программа дополнительного образования "Русский на пять".
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс)
Данная программа направлена на решение проблемы формирования лингвистической компетенции учащихся, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obraz_._russkiy_na_pyat.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
кружок «Русский на «пять!»
Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3
Василенко Т.И.
х.Средний
Александровский район
Пояснительная записка
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Программа кружка «Русский на «пять!» для обучающихся 7-8 классов, составлена на основе программы Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т.Баранова, и в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Программа реализуется в рамках социально – педагогического направления внеурочной деятельности.
Кружок «Русский язык на «пять!» предназначен для учащихся 7-8 классов.
Программа кружка рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
Продолжительность одного занятия – 1 час.
Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи:
- -- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- -- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- -- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- -- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
- -- формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
- развитие интереса к читательской деятельности;
- развитие интереса к научной деятельности;
- подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку, к даче экзамена по предмету в форме ГИА.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Русский на «пять!».
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. | 1 | |
2. | Язык – звучащая речь. Почему мы так говорим? | 1 | |
3. | Великие тайны слов. Работа с этимологическим словарём. | 1 | |
4. | Лексическое богатство русского языка. Жизнь слов. | 1 | |
5-6. | Лексическое значение слова. Способы определения значения слова Слова однозначные и многозначные | 2 | |
7-8. | «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Работа с толковым словарём. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. | 2 | |
9. | Омонимы, их отличие от многозначных слов. | 1 | |
10. | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | |
11. | Антонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | |
12. | Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.) | 1 | |
13. | Практическая работа с фразеологическим словарём. | 1 | |
14. | Культура речи – необходимое качество образованного человека. | 1 | |
15. | Орфоэпические нормы. | 1 | |
16. | Лексические нормы. | 1 | |
17. | Грамматические нормы. | 1 | |
18. | Синтаксические нормы. | 1 | |
19. | Орфоэпические нормы. | 1 | |
20. | Типы орфоэпических ошибок. | 1 | |
21. | Ударение в словах и формах слов. | 1 | |
22. | Произношение согласных. | 1 | |
23. | Произношение гласных. | 1 | |
24-25. | Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 | |
26. | Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. | 1 | |
27. | Микротема. | 1 | |
28. | Работа с текстом. | 1 | |
29. | Выявление микротем. | 1 | |
30. | Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. | 1 | |
31. | Анаграммы. | 1 | |
32. | Логогрифы. | 1 | |
33. | Шарады. | 1 | |
34. | Метаграммы. | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Список литературы:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
2. «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
3. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
4. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7-8 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.
8. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для пятого класса
Рабочая программа по литературе для пятого класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреж...
Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Рабочая программа коррекционного обучения школьников пятого класса с нарушениями речи.
Программа коррекционного курса....