой целью? | Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, с тем чтобы. | Я беру с собой компас (зачем?), чтобы не заблудиться в лесу. |
Причины. Почему? Отчего? | Союзы: ибо, потому то, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, поскольку | Мы договорились ехать в пятницу (почему?), потому что хотели прибыть на встречу вовремя. |
Следствия. Вследствие его что произошло? | Союз: так что | От фонарей было светло (вследствие чего что произошло?), так что мы смогли прочитать объявление |
Условия. При каком условии? | Союзы: когда, если, коли, ежели, раз. | Я готов встретиться с вами (при каком условии?), если вы не возражаете. |
Уступки. Несмотря на что? | Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что. Союзные слова: где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни. | Я сижу дома (несмотря на что?), хотяпогода хорошая. |
Знаки препинания перед союзом КАК
- Запятая ставится
- Сравнительный оборот:
Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
- Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило:
По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
- Приложение с причин. значением:
Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!
- В предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь:
Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
- После как следует и:
Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
- Запятая не ставится
- Перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти, ...:
Газета вышла не как всегда.
- Оборот в составе сказуемого:
Был лес как сон и снег как сон.
- Оборот = "в качестве":
Ленский везде был принят как жених.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку русского языка
Мои разработки, методический материал, презентации к урокам....
Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины
Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса, учат внимател...
Папка с материалами ГИА по русскому языку
Практический материал для подготовки к ГИА по русскому языку, задания для отработки частей А и В, клише для написания части С.1 и С.2...
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»
Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....
Материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...