Конспект урока "Разделительные ь и ъ" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnye_i.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разделительные ь и ъ (5 класс)
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных знаков, отработать умения правильно писать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать правило употребления разделительных ь и ъ; уметь находить в словах разделительные ь и ъ; разграничивать мягкий ь и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; правильно употреблять на письме разделительные ь и ъ ; графически обозначать условия их выбора.
Межпредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка
Наглядно – демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем
Организационная структура урока
Этапы урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя:
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.
- Давайте определим своё настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы) ,
настроимся на работу.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
На слайде №1. Рисунок «Институт грамматики». В нём 2лаборатории в виде шаров со стрелочками (Лаборатория «Ъ», лаборатория «Ь»)
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте 2 лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Это Ъ и Ь)
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным ъ знаком, а другая – с разделительным ь знаком.(прикрепляю карточки – знаки)
- Ребята, не подскажете ли тему урока?
- А какие цели будем преследовать на уроке? /Повторить и сравнить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними/
3.Выявление места и причины затруднения.
- Итак, мы будем сопоставлять разделительные ъ и ь знаки.
Чтение стихотворения. Инсценирование.
-Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку ь промолвил ъ.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-
Знак ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным – давно пора, как букву ять , тебя из азбуки изъять!
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-
Услышав этот спор, сказала буква А.-
Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Что общего у этих букв, чем они интересны? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
- Вспомните, какую «работу» выполняет мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки)
- Как связан с правописанием разделительных ъ и ь звук «Й»?
- Если после согласного звука перед гласным есть «Й», то в слове пишется ь или ъ.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
-Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и подготовьтесь к ответу по плану.
*В какой части слова находится буква?
*Перед какими буквами стоит?
* Для какой цели служит?
С-приставка …. Ъ * е,ё, ю,я Ь в корне перед буквами :е-ё-
ю-я
- (схема)
- - Что общего у разделительных ъ и ь знаков? (не допускают слияния гласного и согласного)
Вывод. Разделительный ь пишется в корне слова, разделительный ъ – между приставкой и корнем.
- Сформулируйте правило правописания разделительных ъ и ь.
5.Творческая практическая деятельность по реализации проекта
- Игра «Доскажи словечко»
Слова написаны в рамочках: объявление, вьюга, объедки, жильё, подъехал, ручьи, подъёмный, вьёт
- Посмотрите, запомните, напишите как можно больше слов. Сколько слов вы записали?
- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.
Например: «На доске написано … объявление»
- Отгадайте загадки. Выпишите слова в 2 столбика с ъ и ь .
1) За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Объедет его великан –пароход
И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн; объехать)
2) Ночью ходит, днём он спит.
Если сердится, ворчит.
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий. (Ёж; ночью)
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Какие слова вы записали в 1 –ый столбик? Почему? Какие выполнили графические обозначения?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организую самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса.
Создаю условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных ъ и ь .Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали ъ и ь их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их,ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков ("Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренника "Ирландские традиции" (4 класс) по английскому языку
Уроки "Праздник английского алфавита" (2 класс), "Готовимся к Рождеству" (3 класс), утренник "Ирландские традиции. День св. Патрика" позволяют создать атмосферу праздника для учащихся начальной школы,...
Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)
Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)
Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...
Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)
Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...
Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)
Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...