урок русского языка в 7 классе " Сочинение - рассказ по заданному сюжету"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

методическая разработка урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Русский язык.  7 класс.

Тема: сочинение-рассказ по данному сюжету.

Тип урока: применение знаний на практике.

Цель:

-закрепление правописания частицы не и приставки не,

-     повторение стилей литературного языка, развитие речи,

 -  воспитание доброты и милосердия.

Форма урока: творческая работа.

Оборудование: ноутбук и слайды.

Наглядность: рисунки, фотографии.      

                        ХОД  УРОКА:  

I.Вступительное слово учителя и беседа с обучающимися о

  весне, о птицах. Просмотр по ноутбуку фотографий со снегирями.

II.Сочинение-рассказ по данному сюжету. Подготовка.

  Работа по учебнику. Упр. 402,стр.185.

1.  Прочитать текст, определить стиль и основную мысль

  сжатого рассказа, озаглавить. Попутно повторить правописание

  частицы-не- и приставки-не-.

2.Заголовки, предложенные ребятами: «Благородный поступок»,

«Доброе сердце», «Благородность», «Душу не спрячешь в клетку»,

«Обмен за свободу», «Милосердие» и др.

3. Работа с текстом:

  Папа подарил Вите замечательный ножик. (Ввести описание ножика.)

  Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! (Описать

подробно ножик.) Но Витя и слушать не хотел.

В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого

была привязана нитка. (Вставить описание снегиря.) Петька

то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.

(Вставить диалог.)

Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял

Нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку.

4. Коллективно обсуждаем вставки, а потом ребята самостоятельно

   пишут сочинения-рассуждения в черновиках.

5. Прослушивание нескольких черновых сочинений,

  коллективный анализ.  Доработать черновые

  сочинения, подобрать эпиграф (по желанию.)

 III.Оформление сочинений- рассуждений в чистовик.

  На двойных альбомных листках разместить рисунки

  к сочинению-рассуждению, переписать сочинения из черновика.

 

Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик, оформить.

По проверке домашнего задания лучшее сочинение у Болтенко В.                                  

                                 Лучшее сочинение.

Папа подарил Вите замечательный ножик. Мальчик давно уже

мечтал о таком. Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка

покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На

рукоятке  была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при на-

жатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только

не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, нож-

ницы, лезвие серебряного цвета…

           Друзья Витины, когда увидели его, просто онемели от

зависти. Что только не предлагали ему ребята в обмен на ножик: машинки, фишки, жвачки, игры на приставку и много других интересных вещей. Но Витя и слушать никого не хотел. Уж очень ему нравился папин подарок.

             Однажды в школе Витя увидел в руках Петьки-одноклассника снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.

Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь

был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко

открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие

перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках

еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал

внимания, словно это была игрушка.

             Витя посмотрел на эту картину и не выдержал.

Он подошел к Петьке и сказал:

-Петька, да не мучай ты птицу!

-А твое какое дело?- со злостью ответил он.

-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься

  над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!

Витя подумал: что же делать? Птицу надо выручать, а то

она погибнуть может. И он решился.

           Витя подошел к Петьке и предложил ему обмен.

Он достал из кармана свой замечательный ножик и сказал:

-Возьми мой ножик, а мне отдай снегиря.

Ну, если так только, согласился Петька и, забрав ножик,

отдал ему бедную птичку. Так состоялся обмен.

Витя снял  нитку с лапки птицы, влез на подоконник и

открыл форточку. Мальчик держал на раскрытых ладонях

красногрудую птицу, а она никак не могла понять, что же

происходит. Наконец, она поняла и медленно, взмахнув

крыльями, полетела. Витя облегченно вздохнул, и сердце

радостно забилось в груди.

                        Литература 5 класс.

Тема:  Х. К. Андерсен. Сказки.

Тип урока: урок – К.В.Н.

Предварительная подготовка: знакомство с биографией,

 заочная экскурсия по городу великого сказочника,

чтение сказок, подготовка команд,

конкурс рисунков.

    К. В. Н.  План проведения.

I. Слово учителя:

  Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить

  с самого детства. Это Дания. Маленькая северная страна, с

  трех сторон окруженная морем, вызывает у нас интерес потому,

  что в ней жил и писал величайший сказочник мира

  Х. К. Андерсен.  Мы познакомились на уроках с его сказкой,

  которая называется «Соловей». Ребята, вы мне сказали, что

  хорошо знаете и любите сказки Х. К. Андерсена, поэтому мы

  решили провести К. В. Н. по творчеству этого сказочника.

II.Выход команд: «Гансики»                            «Хансики».

                   Девиз:                                                

               Ни шагу назад,                                   Мы пришли на КВН,

               Ни шагу на месте,                          Чтоб не просто помолчать.

                 А только вперед                             Задавайте нам вопросы,

               И только все вместе!                        Мы готовы отвечать.

Приветствия. 1.Жюри:

            А жюри мы очень просим,             Мы всей командою желаем,

            Чтоб правдиво нас судили.             Чтоб не судили строго нас.

            И победу, кто заслужит,                  Ведь в КВНе мы играем

            Объективно присудили.                   Всего лишь первый раз.

           2.Болельщикам:                                  

             И к болельщикам есть просьба:       Дорогие болельщики!

            Аплодируйте нам дружно,                Мы надеемся на вас,

             Помогайте, если нужно.                  Что поддержите вы нас.

           3.Соперникам:

            Может, вы нас победите,                Мы вышли сегодня на

            Если соли пуд съедите.                    честный бой.

                                                                    Помериться силами с вами.

III. Проверка заданий.

  1. Угадайте - к какой сказке рисунок?

   Команды построились, по очереди показывают рисунки

   к сказкам Х.К.Андерсена, нарисованные дома. Противники

   должны угадать название.

  2.Пантомима (проверка домашнего задания).

  Показать сценки из сказок (команда противника отгадывает).

  3.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

      IV. КОНКУРСЫ:

 Угадайте героя по описанию (вопросы задаются по очереди

   командам):

  1. В одних чулках он поднимается тихо-тихо по лестнице…

Неслышно шагает в комнату. На нем шелковый кафтан…

Под мышками у него по зонтику. (Оле-Лукойе).

  2)Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина.

                         (Снежная королева.)

3)И оттуда вывалился огромный некрасивый кто-то.

Ужасно велик! И совсем не похожий на остальных.

                          (Гадкий утенок.)

  4)Бледный, похолодевший лежал он на великолепном ложе

    совсем недвижный и мертвенно-бледный, но он еще не

    умер. («Соловей». Император.)

  5) Он вымазал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил

    шапку и постучался во дворец. (Свинопас.)

  6)Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она

    стала совсем коричневой, вымазала лицо вонючей мазью

    и спутала ее чудные волосы. (Эльза. «Дикие лебеди.»)

  7)Его отливали последним, и олова немножко не хватило,

    но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие

    на двух. (Стойкий оловянный солдатик.)

  8)Она стала первой красавицей при дворе, но оставалась

   по-прежнему немой, не могла ни петь, ни говорить.

                             (Русалочка.)

  9)Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом.

                             (Дюймовочка.)

 10)Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос

    и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток.

   Она уверяла еще, что она настоящая принцесса.

                        (Принцесса на горошине.)  

V.КОНКУРС. Кто больше?

  Задание командам: написать на листочках названия сказок

  Х.К.Андерсена. Листочки сдать жюри.

  Ведущий в это время работает с болельщиками, задавая

  вопросы по сказкам:

  1)Могла ли Русалочка спасти себя?

  2)Кто спас от смерти китайского императора?(соловей)

  3)Почему все боялись сказать королю, что он голый?

  4)Почему одна из сказок Х.К.Андерсена называется

                  «Дюймовочка.»? (рост-254мм)

  5)Что потеряла Русалочка, обретя ноги? (голос)

  6)Сколько собак являлось солдату в сказке «Огниво»? (три)

 

 7)Какие поделки смастерил свинопас? (горшочек и трещотку)

  8)Что надо было сделать сестре, чтобы расколдовать

      своих братьев? (сплести из крапивы рубашки)

  9)Кто главный враг оловянного солдатика? (тролль)

 10)Сколько тюфяков и пуховиков положила старая

    королева на горошину?(20)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

VI.КОНКУРС. Закончи фразу. Вопросы задает ведущий по очереди

                           обеим командам:

   1)Да, да правда ваша, умные слова приятно слышать,-

     сказала полевая мышь (кроту). «Дюймовочка».

   2)К утру непогода стихла; от корабля (не осталось и щепочки).

                           «Русалочка».

   3) Наконец весь народ закричал: Да ведь он (совсем голый).

   4)Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и…

   (швырнул его прямо в печку).

    5)Элиза почувствовала боль, это фея коснулась ее руки

       (жгучею крапивой). «Дикие лебеди.»

    6) -Становитесь вокруг! - скомандовала принцесса, и

  фрейлины обступили ее, а свинопас (принялся ее целовать).

     7)-Спасибо, спасибо тебе, (милая птичка)!- сказал император.

                   «Соловей».

   

    8)И старые лебеди склонили (перед ним головы.)

                «Гадкий утенок.»

     9)-Ах!- вскрикнул мальчик.- Мне кольнуло прямо в сердце

  и что-то (попало в глаз.)  «Снежная королева.)

    10)Утром ее спросили, как она почивала.

- Ах! Очень дурно. Я почти (глаз не сомкнула.)

             

«Принцесса на горошине».

VI.КОНКУР КАПИТАНОВ.

  Реклама книги сказок Х.К.Андерсена.

8.Подведение итогов. Слово жюри.

  Вручение призов и подарков.  

                                                                                           

 

 

 

 

 

Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик, оформить.

По проверке домашнего задания лучшее сочинение у Болтенко В.                                  

                                 Лучшее сочинение.

Папа подарил Вите замечательный ножик. Мальчик давно уже

мечтал о таком. Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка

покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На

рукоятке  была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при на-

жатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только

не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, нож-

ницы, лезвие серебряного цвета…

           Друзья Витины, когда увидели его, просто онемели от

зависти. Что только не предлагали ему ребята в обмен на ножик: машинки, фишки, жвачки, игры на приставку и много других интересных вещей. Но Витя и слушать никого не хотел. Уж очень ему нравился папин подарок.

             Однажды в школе Витя увидел в руках Петьки-одноклассника снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.

Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь

был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко

открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие

перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках

еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал

внимания, словно это была игрушка.

             Витя посмотрел на эту картину и не выдержал.

Он подошел к Петьке и сказал:

-Петька, да не мучай ты птицу!

-А твое какое дело?- со злостью ответил он.

-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься

  над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!

Витя подумал: что же делать? Птицу надо выручать, а то

она погибнуть может. И он решился.

           Витя подошел к Петьке и предложил ему обмен.

Он достал из кармана свой замечательный ножик и сказал:

-Возьми мой ножик, а мне отдай снегиря.

Ну, если так только, согласился Петька и, забрав ножик,

отдал ему бедную птичку. Так состоялся обмен.

Витя снял  нитку с лапки птицы, влез на подоконник и

открыл форточку. Мальчик держал на раскрытых ладонях

красногрудую птицу, а она никак не могла понять, что же

происходит. Наконец, она поняла и медленно, взмахнув

крыльями, полетела. Витя облегченно вздохнул, и сердце

радостно забилось в груди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению

на уроке предполагается работа с маршрутным листом...

Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.

В презентации представлен материал  "Готовимся  к написанию  сочинения  ОГЭ 15.2. "   Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича "Не взяли на рыбалку"

Предложен материал  в помощь пятиклассникам для написания рассказа по рисунку....