конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

Хабибова Лилия Расимовна

конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по русскому языку28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Глагол как часть речи

Класс: 4

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать ранее полученные  знания по теме «Глагол»;
  • учить практическому применению знаний по теме;
  • вырабатывать навык самооценки знаний.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;
  • работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
  •  развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать  у школьников любовь к русскому языку;
  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения

 

Ход урока

 

Организационный момент

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

- Я  желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

 

Запишем в тетради число, классная работа.

1.Запишем это предложение, сделаем его синтаксический разбор.

С малой удачи начинается успех!

 

2.Сделаем морфологический разбор слов: с малой успех

(разбор делают два ученика у доски одновременно с синтаксическим разбором, проверяем устно, не записывая в тетрадь) 

 

Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы. Сделать синтаксический разбор предложения.

  • Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
  • Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..никип..шли в лес.
  • Карточка 3. Скв..рцып..селились в ду..ле большой б..рёзы.

3.Словарная работа

С красной строки запишите слова:_______________________________ 

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, выделите корень. Взаимопроверка тетрадей.

 

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

 

Веселый –   грустный                 

Грубый   -   ласковый                   

Неряшливый   - аккуратный          

 Холодный -  горячий

 Небольшой       - огромный             

Трудолюбивый – ленивый

 

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

 

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока  (формулируют). Ребята, а я её  определила вот так: Глагол как часть речи.

- Вы согласны? Запишите число и тему урока в  тетрадь.

Что бы вы   хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели  урока (формулируют). Я их определила вот так: умения  выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.  Вы согласны?

«Верные – неверные утверждения»

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2.  Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
  3.  Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

 - Составление «кластера».

Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается « кластер».

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

  Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

 Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

  Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый-  говорливый, беседливый. Словом глаго́ль  назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

 

 Б) Работа с учебником

Прочитать теорию в учебнике на странице 116.

Вопросы:

1. Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас  новое? Что вы еще не знаете?

 

В) Продолжаем знакомиться с  глаголом : упражнение «корректор»  (презентация).

 

Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?

По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?

 

В небе ярко _____________ звезды.   Снег  ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина.  И только где-то _____________ голос ночной совы.)

 

(В небе ярко горят звезды.   Снег  переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина.  И только где-то раздается  голос ночной совы.)

 

1. Как изменился  текст?   

2. Почему неподвижная картина  ожила и даже как бы зазвучала?   

3. С помощью какой части речи это произошло?

 

Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)

 

Один день

 Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..
_____________________________________________________________________________

Продолжение, как вариант (Жду, жду – не едет. Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю).

 

      Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.

 

Работа с учебником.

Откройте учебники стр. 6    упр. 254

Прочитайте.

Определите тип речи, стиль данного текста.

Посмотрите на слова: скажите, как их можно связать с глаголами?

Вчера

Сегодня

Завтра

 

Пр.в

Н.вр.

Б.вр

отправились

находится

поднимемся

сошли

ползёт

 

 

попадаются

 

По числам

 

По числам

 

По числам

 

 

Найдите глаголы в тексте, выпишите глаголы в 3 столбика, определите, в форме какого времени они используются в тексте.  (У доски работают 3 человека)

Давайте подумаем, как изменяются эти глаголы? (По числам)

 

Как ещё могут изменяться глаголы? (наклонение, время, лицо, число, время)

Что обозначают эти глаголы? (действия предметов)

Какой глагол вы не записали ни в какой столбик? (увидеть) Почему? ( этон.ф.)

На какой вопрос отвечает н.ф.? (Что делать? Что сделать? Чем отличаются вопросы к н.ф.?)

Как вы думаете ВИД это постоянный или непостоянный признак глагола?

А теперь посмотрите на картинки, запишите что делают их герои(удивляется, радуется, болеет пугается) Глаголы записывайте в н.ф.? Определите вид этих глаголов,

Что обозначают эти глаголы? (состояние)

Правильно. При помощи глаголов мы рассказываем  друг  другу   о самых простых повседневных событиях: как мы ходим в школу, гуляем с друзьями, играем с котёнком.

А ведь есть события, которые нельзя увидеть, потому что они происходят внутри нас. Это наши чувства, переживания, мысли: нам понравился фильм, мы огорчились из-за болезни друга, вспомнили смешной случай. Но и об этих невидимых событиях мы можем рассказать с помощью глаголов. Вот почему глаголы так важны для нас.

Поработаем в парах стр.   256     упр.  8 (Устно)Сделайте вывод, что обозначают глаголы.

 

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

 

Индивидуальная работа на листочках.

 

1. Продолжите фразу: 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак  действия

в)предмет

 

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

 

3. Глаголы имеют:

а)  падеж

б) лицо

в) склонение

 

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

 

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

 б) прилагательным

 в) наречием

Подведение итогов.

Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что вам было интересно? Что вы делали в первый раз? Что у вас получилось, а что нет? Что было для вас сложно? Что вам понравилось на занятии, а что нет?

Домашнее задание (для всех) – составить кластер по параграфу и уметь его объяснить

Написать  мини- сочинение  «Глагол – важная часть речи»

Рефлексия:

- Покажите смайлики-успеха, (зелёные – всё удалось, жёлтые – были затруднения в чём-либо, красные – много чего не получалось, расстроен.)

Приложение (для распечатки)

1. Продолжите фразу 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

 а) кто? что?

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а)  падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

 б) прилагательным

 в) наречием

 

1. Продолжите фразу 

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак  действия

в)предмет

2.  Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а)  падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

 б) прилагательным

 в) наречием

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...