Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Чайко Марина Владимировна

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

 

Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_shukshina._6_kl.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Рассказ учителя о В. М. Шукшине.

       Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.

Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.

        Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».

         В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.

Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.

         К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал  появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

4. Вопросы к классу.

 - Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их?  Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём.    (Ответы учеников).

5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).

  В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти  писатель сочинил  сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.

6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная».  (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).

7. Вопросы к классу.

  -Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина?   (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).

  - Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека?   (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).

- Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать?   (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством  герою из вне – со стороны того преступного мира).

8. Физминутка.

9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.

10. Подведение итогов урока.

   

       1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?

      2) Что вам понравилось  (или не понравилось) в произведениях  В. М. Шукшина?

       3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.

11. Домашнее задание.

     Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""

Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа"  является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...