урок русского языка в 7 классе " Сочинение - рассказ по заданному сюжету"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
методическая разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Сочинение - рассказ по заданному сюжету" урок русского языка в 7 классе..docx | 314.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 7 класс.
Тема: сочинение-рассказ по данному сюжету.
Тип урока: применение знаний на практике.
Цель:
-закрепление правописания частицы не и приставки не,
- повторение стилей литературного языка, развитие речи,
- воспитание доброты и милосердия.
Форма урока: творческая работа.
Оборудование: ноутбук и слайды.
Наглядность: рисунки, фотографии.
ХОД УРОКА:
I.Вступительное слово учителя и беседа с обучающимися о
весне, о птицах. Просмотр по ноутбуку фотографий со снегирями.
II.Сочинение-рассказ по данному сюжету. Подготовка.
Работа по учебнику. Упр. 402,стр.185.
1. Прочитать текст, определить стиль и основную мысль
сжатого рассказа, озаглавить. Попутно повторить правописание
частицы-не- и приставки-не-.
2.Заголовки, предложенные ребятами: «Благородный поступок»,
«Доброе сердце», «Благородность», «Душу не спрячешь в клетку»,
«Обмен за свободу», «Милосердие» и др.
3. Работа с текстом:
Папа подарил Вите замечательный ножик. (Ввести описание ножика.)
Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! (Описать
подробно ножик.) Но Витя и слушать не хотел.
В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого
была привязана нитка. (Вставить описание снегиря.) Петька
то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.
(Вставить диалог.)
Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял
Нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку.
4. Коллективно обсуждаем вставки, а потом ребята самостоятельно
пишут сочинения-рассуждения в черновиках.
5. Прослушивание нескольких черновых сочинений,
коллективный анализ. Доработать черновые
сочинения, подобрать эпиграф (по желанию.)
III.Оформление сочинений- рассуждений в чистовик.
На двойных альбомных листках разместить рисунки
к сочинению-рассуждению, переписать сочинения из черновика.
Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик, оформить.
По проверке домашнего задания лучшее сочинение у Болтенко В.
Лучшее сочинение.
Папа подарил Вите замечательный ножик. Мальчик давно уже
мечтал о таком. Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка
покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На
рукоятке была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при на-
жатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только
не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, нож-
ницы, лезвие серебряного цвета…
Друзья Витины, когда увидели его, просто онемели от
зависти. Что только не предлагали ему ребята в обмен на ножик: машинки, фишки, жвачки, игры на приставку и много других интересных вещей. Но Витя и слушать никого не хотел. Уж очень ему нравился папин подарок.
Однажды в школе Витя увидел в руках Петьки-одноклассника снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.
Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь
был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко
открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие
перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках
еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал
внимания, словно это была игрушка.
Витя посмотрел на эту картину и не выдержал.
Он подошел к Петьке и сказал:
-Петька, да не мучай ты птицу!
-А твое какое дело?- со злостью ответил он.
-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься
над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!
Витя подумал: что же делать? Птицу надо выручать, а то
она погибнуть может. И он решился.
Витя подошел к Петьке и предложил ему обмен.
Он достал из кармана свой замечательный ножик и сказал:
-Возьми мой ножик, а мне отдай снегиря.
Ну, если так только, согласился Петька и, забрав ножик,
отдал ему бедную птичку. Так состоялся обмен.
Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и
открыл форточку. Мальчик держал на раскрытых ладонях
красногрудую птицу, а она никак не могла понять, что же
происходит. Наконец, она поняла и медленно, взмахнув
крыльями, полетела. Витя облегченно вздохнул, и сердце
радостно забилось в груди.
Литература 5 класс.
Тема: Х. К. Андерсен. Сказки.
Тип урока: урок – К.В.Н.
Предварительная подготовка: знакомство с биографией,
заочная экскурсия по городу великого сказочника,
чтение сказок, подготовка команд,
конкурс рисунков.
К. В. Н. План проведения.
I. Слово учителя:
Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить
с самого детства. Это Дания. Маленькая северная страна, с
трех сторон окруженная морем, вызывает у нас интерес потому,
что в ней жил и писал величайший сказочник мира
Х. К. Андерсен. Мы познакомились на уроках с его сказкой,
которая называется «Соловей». Ребята, вы мне сказали, что
хорошо знаете и любите сказки Х. К. Андерсена, поэтому мы
решили провести К. В. Н. по творчеству этого сказочника.
II.Выход команд: «Гансики» «Хансики».
Девиз:
Ни шагу назад, Мы пришли на КВН,
Ни шагу на месте, Чтоб не просто помолчать.
А только вперед Задавайте нам вопросы,
И только все вместе! Мы готовы отвечать.
Приветствия. 1.Жюри:
А жюри мы очень просим, Мы всей командою желаем,
Чтоб правдиво нас судили. Чтоб не судили строго нас.
И победу, кто заслужит, Ведь в КВНе мы играем
Объективно присудили. Всего лишь первый раз.
2.Болельщикам:
И к болельщикам есть просьба: Дорогие болельщики!
Аплодируйте нам дружно, Мы надеемся на вас,
Помогайте, если нужно. Что поддержите вы нас.
3.Соперникам:
Может, вы нас победите, Мы вышли сегодня на
Если соли пуд съедите. честный бой.
Помериться силами с вами.
III. Проверка заданий.
1. Угадайте - к какой сказке рисунок?
Команды построились, по очереди показывают рисунки
к сказкам Х.К.Андерсена, нарисованные дома. Противники
должны угадать название.
2.Пантомима (проверка домашнего задания).
Показать сценки из сказок (команда противника отгадывает).
3.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
IV. КОНКУРСЫ:
Угадайте героя по описанию (вопросы задаются по очереди
командам):
- В одних чулках он поднимается тихо-тихо по лестнице…
Неслышно шагает в комнату. На нем шелковый кафтан…
Под мышками у него по зонтику. (Оле-Лукойе).
2)Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина.
(Снежная королева.)
3)И оттуда вывалился огромный некрасивый кто-то.
Ужасно велик! И совсем не похожий на остальных.
(Гадкий утенок.)
4)Бледный, похолодевший лежал он на великолепном ложе
совсем недвижный и мертвенно-бледный, но он еще не
умер. («Соловей». Император.)
5) Он вымазал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил
шапку и постучался во дворец. (Свинопас.)
6)Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она
стала совсем коричневой, вымазала лицо вонючей мазью
и спутала ее чудные волосы. (Эльза. «Дикие лебеди.»)
7)Его отливали последним, и олова немножко не хватило,
но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие
на двух. (Стойкий оловянный солдатик.)
8)Она стала первой красавицей при дворе, но оставалась
по-прежнему немой, не могла ни петь, ни говорить.
(Русалочка.)
9)Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом.
(Дюймовочка.)
10)Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос
и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток.
Она уверяла еще, что она настоящая принцесса.
(Принцесса на горошине.)
V.КОНКУРС. Кто больше?
Задание командам: написать на листочках названия сказок
Х.К.Андерсена. Листочки сдать жюри.
Ведущий в это время работает с болельщиками, задавая
вопросы по сказкам:
1)Могла ли Русалочка спасти себя?
2)Кто спас от смерти китайского императора?(соловей)
3)Почему все боялись сказать королю, что он голый?
4)Почему одна из сказок Х.К.Андерсена называется
«Дюймовочка.»? (рост-254мм)
5)Что потеряла Русалочка, обретя ноги? (голос)
6)Сколько собак являлось солдату в сказке «Огниво»? (три)
7)Какие поделки смастерил свинопас? (горшочек и трещотку)
8)Что надо было сделать сестре, чтобы расколдовать
своих братьев? (сплести из крапивы рубашки)
9)Кто главный враг оловянного солдатика? (тролль)
10)Сколько тюфяков и пуховиков положила старая
королева на горошину?(20)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
VI.КОНКУРС. Закончи фразу. Вопросы задает ведущий по очереди
обеим командам:
1)Да, да правда ваша, умные слова приятно слышать,-
сказала полевая мышь (кроту). «Дюймовочка».
2)К утру непогода стихла; от корабля (не осталось и щепочки).
«Русалочка».
3) Наконец весь народ закричал: Да ведь он (совсем голый).
4)Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и…
(швырнул его прямо в печку).
5)Элиза почувствовала боль, это фея коснулась ее руки
(жгучею крапивой). «Дикие лебеди.»
6) -Становитесь вокруг! - скомандовала принцесса, и
фрейлины обступили ее, а свинопас (принялся ее целовать).
7)-Спасибо, спасибо тебе, (милая птичка)!- сказал император.
«Соловей».
8)И старые лебеди склонили (перед ним головы.)
«Гадкий утенок.»
9)-Ах!- вскрикнул мальчик.- Мне кольнуло прямо в сердце
и что-то (попало в глаз.) «Снежная королева.)
10)Утром ее спросили, как она почивала.
- Ах! Очень дурно. Я почти (глаз не сомкнула.)
«Принцесса на горошине».
VI.КОНКУР КАПИТАНОВ.
Реклама книги сказок Х.К.Андерсена.
8.Подведение итогов. Слово жюри.
Вручение призов и подарков.
Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик, оформить.
По проверке домашнего задания лучшее сочинение у Болтенко В.
Лучшее сочинение.
Папа подарил Вите замечательный ножик. Мальчик давно уже
мечтал о таком. Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка
покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На
рукоятке была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при на-
жатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только
не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, нож-
ницы, лезвие серебряного цвета…
Друзья Витины, когда увидели его, просто онемели от
зависти. Что только не предлагали ему ребята в обмен на ножик: машинки, фишки, жвачки, игры на приставку и много других интересных вещей. Но Витя и слушать никого не хотел. Уж очень ему нравился папин подарок.
Однажды в школе Витя увидел в руках Петьки-одноклассника снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе.
Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь
был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко
открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие
перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках
еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал
внимания, словно это была игрушка.
Витя посмотрел на эту картину и не выдержал.
Он подошел к Петьке и сказал:
-Петька, да не мучай ты птицу!
-А твое какое дело?- со злостью ответил он.
-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься
над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!
Витя подумал: что же делать? Птицу надо выручать, а то
она погибнуть может. И он решился.
Витя подошел к Петьке и предложил ему обмен.
Он достал из кармана свой замечательный ножик и сказал:
-Возьми мой ножик, а мне отдай снегиря.
Ну, если так только, согласился Петька и, забрав ножик,
отдал ему бедную птичку. Так состоялся обмен.
Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и
открыл форточку. Мальчик держал на раскрытых ладонях
красногрудую птицу, а она никак не могла понять, что же
происходит. Наконец, она поняла и медленно, взмахнув
крыльями, полетела. Витя облегченно вздохнул, и сердце
радостно забилось в груди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению
на уроке предполагается работа с маршрутным листом...
Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.
В презентации представлен материал "Готовимся к написанию сочинения ОГЭ 15.2. " Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича "Не взяли на рыбалку"
Предложен материал в помощь пятиклассникам для написания рассказа по рисунку....