Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть составление завершенных, внутренних логических текстов. Любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендация, докладная записка – это сочинение. Успех делового человека во многом зависит от его умения общаться, создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом, как кажется, им могла бы помочь работа по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_obucheniya_napisaniyu_sochineniya.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта обучения написанию сочинения
Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть составление завершенных, внутренних логических текстов. Любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендация, докладная записка – это сочинение. Успех делового человека во многом зависит от его умения общаться, создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом, как кажется, им могла бы помочь работа по развитию речи. Истина, что в этой работе нужно уважать способности и склонности каждого ребенка, учитывать их интересы. Поэтому в 5-6 классах в тематических планах необходимо заранее намечать темы ключевых сочинений: «Осень в лесу», «Мы взрослеем», «Заметка в школьную газету», «Мои любимые книги» и другие. В методике обучения сочинению намечаются три этапа: I. Подготовка преподавателя к уроку II. Урок обучающего сочинения (типа описания виденного). III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок. Первый этап очень важен, так как именно от учителя завит успех написания сочинения. Выбрав тему сочинения, учитель сам внимательно продумывает, устанавливает, предполагаемое содержание сочинения, его идейный замысел, какими средствами художественной выразительности можно его раскрыть.
Система вопросов, которые намечает учитель, обеспечивает последовательность в раскрытии темы. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств, учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
Успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению – это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования. Необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту информацию, которая поможет учащимся выразить свои личные впечатления. На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. Человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы). Также можно использовать на этом этапе экскурсию в выставочный зал, в парк, в библиотеку. Вся надежда на учителя, на его степень подготовленности к данному этапу урока. Главная задача данного этапа работы решается такой методикой обучения: ученики понимают, что собирание материала требует наблюдательности, внимание к признакам предметов, деталям, которые можно сразу и не заметить, усваивают технику записи рабочих материалов. «Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль»– говорил К.Д. Ушинский. В ходе второго этапа, анализируя предполагаемый текст сочинения, обращаем внимание на то, что должно волновать каждого автора будущей работы. Для этого можно задать наводящие вопросы:
- В каком стиле можно написать сочинение? Вспомнить особенности этого стиля.
- Какой тип речи можно использовать? Определить признаки этого типа речи
- О чем можно написать во вступлении? Что оно должно выразить?
- Какие микротемы можно наметить в тексте будущего сочинения?
- Какие средства межфразовых связей?
- Что можно сказать о лексическом составе сочинения? Почему именно такую лексику нужно использовать? При проведении словарной работы учитель должен организовать ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой можно использовать ее при написании сочинения. Преподаватель стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе, акцентирует внимание на отборе наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого выражения своих мыслей, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова. Если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений, сравнительных предложений. Далее следует этап составления плана сочинения. Данный этап можно проводить как коллективно, так и самостоятельно. На начальном этапе можно использовать коллективное построение плана сначала простого, а затем сложного. Составление плана является обязательным элементом урока, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного текста.
Таким образом, при подготовке к написанию сочинения выполнить огромную работу, как учителю, так и ученикам. Если каждый этап работы будет тщательно продуман, то написание самого сочинения детьми не составит особого труда. Проверяя тетради, учитель может красным подчеркивать ошибки, а зеленым – наиболее удачные места. После раздачи проверенных сочинений ребята с неподдельным азартом отыскивают свои «находки», обращают внимание на ошибки. В результате замечания и рекомендации преподавателя воспринимаются гораздо глубже, чем обычно. Удачи закрепляются в памяти, появляется вера в свои силы, возможность гордиться собой. Одаренные дети начинают с большим вниманием относиться к словоупотреблению, тропам, синонимичным синтаксическим конструкциям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Описание опыта работы на обобщение по теме "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной шко...
Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"
Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть составлен...
Методическая статья на тему: "Технология написания сочинения в 9 классе на ОГЭ".
Пошаговая инструкция к написанию сочинения на экзамене по русскому языку четко разъясняет, что должен сделать выпускник при работе над сочинением....
Английский язык Дубинина Нина Ивановна Статья: Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ
В статье Н.И.Дубининой "Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ" представлены необходимые выпускнику старшей школы материалы дл...
статья«Организация интеллектуально-преобразующей деятельности на этапе внедрения ФГОС»«Развитие образного мышления обучающихся на уроках английского языка. (Из опыта обучения написанию стихов на английском языке)»
статья о развитии образного мышления...
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....