Сочинение по данному сюжету
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок по русскому языку в 7 классе № 146-147 "Сочинение по данному сюжету"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass_146_147.doc | 113 КБ |
sochinenie_po_dannomu_syuzhetu.ppt | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 7 класс 146 147
Тема: Сочинение-рассказ по данному сюжету
Цель:
-закрепление правописания частицы не и приставки не,
- повторение стилей литературного языка, развитие речи,
--развивать навыки написания сочинений по данному сюжету;
-развивать навыки распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом;
- совершенствовать умения строить свое высказывание, соблюдая требования точности, логичности и выразительности речи;
- развивать речемыслительную деятельность, творческие способности.
- воспитание доброты и милосердия.
Форма урока: творческая работа.
Оборудование: ноутбук , презентация, фильм.
Наглядность: рисунки, фотографии.
Ход урока:
- Орг.момент.
2. Слово учителя. Здравствуйте. Сегодняшний урок я хотела бы начать со строк из стихотворения известного русского поэта 20 в. Андрея Дмитриевича Дементьева:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Запишите в рабочую тетрадь число, спишем эпиграф, раскрывая скобки, обозначая орфограммы. Работаем красиво, аккуратно, следим за наклоном букв. (слайд 2)
Добр..ту (н?) куп..шь на базаре.
Искренность у песни (н?) займёш.(?).
(Не) из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем лож(?) .
Значит, доброта была (в) начале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что (бы) мы потом (н?) изучали,
Кем (бы) в жизни (н?) были потом.
(Работа с эпиграфом, запись его в тетрадь, объяснение орфограмм.)
Один ученик объясняет орфограммы.
-Вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)
-Что такое морфология?
-На какие 2 группы делятся все части речи?
-В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?
-Какие служебные части речи встретились нам в этом тексте? ( Предлоги, союзы, частицы).
- Что такое частица? ( служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова).
-назовите все частицы?
- Для чего служит в этом тексте частица пусть?
- «Притча о добре и милосердии»(фильм)
- О чем этот ролик?
- Какова тема нашего урока?
-При помощи чего мы можем достигнуть наших целей?
- Ребята, как вы думаете, а нужны ли вам будут эти знания в будущем?
4. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Подготовка.
Работа по учебнику. Упр. 402,стр.185.
- Прочитать текст, определить стиль и основную мысль сжатого рассказа, озаглавить.
- Поразмышляем над прочитанным ((слайд 3)
Почему герой рассказа согласился отдать свой ножик, которым так дорожил?
Как вы оцениваете его поступок?
Подумайте: смогли бы вы поступить так же, как герой рассказа?
III. Сообщение темы и цели урока. (слайд 4)
- Прочитайте задание к упражнению 420.
- Поясните, что конкретно мы должны сегодня сделать.
- Сформулируйте цели урока.
- Вот как на слайде выглядит результат нашей работы по определению темы и цели урока:
1.Составить связный текст по данному сюжету.
2. Дополнить рассказ деталями и подробностями.
3. Выразить в рассказе своё отношение к поступкам Вити и Петьки, используя не только прямую оценку, но и лексические средства.
IV. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету. (слайд 5)
- Прочитайте текст еще раз, определите стиль и основную мысль
сжатого рассказа, озаглавьте.
(Художественный стиль с элементами публицистического;
тип текста – повествование с элементами описания.
«Благородный поступок»,
«Доброе сердце», «Благородность», «Душу не спрячешь в клетку»,
«Обмен за свободу», «Милосердие» и др.
Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа
- Чем авторы учебника предлагают вам дополнить текст? (слайд 6)
(ввести описание ножика, снегиря; включить в рассказ диалоги.)
- Какие диалоги и в какой части можно включить в рассказ?
Диалог Вити и Петьки об обмене;
Диалог Вити и его отца о поступке Вити.
- Посмотрите, как на шаблон вашего будущего сочинения. (слайд 7)
Папа подарил Вите замечательный ножик. (Ввести описание ножика.)
Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! (Описать подробно ножик.) Но Витя и слушать не хотел.
В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. (Вставить описание снегиря.) Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. (Вставить диалог.)
Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку. (Выразить личное отношение к поступку мальчиков.)
- Выполните творческие задания. Опишите ножик и снегиря
Возможные вставки.
Ножик: Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На рукоятке была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при нажатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, ножницы, лезвие серебряного цвета…
Снегирь: Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал внимания, словно это была игрушка.
Диалог: Витя посмотрел на эту картину и не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:
-Петька, да не мучай ты птицу!
-А твое какое дело?- со злостью ответил он.
-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься
над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!
V. Cамостоятельная работа над сочинением-рассказом по данному сюжету.
Учащиеся пишут сочинения-рассуждения в черновиках. В конце урока можно прочитать и обсудить несколько работ.
VI.Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик. (слайд 8)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добр..ту (н?) куп..шь на базаре. Искренность у песни (н?) займёш.(?). (Не) из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем лож(?) . Значит, доброта была (в) начале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что (бы) мы потом (н?) изучали, Кем (бы) в жизни (н?) были потом .
Работа с текстом сочинения 1)Определите стиль и тип текста рассказа 2)Какими описаниями мы можем дополнить текст? Можно добавить описание снегиря, перочинного ножика . 3)Динамичность тексту придают диалоги. Какие диалоги и в Какой части можно включить в рассказ? Художественный стиль с элементами публицистического; тип текста – повествование с элементами описания Диалог Вити и Петьки об обмене; Диалог Вити и его отца о поступке Вити Как можно озаглавить текст?
Выполним творческие задания в группах: 1 группа: составьте описание ножика; 2 группа: составьте описание снегиря; 3 группа: составьте диалог Вити и Пети; 4 группа: составьте диалог Вити и папы; Все вместе: сделайте вывод о том, чему учит этот рассказ.
Домашнее задание Напишите сочинение рассказ по предложенному сюжету в черновик, включив в него дополнительные фрагменты (диалог, описания). Выразите своё отношение к героям через сюжет, детали и язык рассказа.
А.Барто «Снегирь»
- Отлично! Полезный урок! - Хорошо! Много полезной информации. - Удовлетворительно. Сегодня на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 7 классе " Сочинение - рассказ по заданному сюжету"
методическая разработка урока....
Р.р Сочинение по данному началу "Каким быть?" 8 кл.
Презентация к уроку развития речи. 8 класс...
Тема: Сочинение по данному концу с использованием репродукции картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском»
Задачи: Образовательные: формирование умения воспринимать содержание картины, определять её тему; использование речевых средств для передачи своего отношения к описываемому событию; обогаще...
урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"
подробный конспект урока русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...
Философское сочинение "Феномен Даниила Андреева" Макарова Г. А.
Творчество Даниила Андреева расмотрено с философской точки зрения....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Сочинение по данному началу и концовке .
Подготовка к сочинению юмористического рассказа по данному началу и концовке по рассказу М.Зощенко "Баретки"...
сочинение по данному сюжету 7 класс
работа по упр 446...