Материалы к уроку русского языка
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Мои разработки, методический материал, презентации к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_kruzhka.doc | 55.5 КБ |
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc | 52 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_10_kl.ppt | 655 КБ |
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.
Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.
Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Содержание курса
Раздел 1.
О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
Раздел 2.
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.
Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.
Раздел 3.
Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.
Лингвистические словари.
Раздел 4.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Раздел 5.
Речевая культура.
Языковые нормы:
орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Живое слово»
№ | тема занятия | кол.часов | виды деятельности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. | Раздел 1. Из истории письменности Начальные сведения о происхождении слов Назначение языка Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества Значение языка для жизни общества Слово-заповедь Творческая работа Работа с этимологическим словарём Раздел 2. Старое и новое в слове Из истории слов и выражений Народное слово в литературном языке Почему мы так говорим Литературный калейдоскоп Раздел 3. Слово и его системные отношения Сколько слов в русском языке Сколько мы знаем слов Активные и пассивные слова Группы слов Лингвистические словари Раздел 4. Лексическое богатство русского языка Лексическое значение слова Способы определения значения слова Слова однозначные и многозначные Употребление многозначных слов в произведениях словесности Омонимы, их отличие от многозначных слов Роль омонимов в художественных произведениях Синонимы, их роль в художественных произведениях Антонимы, их роль в художественных произведениях Неологизмы, их роль в художественных произведениях Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении Фразеологизмы, их выразительность Работа с толковыми словарями Создание собственных текстов Раздел 5. Речевая культура- языковые нормы: орфоэпические нормы лексические нормы грамматические нормы синтаксические нормы | 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | работа с источником информации: составление тезисов лекции ролевая игра работа с текстами защита мини – проектов работа с источником информации творческая работа «Сердце слова» работа со словарём; составление словарной статьи составление вопросника к лекции составление заметок на школьный стенд дискуссия поиск в художественных текстах составление тезисов к лекции мини-исследование лингвистическая дуэль беседа работа со словарями запись тезисов коллективное обсуждение работа со словарями анализ фрагментов из художественных произведений работа с текстами работа с текстами самостоятельный подбор текстов исследование текстов архаизмы в лирике А.С.Пушкин подражание образцу работа со словарями выступление на занятии тестирование тестирование тестирование тестирование |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Урок русского языка в 10 классе
Определение проблемы текста как составная часть сочинения-рассуждения
Урок подготовлен и проведен
учителем русского языка и литературы
Кудиновой Любовью Васильевной
г. Благодарный
2011 год
ТЕМА УРОКА: Определение проблемы текста как составная часть сочинения-рассуждения
ЦЕЛИ УРОКА 1.Осуществлять планомерную подготовку к сдаче ЕГЭ.
2.Обучать написанию сочинения-рассуждения.
3.Воспитывать ответственность за сдачу единого государственного экзамена.
ХОД УРОКА
1-й этап МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово учителя
Ребята, сегодня вы ещё учитесь в десятом классе, но уже на будущий год вам предстоит серьёзное испытание- сдача Единого Государственного Экзамена. Как вы уже знает, в экзаменационной работе три части: А, В, С.Часть С в экзаменационной работе (написание сочинения-рассуждения) относится к повышенному уровню сложности, поэтому за выполнение этого вида работы, конечно, в случае правильного выполнения, вы можете получить более 20-ти баллов. Однако, как показывает статистика, именно часть С является камнем преткновения для многих выпускников. И все - таки, можно ли научиться выполнять эту работу? Можно! Дорогу осилит идущий. Только надо идти по этой дороге, никуда не сворачивая, настойчиво, шаг за шагом. Итак, с чего же начать?
Во-первых, нужно четко представить себе, какое задание вам предстоит выполнить.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Поставленных автором текста(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются только первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным, разборчивым почерком.
Ребята, вы должны знать, что члены экспертной комиссии, которые проверяют ваши сочинения, будут оценивать их и выставлять баллы по критериям, данным в определенной последовательности. Поэтому целесообразно сначала ознакомиться с этими критериями проверки и оценки выполнения части С.( стр.116-119)Ваше сочинение – рассуждение может строиться по стандартной трехчастной схеме:
ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ваше сочинение должно строиться по следующей цепочке, строго соответствующей последовательности критериев проверки задания части С ( помните, что именно такую последовательность ждут от вашего сочинения эксперты, поскольку в протоколах проверки критерии расположены точно так же).
Итак, схематичная структура вашего сочинения такова: ( Проецируется на экран, запись в тетради)
ПРОБЛЕМА
КОММЕНРАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Хочу напомнить, успешное овладение навыками выполнения сочинения-рассуждения- залог успешной сдачи экзамена по обществознанию, истории, литературе, английскому языку.
Известный немецкий философ Элберт Хаббард в свое время дал дельный для нас совет: «Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Эти два условия в нашем распоряжении. Будем придерживать схемы сочинения - рассуждения и сегодня на уроке мы научимся четко формулировать проблему, заявленную в тексте как первоначальный этап написания сочинения-рассуждения. (Запись темы урока в тетради)
2-й этап ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕНОЙ ЦЕЛИ
Как часто в нашей речи мы употребляем слово «проблема». Порой закладывая в него другой смысл. «Это твои проблемы», «Мам, у меня проблемы»
Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова ( Ученик зачитывает определение)
Может быть, вы сами попытаетесь дать определение этому термину?
ПРОБЛЕМА - трудный вопрос, требующий изучения, разрешения. ( Запись в тетради) (Проецируется на экран, запись в тетради)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВАЖНО! От того, насколько верно вы поймете проблему текста и сформулируете её, будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой. Помните, что в большинстве текстов можно выделить несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему. ( СЛАЙД)
Какие же бывают проблемы? Условно их можно классифицировать таким образом:
ПРОБЛЕМЫ
- философские
- социально- политические
- экологические
- нравственные (морально-этические)
( Проецируется на экран, запись в тетради)
Вопрос к классу: Как вы понимаете значение этих определений?
Ребята, вы сегодня будете работать в группах, вы догадались, по какому принципу?
Первое задание будет таким: перед вами перечень проблем, из этого перечня выделите проблемы, подходящие для вашей группы, предлагаю вам поработать коллективно. ( 3-5мин. Коллективная работа в группах)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ
1.Проблема несправедливости социального устройства общества.
2.Проблема выбора подлинных и мнимых ценностей.
3.Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
4.В чем заключается смысл жизни человека?
5.Какую роль в жизни человека играет милосердие (доброта, отзывчивость, сострадание)?
6.Что такое свобода?
7.Можно ли избежать конфликта поколений?
8.Как уберечь мир от экологической катастрофы
9.Что такое благородство?
10. Какого человека в обществе можно назвать свободным?
11.Какие факторы влияют на формирование личности?
12.Проблемы жестокости и гуманизма по отношению к животным.
13.Проблема выбора жизненного пути (профессии).
14.Какие поступки можно назвать благородными?
15. Какое влияние оказывает личность на ход истории?
16.Что такое честь, совесть?
17.Значимость труда в жизни человека.
18.Как сохранить нравственное достоинство?
19. Влияние природы на человека.
20.Личность и народ.
21.какого человека можно назвать интеллигентным?
22.Что важнее: любить или быть любимым?
23.Для чего живет человек?
24.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
25. Что важнее: закон или совесть?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ (отвечает представитель от группы, ответы проецируются на экран)
(МИНУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сейчас мы обратимся к УМК « Русский язык. Готовимся к ЕГЭ» Н.А. Сениной. Для каждой группы дан определенный текст, сразу оговорюсь, что вы найдете в них проблемы, соответствующие названию ваших групп, но задача несколько усложняется, вам нужно сформулировать заявленную автором проблему. Сделать это можно двумя способами: своими словами или в форме вопроса. Запишите в тетрадь эти способы.
(Проецируется на экран)
Каждая группа читает текст, формулирует проблему.
Подведение итогов.
3-й этап урока коллективное закрепление на практике Ученик читает текст вслух, у каждого распечатка текста есть на столе. По ходу чтения учащиеся выделяют круг проблем
ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ
(1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. (2)А вот связался с «плохой компанией» - и все покатилось под откос: грубит, огрызается, дома не удержишь, слова лишнего не добьешься.
(3)Дело в том, что окружение человека не пассивно.(4) И вот какая смесь: агрессивная, втягивающая среда и неустойчивая, конфликтное внутреннее состояние подростка – действительно взрывоопасна. (5) Все манит и привлекает, и, кажется, все доступно, только протяни руку. (6) А у кого-то уже все есть! (7) «У Васьки навороченный компьютер, и он всю ночь просидел в Интернете, а почему я не могу зависнуть в компьютерном клубе? (8) А Наташка уже ходила в ночной клуб и танцевала до утра, а я что, хуже?(9) Но ведь не разрешат. (10) Скажу-ка я, что переночую у подружки!»
(11) Мы живем в мире, опасная сторона которая завернута в красивую и очень соблазнительную бумажку. (12) Мы сами, взрослые, часто не можем устоять против соблазнов и легких путей решения проблем. (13) А какого подросткам?
(14) Все хотят быть счастливыми! (15) И это счастье улыбается в рекламе, поблескивает в сериалах, проезжает по улицам в дорогих иномарках. (16) Взрослые говорят: «Учись, получай образование, работай, и, если ты способный, будет тебе счастье». (17) Вполне ли может его устроить такой ответ? (18) А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? (19) Если он считает, что да, - это очень весомый аргумент. (20) А если нет? (21)Тогда думает: «Ждать нечего, нужно начинать сейчас, и не так, как родители. (22) Зачем много работать и мало получать, если можно наоборот?»
(23) Если быть до конца честным, придется признать, что коммерческий успех не всегда сопутствует образованию и упорному труд. (24) Подростки осознают это даже более ясно, чем мы. (25) И это становится очень весомым аргументом для взрослых из другого мира – тех, кому нужны тела и души только готовящихся к взрослой жизни людей.
(26) Рядом со сложным и неуютным «правильным» миром есть манящий и привлекательный «асоциальный мир» попасть в этот мир легко, а выйти самостоятельно невозможно, нужна помощь. (28) Если подросток вовлекается в криминальную деятельность, он живет с постоянным чувством вины и стыда, и он проделывает огромную работу, чтоб защитить себя от этих чувств. (29) Он стремится перестать чувствовать вовсе и со временем начинает ненавидеть все человечество.(30) Чем дальше он уходит в эту жизнь, тем труднее и стыднее ему возвращаться обратно. (31) Старый, «родительский мир» становится все более чужим и даже опасным.
(32) Духовный мир ребенка-подростка, еще совсем не окрепший, уже подвергается разрушениям. (33) В его сердце поселяются обида и ненависть, он не учится уважать и любить, не видит смысла собственного существования и не хочет отличать добро от зла. (34) Он начинает думать, что люди-звери, что мир подл и опасен. (35) Ему не за что держаться, не во что верить. (36) В его мире нет места любви. (37) Им овладевают два чувства: безумная потребность вернуться в «хороший мир» и понимание, что это уже невозможно. (38) Человек потерялся, но очень хочет, чтобы его нашли и спасли.(39) Да, но иногда это уже невозможно. (40) Но пока наш подросток никуда не упал, может быть, надо что- то сделать?
(41)Подростки нуждаются в понимании и уважении со стороны неравнодушных к их судьбам взрослых, и очень важно, чтобы родители не оказались по другую сторону баррикад, а стали для своих детей единомышленниками в поиске оснований, способных стать прочной опорой в жизни и удержать подростков в таком сложном, но полном интересных возможностей «правильном» мире, в котором у них есть будущее.
( По А. Тихомировой, В. Москвичеву
По ходу чтения можно подчеркивать ключевые слова, предложения.
ВОПРОС К КЛАССУ: Какова проблематика данного текста, какие проблемы вы успели выделить?
ЗАДАНИЕ. Используя клише, запишите у себя в тетради формулировку той проблемы, которую вы считаете основной.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Итак, ребята, первый шаг сделан, как вы могли заметить, очень не простая работа вам предстоит, он пока время работает на нас, будем целенаправленно готовиться к экзамену и я не сомневаюсь, что вас ждет успех.
Домашнее задание. Обратиться к записям в тетради, используя материал упр.№ сформулируйте проблему, которую считаете основной.
Я желаю вам успехов, и закончить урок мне хочется словами Франсуа де Ларашфуко: «Истинное красноречие- это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура сочинения-рассуждения ПРОБЛЕМА Комментарий к проблеме Позиция автора Собственное мнение Аргументация собственного мнения
МУДРЫЕ СОВЕТУЮТ Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. Элберт Хаббард
ТЕМА УРОКА Определение проблемы текста как составная часть сочинения-рассуждения
ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА- сложный вопрос, требующий изучения, разрешения
Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме
ПРОБЛЕМЫ БЫВАЮТ 1.ФИЛОСОФСКИЕ 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ 4.НРАВСТВЕННЫЕ (МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ 1.Проблема несправедливости социального устройства общества. 2.Проблема выбора подлинных и мнимых ценностей. 3.Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. 4.В чем заключается смысл жизни человека? 5.Какую роль в жизни человека играет милосердие (доброта,отзывчивость,сострадание)? 6 .Что такое свобода ? 7.Можно ли избежать конфликта поколений? 8.Как уберечь мир от экологической катастрофы 9.Что такое благородство? 10. Какого человека в обществе можно назвать свободным? 11.Какие факторы влияют на формирование личности? 12.Проблемы жестокости и гуманизма по отношению к животным. 13.Проблема выбора жизненного пути (профессии). 14.Какие поступки можно назвать благородными? 15. Какое влияние оказывает личность на ход истории? 16.Что такое честь, совесть? 17.Значимость труда в жизни человека. 18.Как сохранить нравственное достоинство? 19. Влияние природы на человека. 20.Личность и народ. 21.какого человека можно назвать интеллигентным? 22.Что важнее: любить или быть любимым? 23.Для чего живет человек? 24.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. 25. Что важнее: закон или совесть?
Проблема может быть сформулирована двумя способами:
Одним словом или словосочетанием Проблема чего? одиночества милосердия экологии взаимоотношений «отцов и детей» Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей». В тексте поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.
2. В форме вопроса Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. Почему так стремительно взрослеют люди на войне? Какой жизненный опыт они приобретают? Должны ли мы помнить тех, кто воевал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Юрий Бондарев в своем эссе.
Речевые клише Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
МУДРЫЕ СОВЕТУЮТ И СТИННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ-ЭТО УМЕНИЕ СКАЗАТЬ ВСЁ, ЧТО НУЖНО, И НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО. Франсуа де Лараншфуко
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; Формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта
Цели проектного обучения Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
Этапы разработки проекта Подготовительный Проектировочный Практический Аналитический Контрольно-коррекционный Заключительный
Подготовительный Цель Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды
Проектировочный Цель Планирование Содержание деятельности Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции Организационные формы групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум
Практический Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития
Аналитический Цель Рефлексия Содержание работы ученика Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные фрагменты уроков Семинар, круглый стол, консультация
Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы ученика Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные фрагменты уроков Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия
Заключительный Цель Защита проекта Содержание работы ученика Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные фрагменты уроков Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие
по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И. Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования
видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера, заочная экскурсия, публикация, презентация, стенгазета, буклеты, вебсайты и т. д. Разнообразие проектов Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме Практикоориентированные Творческие
Д олгосрочными (до года) групповые парные личностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) С редней продолжительности (один-два месяца) П о продолжительности проекты могут быть :
Учебный проект 1
2 ДЕТСКИЙ Детский проект
Буклет «Что за чудо кошка-зверь…» С.Я. Маршак Буклет «Паспорт грамотности» Кроссворд по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Тест «Пушкинские места» 3 Буклеты, кроссворды, тестирование
Тест по русскому языку Пархоменко Евгения Тестирование Мартыненко Ариадны 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины
Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса, учат внимател...
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»
Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....
Материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
Проверочные материалы к уроку русского языка по теме "Сложносочинённое предложение".
Задания разного уровня сложности проверяют базовые знания учащихся 9 класса по теме "Сложносочинённое предложение"....
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...
Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).
Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...