конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку
конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: Глагол как часть речи
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;
- учить практическому применению знаний по теме;
- вырабатывать навык самооценки знаний.
Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;
- работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать у школьников любовь к русскому языку;
- создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения
Ход урока
Организационный момент
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
- Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Запишем в тетради число, классная работа.
1.Запишем это предложение, сделаем его синтаксический разбор.
С малой удачи начинается успех!
2.Сделаем морфологический разбор слов: с малой успех
(разбор делают два ученика у доски одновременно с синтаксическим разбором, проверяем устно, не записывая в тетрадь)
Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы. Сделать синтаксический разбор предложения.
- Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
- Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..никип..шли в лес.
- Карточка 3. Скв..рцып..селились в ду..ле большой б..рёзы.
3.Словарная работа
С красной строки запишите слова:_______________________________
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, выделите корень. Взаимопроверка тетрадей.
Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
Веселый – грустный
Грубый - ласковый
Неряшливый - аккуратный
Холодный - горячий
Небольшой - огромный
Трудолюбивый – ленивый
Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны? Запишите число и тему урока в тетрадь.
Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
«Верные – неверные утверждения»
- Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
- Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
- Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
Формулирование темы, цели урока.
- Составление «кластера».
Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается « кластер».
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
Б) Работа с учебником
Прочитать теорию в учебнике на странице 116.
Вопросы:
1. Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете?
В) Продолжаем знакомиться с глаголом : упражнение «корректор» (презентация).
Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?
По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?
В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.)
(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.)
1. Как изменился текст?
2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?
3. С помощью какой части речи это произошло?
Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)
Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..
_____________________________________________________________________________
Продолжение, как вариант (Жду, жду – не едет. Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю).
Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.
Работа с учебником.
Откройте учебники стр. 6 упр. 254
Прочитайте.
Определите тип речи, стиль данного текста.
Посмотрите на слова: скажите, как их можно связать с глаголами?
Вчера | Сегодня | Завтра
|
Пр.в | Н.вр. | Б.вр |
отправились | находится | поднимемся |
сошли | ползёт |
|
| попадаются |
|
По числам |
| По числам |
| По числам |
|
Найдите глаголы в тексте, выпишите глаголы в 3 столбика, определите, в форме какого времени они используются в тексте. (У доски работают 3 человека)
Давайте подумаем, как изменяются эти глаголы? (По числам)
Как ещё могут изменяться глаголы? (наклонение, время, лицо, число, время)
Что обозначают эти глаголы? (действия предметов)
Какой глагол вы не записали ни в какой столбик? (увидеть) Почему? ( этон.ф.)
На какой вопрос отвечает н.ф.? (Что делать? Что сделать? Чем отличаются вопросы к н.ф.?)
Как вы думаете ВИД это постоянный или непостоянный признак глагола?
А теперь посмотрите на картинки, запишите что делают их герои(удивляется, радуется, болеет пугается) Глаголы записывайте в н.ф.? Определите вид этих глаголов,
Что обозначают эти глаголы? (состояние)
Правильно. При помощи глаголов мы рассказываем друг другу о самых простых повседневных событиях: как мы ходим в школу, гуляем с друзьями, играем с котёнком.
А ведь есть события, которые нельзя увидеть, потому что они происходят внутри нас. Это наши чувства, переживания, мысли: нам понравился фильм, мы огорчились из-за болезни друга, вспомнили смешной случай. Но и об этих невидимых событиях мы можем рассказать с помощью глаголов. Вот почему глаголы так важны для нас.
Поработаем в парах стр. 256 упр. 8 (Устно)Сделайте вывод, что обозначают глаголы.
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Индивидуальная работа на листочках.
1. Продолжите фразу:
Глагол-это часть речи, которая обозначает:
а) действие
б)признак действия
в)предмет
2. Глаголы отвечают на вопрос:
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) что делать? как сделать?
3. Глаголы имеют:
а) падеж
б) лицо
в) склонение
4. Каким членом предложения является глагол в предложении?
а) подлежащим
б) определением
в) сказуемым
5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?
а) существительным
б) прилагательным
в) наречием
Подведение итогов.
Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что вам было интересно? Что вы делали в первый раз? Что у вас получилось, а что нет? Что было для вас сложно? Что вам понравилось на занятии, а что нет?
Домашнее задание (для всех) – составить кластер по параграфу и уметь его объяснить
Написать мини- сочинение «Глагол – важная часть речи»
Рефлексия:
- Покажите смайлики-успеха, (зелёные – всё удалось, жёлтые – были затруднения в чём-либо, красные – много чего не получалось, расстроен.)
Приложение (для распечатки)
1. Продолжите фразу Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б)признак действия в)предмет 2. Глаголы отвечают на вопрос: а) кто? что? б)что делать? что сделать? в) что делать? как сделать? 3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение 4. Каким членом предложения является глагол в предложении? а) подлежащим б) определением в) сказуемым 5. С какой частью речи не может сочетаться глагол? а) существительным б) прилагательным в) наречием
| 1. Продолжите фразу Глагол-это часть речи, которая обозначает: а) действие б)признак действия в)предмет 2. Глаголы отвечают на вопрос: а) кто? что? б)что делать? что сделать? в) что делать? как сделать? 3. Глаголы имеют: а) падеж б) лицо в) склонение 4. Каким членом предложения является глагол в предложении? а) подлежащим б) определением в) сказуемым 5. С какой частью речи не может сочетаться глагол? а) существительным б) прилагательным в) наречием
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...