"Что такое текст?" урок родного языка
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое текст.
Цели:
- Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста.
- Формировать у школьников навыки связного устного высказывания.
- Способствовать воспитанию чувства прекрасного.
I. Актуализация знаний
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
-Вы обладаете такими качествами? (Да)
-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?
II. Загадка. Определение темы и цели урока.
- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
(Запись темы урока: Что такое текст.)
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст. Каковы признаки текста.)
- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?
(Чтобы научиться самим строить тексты.)
III. Практическая работа
1задание. Какой из данных отрывков является текстом?
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).
- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)
- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.
Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту?
1) Осенние цветы.
2) Русский лес осенью.
3) Осень
2 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст (письменно).
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)
3 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
- Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
- Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста? ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)
- Текст создается для выражения мысли.
IV.Рефлексия.
-Что такое текст?
-Какими признаками обладает текст?
-Что такое идея текста?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Классный час – мастерская «Поговорим о маме… Мама – ты одна такая, любимая, родная»
Данный классный час посвящен Дню Матери.На подготовительном этапе ребятами были написаны сочинения «Мама – ты одна такая, любимая, родная», подготовлены сувениры, фотограф...
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...