Методическая статья на тему: "Технология написания сочинения в 9 классе на ОГЭ".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Пошаговая инструкция к написанию сочинения на экзамене по русскому языку четко разъясняет, что должен сделать выпускник при работе над сочинением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пошаговая инструкция | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
* о богатстве, выразительности, точности русской речи;
* о средствах выражения мыслей;
* о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
* о взаимосвязи лексики и грамматики;
* о роли синтаксиса в человеческом общении;
* о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
* сформулировать позицию автора высказывания;
* выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
* автор анализирует
* характеризует
* рассуждает
* отмечает
* доказывает
* сравнивает
* сопоставляет
* противопоставляет
* называет
* описывает
* разбирает
* подчёркивает
* ссылается на...
* останавливается на ...
* раскрывает содержание
* отмечает важность
* формулирует
* касается
* утверждает
* считает, что ...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
* действительно
* на самом деле
* не могу не согласиться с автором высказывания
* я полностью согласен с ...
* вынужден согласиться с ...
* я разделяю точку зрения автора высказывания
* я поддерживаю мнение автора
* бесспорно мнение автора о том, что ...
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими словами
* Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...(называем фамилию автора текста)
* Обратимся к тексту русского писателя ...(фамилия автора текста)
* Докажем эту мысль на примерах из текста...
* Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
* Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
* примеров должно быть 2;
* примеры должны быть из указанного текста;
* приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
* Таким образом, ...
* Итак, ...
* Следовательно, ...
* В итоге можно прийти к такому выводу: ...
* В заключение можно сказать, что ...
* Мы убеждаемся в том, что ...
* Обобщая сказанное, ...
* Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Общий план:
1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2.Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3.Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ"
Данная статья предлагает методику модульного обучения в математике, с рассмотрением теории блочно-модульного обучения в 10 классе...
Статья по теме: "Технология сотрудничества на внеклассных занятиях в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников" (доклад на МО).
Познакомить с основными приёмами укрепления сотрудничества....
Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"
Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть составлен...
Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г
Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...
Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"
Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....
Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"
Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть сос...
Английский язык Дубинина Нина Ивановна Статья: Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ
В статье Н.И.Дубининой "Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ" представлены необходимые выпускнику старшей школы материалы дл...