Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.
Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_shukshina._6_kl.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.
Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Рассказ учителя о В. М. Шукшине.
Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.
Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.
Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».
В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.
Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.
К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».
4. Вопросы к классу.
- Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. (Ответы учеников).
5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).
В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.
6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная». (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).
7. Вопросы к классу.
-Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина? (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).
- Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека? (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).
- Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать? (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством герою из вне – со стороны того преступного мира).
8. Физминутка.
9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.
10. Подведение итогов урока.
1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?
2) Что вам понравилось (или не понравилось) в произведениях В. М. Шукшина?
3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.
11. Домашнее задание.
Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""
Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа" является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...