Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шатковского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

 Великовражская средняя школа

Выступление

«Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы»

Выполнила: Зубкова Т. Н.


2017 г.

Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе «Русский язык» и «Литература» обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

1. Важнейшую роль в формировании коммуникативных УУД играет работа с текстом.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.[19]

3. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

7. Оценка литературного героя позволяет говорить об уровне понимания художественного произведения, обогащении чувств и мыслей учащихся.

Текст может быть центральным компонентом любого урока русского языка, именно через текст реализуются все цели обучения в комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

2.Дискуссия – еще одно средство формирования коммуникативно-речевых универсальных учебных действий школьников. К проведению дискуссии надо готовить учащихся. Сначала надо научить детей четко излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы.

3. Внедряю групповую форму работы.

Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.  

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

4. Исследовательская деятельность – действенное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся развиваются навыки  работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

5. Особое место в формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приёмы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы Подготовила Зубкова Т. Н., учитель русского языка и литературы МОУ « Великовражская СШ» 2017 г.

Слайд 3

Приёмы формирования коммуникативно-речевых УУД

Слайд 4

БЕЛЫЙ ГУСЬ Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка. Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды. Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники. Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей в округе. Прием составления плана Прием составления граф-схемы Гусь – адмирал. 1. Адмиральская выправка. 2. Гусь с кокардой на голове. 3. Адмиральский размах. III. Самая важная птица в округе. Тезис + аргумент. Примеры 1. 2. 3. III. Вывод. Прием комментирования - самостоятельное рассуждение по поводу прочитанного. Оценка литературного героя позволяет говорить об уровне понимания текста

Слайд 6

Исследовательский проект «Бродячий сюжет о спящей деве в сказках русских и зарубежных писателей»

Слайд 7

Реализация проекта. Группы Содержание работы I II Чтение текста А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна», Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм « Белоснежка». Русская народная сказка « Самоглядное зеркало» Миф о спящей деве Наблюдение Проведение параллелей между темами, сюжетами, героями произведений Проанализировать характеры героев и связанные с ними проблемы добра и зла. Формулировка выводов Определение фольклорных и литературных источников сказок А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сделать выводы о сходстве или различии культурных и нравственных традиций разных народов

Слайд 8

Обязанности членов группы. Чтец – читает вслух. Секретарь – записывает. Оратор – рассказывает, что решила группа. Оператор – выполняет действия А) каждый собирает м-л по теме, придумывает свой вариант пункта плана ( самоконструкция ) Б) обсуждение в группе рез- тов самост . работы, дополнение, обобщение, выбор оптимальных вариантов ( социоконструкция ) В) оглашение результатов исследования командиром группы (афиширование) Оценивают работу товарищей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

ВведениеПриоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспеч...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В данной статье говориться о коммукативных универсальных учебных действиях: их видах и способах применения....

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»

Педсовет: «Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках разных образовательных областей»...