Итоговая работа по русскому языку
материал по русскому языку (6 класс)
Итоговая работа по русскому языку за курс 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса
Вариант 1
Часть I
Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
- С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать
правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.
5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
1.1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
1.2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)
1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.
- Этимологический словарь;
- фразеологический словарь;
- орфоэпический словарь;
- орфографический словарь.
1.5. Дайте письменный ответ на вопрос «Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь;
2) земля;
3) уголь;
4) пояс.
2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?
1) оригинальный;
2) антикварный;
3) устаревший;
4) необычный.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) безделица;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. В каком предложении есть словосочетание существительное + порядковое числительное?
1) пять книг;
2) пятью товарищами;
3) пятый вагон;
4) лет пять.
2.6.
Укажите отрицательное местоимение
1) свой;
2)себя;
3)никто;
4) кто-то
2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости.
- подлежащим;
- сказуемым;
- дополнением;
- обстоятельством.
Часть III
Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Счас…ливая невозр…тимая пора детс…ва! Как не любить как не леле…ть восп…минаний о ней? Восп…минания эти осв…жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела…ых насл…ждений.
Наб…гавшись досыта, сидиш…, бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл…це. Уже поз…но ты давно вып…л свою чашку чая с м…локом сон смыка…т глаза но не трога…ш…ся с места. Сидиш… и слуша…ш… зачарова…о стрекот ц…кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч…вы!
Какой это огромный и необ…ятный мир в котором мы ж…вем! И как хорошо что сущ…ствуют такие уд…вительные места! Где можно пр…даст…ся восп…минаниям где как будто слыш…ш… чей-то голос «Слушай и запоминай!»
(по Л. Толстому).
Вариант 2
Часть I
Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
1)Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2) Я подумал: должна же быть причина такого необычного поведения странного человека, поэтому и обратился к главному мудрецу города.
3) И вот что поведал мне старец: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 4) За несложными фразами пришли несложные мысли.
5) Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией.
6) Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему относился без эмоций.
7) Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 8) Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.
9) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
10) К концу жизни у него остались только кавычки, и он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 11) Берегите…»
- Выразите основную мысль высказывания мудрого старца (предложения 3 –
10), дописав последнее предложение.
Берегите… Какой тип речи использован в предложениях 3 – 10?
- В каком словаре можно найти лексическое значение выражения дойти до точки
(предложение №10)?
- этимологический;
- орфоэпический;
- толковый;
- фразеологический.
- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
- Дайте письменный ответ на вопрос «В чем причина необычного поведения
странного человека?», используя приемы сжатия в предложениях 3 – 8.
Часть II
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) юг;
2) объяснил;
3) люк;
4) съемка.
2.2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов
1) похвала;
2) хвала;
3) похвальба;
4) одобрение.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) сотрудник;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. В каком ряду есть словосочетание существительное + порядковое числительное?
1) семеро смелых;
2) седьмой ряд;
3) семью годами;
4) лет семь.
2.6. В каком ряду допущена ошибка в образовании формы слова?
1) в две тысячи десятом году;
2) нет претензий;
3) большие очереди;
4) более красивее.
2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Не все люди, к сожалению, осознают глубокий смысл этой пословицы.
- подлежащим;
- сказуемым;
- дополнением;
- определением.
Часть III
3.1. Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Птичка в клетке
Одна птичка очень долго ж…ла в клетке. Она часто см…трела в окно там виднелись дерев…я и луг. Не раз вид…ла других птиц они весело л…тали на необ…ятном просторе. Часто задумывалась птичка о том, каково это – чу…ствовать, как со…нце пр…гревает спинку, ветер ра…пр...вляет крылья. Как хорошо, взмывая и пикируя, ловить на л…ту мошек! Когда птичка думала об этом, ее сер…це нач…нало учащё…о бит…ся.
Иногда другая птица садилась на карни... окна немного отдыхала там и ра…матривала птичку, сидевшую в клетке. Пут…шестве…ца скл…няла голову набок и как будто произн…сила «Птица в клетке! Немысл…мо!» И в эти моменты птичка чу…ствовала себя совсем од…нокой и несчас…ной. Ее мален…кие плеч…ки понуро опускались в горле стоял к…мок и на сер…це л…жилась печаль.
Однажды вл…дел…ц птички вытащил клетку на те(р, рр)а(сс, с)у и оставил ее дверцу открытой. Птица заметила это хотела вып…рхнуть но пр…дпочла безопасность свободе.
(Из книги «Притчи мира»)
Кодификатор
элементов содержания итоговой работы 6 классе по русскому языку
Код раздела | Код контроли руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | Фонетика | |
1.1 | Звуки и буквы | |
2 | Лексика | |
2.1 | Слово и его значение | |
2.2 | Синонимы | |
3 | Морфемика и словообразование | |
3.1 | Способы образования слов | |
4 | Морфология | |
4.1 | Части речи, значение и употребление. Признаки изученных частей речи. | |
4.2 | Имя числительное. Разряды числительных. | |
4.3 | Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. | |
4.4 | Глагол. Неопределенная форма глагола. | |
5 | Синтаксис | |
5.1 | Члены предложения | |
6 | Орфография | |
6.1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | |
6.2 | Парные звонкие и глухие согласные | |
6.3 | Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением | |
6.4 | Правописание тся и ться в глаголах | |
6.5 | Правописание гласных Ы и И после Ц | |
6.6 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |
6.7 | Правописание корней с чередованием | |
6.8 | Правописание приставок | |
6.9 | Ь после шипящих | |
6.9 | Правописание ъ и ь разделительных знаков | |
7 | Пунктуация | |
7.1 | Знаки препинания в простом предложении | |
7.2 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | |
7.3 | Знаки препинания в предложении с прямой речью | |
7.4 | Знаки препинания в сложном предложении | |
8 | Речь | |
8.1 | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы | |
8.2 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста | |
8.3 | Средства связи предложений в тексте | |
8.4 | Функционально-смысловые типы речи, их признаки | |
9 | Языковые нормы | |
9.1 | Орфоэпические нормы |
Спецификация
итоговой работы по русскому языку в 6 классе
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Нормативно- правовая база
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
3. Характеристика структуры и содержания работы
Итоговая работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Первая часть содержит 5 заданий с выбором ответа и кратким ответом. Вид деятельности: редактирование текста (элементы сжатия), извлечение заданной информации (главная мысль, стиль и тип речи).
Вторая часть содержит 7 заданий с выбором ответа, проверяющие элементы лингвистической и языковой компетенции. К каждому из заданий с выбором ответа 1 и 2 частей работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В части 3 даны задания, проверяющие орфографическую и пунктуационную грамотность, грамматические навыки и умения.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Макси-мальный первич-ный балл | Процент максимального первичного балла для каждой части |
1 | Часть 1 | С выбором ответа, с кратким ответом кратким ответом | 5 | 10 | 42 |
2 | Часть 2 | С выбором ответа | 7 | 7 | 29 |
3 | Часть 3 | Вставить пропущенные буквы и знаки препинания | 1 | 7 | 29 |
Итого | 13 | 24 | 100 |
4.Проверяемые элементы содержания.
1 | Фонетика. Звуки и буквы |
2 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы |
3 | Морфемика и словообразование. Словообразовательный анализ слова |
4 | Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. |
5 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова |
6 | Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
7 | Орфография. Парные звонкие и глухие согласные |
8 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением |
9 | Орфография. Правописание тся и ться в глаголах |
10 | Орфография. Правописание гласных Ы и И после Ц |
11 | Орфография. Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
12 | Орфография. Правописание корней с чередованием |
13 | Орфография. Правописание приставок |
14 | Орфография. Ь после шипящих |
15 | Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков |
11 | Грамматика. Синтаксис. Способы передачи чужой речи |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении |
13 | Речь. Анализ текста |
5. Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
− умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
− умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
− умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
− умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
− умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.
6. Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности
В таблице 2 представлено распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Словообразование | 1 | 1 | 4 |
Лексика | 4 | 7 | 29 |
Фонетика | 1 | 1 | 4 |
Морфология | 1 | 1 | 4 |
Синтаксис | 1 | 1 | 4 |
Орфография | 1 | 4 | 17 |
Пунктуация | 1 | 3 | 13 |
Основная мысль текста | 1 | 2 | 8 |
Типы и стили речи | 1 | 1 | 4 |
Язык и речь | 1 | 3 | 13 |
7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый | 12 | 22 | 91 |
Повышенный | 1 | 2 | 9 |
Высокий | – | – | – |
Итого | 13 | 24 | 100 |
8. Необходимое количество вариантов КИМ
Итоговая работа представлена в двух вариантах.
9. Время выполнения и условия проведения работы
Время выполнения работы – 90 минут (2 урока).
Дополнительное оборудование не требуется.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть 1
За верное выполнение заданий 1.1 и 1.5 проверочной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, – 10 баллов.
Часть 2
За верное выполнение заданий 2.1 – 2.7 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 7 баллов.
Часть 3
Задание оценивается следующим образом:
орфография
правильно вставлены 20 букв – 4 балла;
правильно вставлены от 19 до 17 букв – 3 балла;
правильно вставлены от 16 до 14 букв – 2 балла;
правильно вставлены от 13 до 11 букв – 1 балл;
вставлено менее 11 букв – 0 баллов.
правильно поставлены все знаки препинания – 3 балла;
правильно поставлены 7 знаков препинания – 2 балла;
правильно поставлены 5 знаков препинания – 1 балл;
менее 5 знаков препинания – 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание части 3 – 7 баллов.
Максимальное кол-во баллов за три части – 24 балла
Шкала перевода баллов в оценку
кол-во баллов | 0 – 10 | 11 - 16 | 17 - 21 | 22 – 24 |
оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная итоговая работа по русскому языку в 7 классе
Эту контрольную работу по русскому языку можно провести как итоговую в конце курса 7 класса...
Итоговая работа по русскому языку 5 класс
Итоговая работа по русскому языку за 5 класс представляет собой комплексный анализ текста. Работа представлена в двух вариантах....
Итоговая работа по русскому языку в 7 классе
Материалы контроля по типу ЕГЭ...
итоговая работа по русскому языку за 1 четверть (3 варианта), за 1 полугодие в 2 вариантах, и другие разработки проверочных работ в формате ЕГЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ». 6 КЛАСС (3 варианта)...
итоговая работа по русскому языку 7 класс
Итоговая работа для учащихся 7 класса вечерних школ, форма проведения - тест, состоящий из трех частей....
Итоговые работы по русскому языку (8 класс)
Работа состоит из тестовых заданий на основе текста по подобию экзаменационной работы в 9 классе. Материал подобран для 8 класса, то есть включены только темы программы русского языка 8 класса. Включа...
Контрольная итоговая работа по русскому языку за I четверть. В формате ОГЭ.
В контрольную работу в формате ОГЭ вошли задания из материалов ГИА прошлых лет. Работа позволит проверить знания обучающихся по темам, соответствующим заданиям 2-11 Демоверсии 2015....