Методическая статья на тему: "Технология написания сочинения в 9 классе на ОГЭ".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Пошаговая инструкция к написанию сочинения на экзамене по русскому языку четко разъясняет, что должен сделать выпускник при работе над сочинением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пошаговая инструкция14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пошаговая инструкция по написанию сочинения .

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

* о богатстве, выразительности, точности русской речи;

* о средствах выражения мыслей;

* о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

* о взаимосвязи лексики и грамматики;

* о роли синтаксиса в человеческом общении;

* о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

* сформулировать позицию автора высказывания;

* выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

* автор анализирует

* характеризует

* рассуждает

* отмечает

* доказывает

* сравнивает

* сопоставляет

* противопоставляет

* называет

* описывает

* разбирает

* подчёркивает

* ссылается на...

* останавливается на ...

* раскрывает содержание

* отмечает важность

* формулирует

* касается

* утверждает

* считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

* действительно

* на самом деле

* не могу не согласиться с автором высказывания

* я полностью согласен с ...

* вынужден согласиться с ...

* я разделяю точку зрения автора высказывания

* я поддерживаю мнение автора

* бесспорно мнение автора о том, что ...

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими словами

* Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...(называем фамилию автора текста)

* Обратимся к тексту русского писателя ...(фамилия автора текста)

* Докажем эту мысль на примерах из текста...

* Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

* Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

* примеров должно быть 2;

* примеры должны быть из указанного текста;

* приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

* Таким образом, ...

* Итак, ...

* Следовательно, ...

* В итоге можно прийти к такому выводу: ...

* В заключение можно сказать, что ...

* Мы убеждаемся в том, что ...

* Обобщая сказанное, ...

* Из этого следует, что ...

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Общий план:

1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2.Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3.Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"

Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть составлен...

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....

Статья."Из опыта обучения написанию сочинения"

Сочинение – тот вид деятельности, который стал одним из наиболее востребованных во время развития глобальных коммуникаций. Звучит парадоксально, но ведь создание сайта, общение в сети и есть сос...

Английский язык Дубинина Нина Ивановна Статья: Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ

 В статье Н.И.Дубининой  "Современные требования к написанию сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ" представлены необходимые выпускнику старшей школы материалы дл...

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ".

В статье раскрывается технология управления методической работой в общеобразовательной организации....

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ".

В статье продолжается тема "ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"....