Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii2.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.
Первая часть экзаменационной работы ОГЭ-9 включает в себя одно задание. Это небольшая письменная работа на основе прослушанного текста- написание сжатого изложения. За изложение учащийся получает максимальный балл-7.
Форма написания изложения требует активизации памяти учащегося, навыков структурированного восприятия содержания текста, владение работы с текстом, умения выделять в основном тексте микротемы, выявлять главное и отделять второстепенное. Задача учащегося при работе с изложением-это выполнение информационной обработки текста. Для этого важно применить репродуктивные и продуктивные коммуникативные умения, умения выбирать лексические и грамматические средства для передачи полученной информации кратко и связно.
Комплекс умений прививаются учащимся в процессе всего курса изучения русского языка и работы по развитию речи. Эти умения формируются и при изучении других предметов.
При работе с сжатым изложением важно помнить, что работа с текстом строится на основе выделения в нем главного –концепта; составления плана текста, который соответствует его развертыванию; выявление ключевых слов; переработка информации текста (сжатие), преобразование в различные формы и т.п. Для успешного написания сжатого изложения эти действия выполняются целенаправленно, последовательно решая речевые задачи по восприятию исходного текста и воспроизведения собственного. Для подготовки учащихся к прохождению первой части экзаменационной работы педагогу необходимо грамотно организовать работу с текстом, учитывая особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.
Для выполнения 1 части работы используется аудиозапись с текстом, которая прослушивается участниками экзамена два раза. Во время прослушивания текста участникам разрешено делать заметки в черновиках. После прослушивания текста учащиеся работают над написанием изложения в бланке ответов №2.
Последовательные действия при работе с текстом:
1. Первое прослушивание аудиозаписи исходного текста, записи в черновике (2-3 минуты);
2. Время на осмысление услышанного, работа с черновиком (3-4 минуты);
3. Повторное прослушивание исходного текста (2-3 минуты);
4. Сообщение о начале работы с изложением (возможность использования словаря);
5. Написание сжатого изложения.
Рекомендованные действия для учащихся по написанию сжатого изложения:
1. Текст необходимо внимательно прослушать, записывая на черновике ключевые слова, отдельные фразы и те моменты, которые помогут в написании изложения;
2. Во время первого прослушивания исходного текста необходимо вникнуть в суть текста, уловить основную мысль, проследить логическую связь микротем, запоминая их последовательность;
3. Важно понимать структуру и языковое оформление текста: начало, середину, заключение, что является ключевыми словами, какие выразительные средства применяются в тексте;
4. Рекомендуется оставлять интервалы при работе в черновике, чтобы редактировать после второго прослушивания, добавляя слова или словосочетания;
5. Если в процессе написания изложения учащемуся потребуется сделать вставку в свой текст, то изначально можно это учесть и писать, оставляя поля. В тексте, где учащийся хочет внести слово или предложение, надо сделать пометку, повторив ее на полях и записав туда то, что планирует добавить;
6. При повторном прослушивании текста учащему необходимо еще раз проверить последовательность изложения событий в нем;
7. Учащемуся надо быть внимательным, обращая внимание на даты, имена, время или место действия, которые описываются в исходном тексте;
8. Не желательно использовать в изложении «тяжеловесные» предложения, стараться из одной длинной фразы сделать более короткие предложения, разделив ее;
9. Необходимо медленно и очень внимательно проверять написанное во избежание грамматических, пунктуационных ошибок; нет ли нарушений связи слов; нет ли повторения одного и того же слова или словосочетания в предыдущем и последующем предложении, что является неоправданным повтором;
10. Необходимо проверить последовательность изложения содержания: логика раскрытия темы, верно ли выбрано место в тексте микротем, правильно ли поделен текст на абзацы;
11. В сжатом изложении должно быть три абзаца, соответствующие количеству микротем в исходном тексте;
12. Необходимо провести орфографический анализ изложения, найдя трудные по написанию слова и, применив правило, проверить их написание (или заменить синонимом);
13. Учащемуся важно помнить, что, работая над изложением, ему надо передать содержание как всего текста, так и микротем;
14. Экзаменационная работа по написанию изложению должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком, без зачеркиваний, помарок, исправлений.
Сжатое изложение предполагает применение приемов компрессии текста, среди которых стоит отметить:
Разделение информации на главную и второстепенную;
Исключение второстепенной информации (может достигаться путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов или целых предложений);
Свертывание исходной информации за счет ее обобщения (перевод частного в общее).
Компрессии подлежат: подробности, повторы, детали, конкретные примеры
Остается в тексте: содержание, которое сохраняет авторский смысл, и отсутствие которого сделает текст неясным и исказит авторский замысел.
Объем сжатого изложения предполагает не менее 70 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по написанию сжатого изложения
Данная памятка поможет выпускникам 9-х классов при написании сжатого изложения на ГИА...
Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории
Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....
рекомендации по выполнению части "С"
Данные рекомендации хорошо помогают учащимся разобраться с выполнением самых трудных заданий по обществознанию на экзамене....
рекомендации по выполнению части "С"
Данные рекомендации позволяют учащимся лучше подготовиться для выполнения самой трудной части экзамена по обществознанию....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»
Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...