Рабочая программа по литературе для пятого класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для пятого класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_rabochaya_programma.docx | 113.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для пятого класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.Я. Коровиной.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа составлена на 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
При реализации рабочей программы используются элементы системы развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии развития познавательного интереса, дифференцированное обучение, система творческих заданий, теория активизации учебной деятельности.
Формы проверки и оценки результатов обучения проводятся в устной и письменной формах. Устно: выразительное чтение текста художественного произведения, устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста); подготовка сообщения; выразительное чтение наизусть. Письменно: составление планов; создание сочинений – рассуждений; в виде тестирования. Сформированность ОУУН осуществляется в форме поурочных отметок.
Для реализации программы используется УМК:
В.Я. Коровина. Литература 5 класс. 1 и 2 части. М.: «Просвещение» 2008
Методы и приёмы обучения:
- выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова;
- обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;
- слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;
- беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;
- обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода; образов героев; композиции произведения;
- самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
- слушание художественного чтения;
- близкие к тексту и сжатые пересказы;
- инсценировка;
- рассматривание иллюстраций и оценка их;
- подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
- анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
- самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы | Кол- во часов | 5 класс | 6 класс |
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА | 2 | 1 | 1 |
Русский фольклор | 9 | 6 | 3 |
Древнерусская литература | 6 | 3 | 3 |
литература XVIII века | 1 | 1 | - |
литература XIX века | 68 | 35 | 33 |
литература ХХ века | 29 | 8 | 21 |
Зарубежная литература | 21 | 14 | 7 |
136 | 68 | 68 |
Содержание программы | Кол- во часов | 5 класс | 6 класс |
Литература как искусство слова Русский фольклор Х.К.Андерсен Древнерусская литература Д.Дефо М.В.Ломоносов. Из литературы 19 века: Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. И.И.Дмитриев И.А.Крылов В.А.Жуковский Ф.Шиллер А.С.Пушкин А. Погорельский. В. Гаршин. М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь А.В.Кольцов Ф.И.Тютчев А.А.Фет И.С.Тургенев А.К.Толстой Н.А.Некрасов Л.Н. Толстой Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Н.С.Лесков А.П.Чехов П.Мериме В.Г.Короленко М.Твен Из литературы 20 века: В.Маяковский С.А.Есенин Д.Лондон А.П.Платонов А.Грин К.Г.Паустовский М.М.Пришвин Произведения о Великой Отечественной войне Н.М.Рубцов Ю.П.Казаков В.Г.Распутин В.П.Астафьев О.Генри Фазиль Искандер. М.Сервантес Сааведра. М.Твен А. де Сент-Экзюпери. Повторение и обобщение (итоговый тест) Всего 136 часов Чтение и изучение 114 Резерв 22 | 2 9 4 6 4 1 2 1 4 2 1 16 1 1 4 4+1 2 2+1 3 4 2 7 1 1 3 2 2 3 3 2 2 3 2 2 2 4 1 2 1 3 2+2 1 1 1 1 1 | 1 Происхождение литературы 6 Пословицы, поговорки, сказки. 3+1р.р. «Снежная королева» 3.«Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича» 3+1р.р. «Робинзон Крузо» 1«Случились вместе два астронома в пиру…» 1 2 «Волк на псарне", "Свинья под Дубом". 2«Лесной царь» 4+1Р.Р. «Няне.» «Сказка о мёртвой царевне» 1.«Черная курица, или Подземные жители». 1Attalea Princeps». 2«Бородино» 4 «Заколдованное Место» 2 «Песня пахаря» 2 «Есть в осени первоначальной…» 3+1Р.Р. «Муму» 5 «Крестьянские дети». 1«Кавказский пленник». 3 «В дурном обществе» 3 «Приключения Тома Сойера» 2Песнь о собаке». 2+ 1р.р. «Белый клык». 2 «Тёплый хлеб» 2«Васюткино озеро» 1 «Дары волхвов» 1. К.Р. По курсу литературы за 5класс. Всего 68 часов (Чтение и изучение 62 часа, из них – 5 р.р. + 1 К.Р.) | 1 Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовного мира человека. 3 Песня как форма словесно - музыкального искусства. УНТ. Малые жанры 3 «Сказание о белгородском киселе» «Повесть о Петре и Февронье Муромских» 1 1. «Муха» 2 «Листок». «Три пальмы» 1.Баллада «Перчатка» 9 + 1Р.Р. + 1К.Р. «И.И. Пущину» «Зимнее утро» «Дубровский» «Выстрел» 1 + 1 Р.Р. «Три пальмы» 1Старосветские помещики» 1Неохотно и несмело…», «Листья» 3« Я пришел к тебе с приветом». «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Учись у них – у дуба, у берёзы…» 1 К.Р. 2 «Василий Шибанов» 2 «Железная дорога» 1 Я. Полонский. « « По горам две хмурых тучи…, Е.Баратынский. «Весна, весна!Как воздух чист…», А.Толстой.» 2 + 1Р.Р. «Левша» 2 Рассказ «Толстый и тонкий». 2 «Маттео Фальконе» 2 «Хорошее отношение к лошадям» 2 Рассказ "В прекрасном и яростном мире" 2 Повесть "Алые паруса" 1 К.Р. 3 + 1Р.Р. «Кладовая солнца» 1 К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов «Сороковые». 2 «Звезда полей», «В горнице», «Листья осенние» 1 «Тихое утро»
3«Уроки французского»
1 + 1 Р.Р. Конь с розовой гривой» 1.Тринадцатый подвиг Геракла» 1«Дон Кихот». 1«Приключения Гекльберри Финна». 1«Маленький принц» - Всего 68 часов (Чтение и изучение 60 час, из них – 5 р.р. + 3 К.Р.) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Контрольные работы, диктанты | Развитие речи | Лабораторные работы | Практические работы | |
1 четверть | 2 | |||
2 четверть | 1 | |||
3 четверть | 1 | |||
4 четверть | 1 | 1 | ||
За год | 1 | 5 |
№ | Тема | Элементы | Элементы | Требования к уровню | Тип | Вид контроля, измерители | Дата | Кор рек ти ров ка даты | |||
Введение | |||||||||||
1. | Художественная литература как одна из форм освоения мира. | Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. | Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. | Знать: о содержании и форме, об авторе и герое художественного произведения. Уметь: определять понятия по видовым признакам, выделять главное в тексте. | Урок - беседа | Диагностика усвоения текста – научной статьи по вопросам. | 02.09.11. 5а,в 03.09.11. 5б. | ||||
Устное народное творчество | |||||||||||
2. | Малые жанры фольклора. | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. | Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение). | Знать: произведения обрядового фольклора. Уметь: подбирать дополнительную литературу, осознанно читать тексты различных жанров. | Урок изучения нового материала | Игра по малым жанрам фольклора. Контроль выразительного чтения наизусть 20 пословиц. | 05.09.11. 5а,б,в | ||||
3. | Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказка «Царевна-лягушка». | Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы | Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок; сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка». Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам; вести беседу по прочитанному произведению. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | 09.09.11. 5а,в 10.09.11. 5б. | |||||
4. | Сказка «Царевна-лягушка» | Сказка «Царевна-лягушка». Соотношение реального и фантастического в сказочном сюжете. Народная мудрость сказки. | Образ невесты-волшебницы. | Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение. | Урок изучения нового материала | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохресто - матия» | 12.09.11. 5а,б,в | ||||
5. | Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». | Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Народная мудрость сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочном сюжете. | Патриотический характер сказки «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. | Знать: признаки волшебной и героической сказок. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в сказки признаки волшебной и героической сказок. | Урок изучения нового материала, урок - беседа | Составление плана сказки, вопросы и задания | 16.09.11. 5а,в 17.09.11. 5б. | ||||
6. | Сказка «Журавль и цапля» | Сказка «Журавль и цапля». Народная мудрость сказки. | Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказки «Журавль и цапля» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин. | Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение. | Урок изучения нового материала, урок - беседа | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | 19.09.11. 5а,б,в | ||||
7. | Миф и сказка. | Фольклорная и литературная сказка. Миф и сказка. Народная мудрость сказок. Понятие об эпосе. | Роды и жанры литературы. | Знать: основные отличия мифа от сказки; роды и жанры литературы. Уметь: пересказывать мифы; различать роды и жанры литературы. | Комбинированный урок | Пересказ, викторина | 23.09.11. 5а,в 24.09.11. 5б. | ||||
Литературная сказка | |||||||||||
8. | X. К. Андерсен. Слово о пи сателе. Сказка «Снежная королева» | Xанс Кристиан Андерсен. Слово о пи сателе. «Снежная королева». | Очерк К.Г. Паустовского «Великий сказочник» Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символистический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Комбинированный урок | Сообщение о писателе (индивидуальное задание); викторина | 26.09.11. 5а,б,в | ||||
9. | Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойнца…) В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Выборочный аналитический пересказ. Иллюстрации к сказке. | Знать: сюжет и содержание сказки. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним. | Комбинированный урок | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | 30.09.11. 5а,в 01.10.11. 5б. | ||||
10. | Подготовка к классному сочинению на тему: «Добро и зло в сказках Андерсена». | Борьба добра и зла в сказках Андерсена. | Истинная красота и сила в сказке X. К. Андерсена «Снежная королева». Нравственная проблематика произведения; позиция автора и его отношение к героям. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению по сказкам X. К. Андерсена. | Уметь: составлять цитатный план к работе, выполнять сравнительный анализ | Урок обобщения и системати- зации | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | 03.10.11. 5а,б,в | ||||
11. | Р.р. Сочинение «Добро и зло в сказках Андерсена» | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков | Обучающее сочинение | 07.10.11. 5а,в 08.10.11. 5б. | ||||||
Древнерусская литература | |||||||||||
12. | Древнерусская литература. Связь литературы с фольклором. | Древнерусская литература. Связь литературы с фольклором. | Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). | Знать: историю создания древнерусской литературы. Уметь: видеть связь летописи с фольклором. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, выразительное чтение | 10.10.11. 5а,б,в. | ||||
13. | «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник Древней Руси. | «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник Древней Руси. Образно-стилистические особенности жанра летописи. | Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. | Знать: основные темы древнерусской литературы. Уметь:. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом | 14.10.11. 5а,в 15.10.11. 5б. | ||||
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». | Знать: сюжет и содержание повествования о подвиге отрока – киевлянина. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; выразительно читать тесты древнерусской литературы; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Урок изучения нового материала | Диагностика умения работать с текстами особого жанра. | 17.10.11. 5а,б,в | ||||
Зарубежная литература | |||||||||||
15. | Д.Дефо. Слово о писателе. Роман. «Робинзон Крузо». | Д.Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. | Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; оценивать актерское чтение. | Урок изучения нового материала | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания | 21.10.11. 5а,в 22.10.11. 5б. | ||||
16. | Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. | Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. | Комбинированный урок | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | 24.10.11. 5а,б,в | |||||
17. | Подготовка к классному сочинению «Образ главного героя в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»». | Образ главного героя. | Робинзон как вечный образ литературы. Жизнь и необычайные приключения главного героя. Подготовка к классному сочинению «Образ главного героя в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо». | Урок обобщения и системати- зации | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | 28.10.11. 5а,в 29.10.11. 5б. | |||||
18. | Р.р. Сочинение «Образ главного героя в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков | Обучающее сочинение | 31.10.11. 5а,б,в | |||||
Литература 18 века | |||||||||||
19. | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. | М.В. Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.Юмор стихотворения | Знать: основные моменты биографии Ломоносова; содержание стихотворения «Случилось вместе два астронома в пиру…». Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | Урок внеклассного чтения | Вопросы и задания Сообщение о писателе (индивидуальное задание). | 11.11.11. 5а,в 12.11.11. 5б. | ||||
Литература 19 века | |||||||||||
20 | Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. | Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века. | Происхождение слова, имена, проблемы литер19 | Знать: понятие классическая литература: её отличительные черты. | Урок изучения нового материала | Диагностика усвоения текста – научной статьи по вопросам. | 14.11.11. 5а,б,в | ||||
21. | И.А. Крылов. Слово о писателе. Басня "Волк на псарне". | И.А. Крылов. Слово о писателе. Жанр басни, история его развития. Басня "Волк на псарне". Выражение народного духа. Аллегория как основа художественного мира басни. Басня и сказка. | Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Патриотическая позиция автора. | Знать: сведения о жизни и творчестве И. Крылова (кратко); истоки басенного жанра; жанровые признаки басни; историю создания басни "Волк на псарне"; теоретико – литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Уметь: выразительно читать басни, понимать их иносказательный смысл; видеть связь басен с фольклором. | Комбинированный урок | Диагностика умения анализировать языковые средства, находить в тексте признаки басни (аллегория, мораль, олицетворение). Контроль выразительного чтения художественного произведения наизусть. | 18.11.11. 5а,в 19.11.11. 5б. | ||||
22. | Басня "Свинья под Дубом". Образы животных и их роль в басне. | Басня "Свинья под Дубом". Мораль басни и способы ее выражения. Образы животных и их роль в басне. | Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости… Прослушивание басни "Свинья под Дубом" в актерском исполнении,; чтение басни; обсуждение. | Знать: содержание басен Крылова; одну басню наизусть. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. понимать их иносказательный смысл. | Урок совершенствования ЗУН | Анализ басенного текста. Контроль выразительного чтения художественного произведения наизусть. | 21.11.11. 5а,б,в | ||||
23. | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Лесной царь». | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Талант В.А. Жуковского-переводчика. Баллада «Лесной царь». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. | Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады Жуковского «Лесной царь». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады. | Знать: начало жизненной и творческой биографии В. Жуковского; признаки жанра баллады; сюжет и содержание баллады Жуковского «Лесной царь». Уметь: выразительно читать и художественно пересказывать его баллады. | Урок изучения нового материала | Контроль выразительного чтения стихотворного произведения, определения сюжета и художественного пересказа баллады | 25.11.11. 5а,в 26.11.11. 5б. | ||||
24. | В.А. Жуковский. «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады. | В.А. Жуковский. «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады. | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады. Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения.. | Урок изучения нового материала | Контроль выразительного чтения наизусть отрывка из баллады Жуковского «Кубок». Определение сюжета и художественный пересказ баллады. | 28.11.11. 5а,б,в | ||||
25. | А.С. Пушкин Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | А.С. Пушкин Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. | Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России»). Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | Знать: сведения о семье, детстве А.С. Пушкина; теоретико – литературные понятия поэма, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. Уметь: выразительно читать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Урок изучения нового материала | Контроль выразительного чтения наизусть стихотворения Пушкина «Няне» | 02.12.11. 5а,в 03.12.11. 5б. | ||||
26. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Понятие о стихотворной сказке. | Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль; красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа. | Знать: историю создания сказки; сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки. | Урок изучения нового материала | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания | 05.12.11. 5а,б,в | ||||
27. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки. | Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» в актерском исполнении, обсуждение. Система образов сказки. | Сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «Бродячие сюжеты». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина. | Знать: теоретико – литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме). | Урок совершенствования ЗУН | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | 09.12.11. 5а,в 10.12.11. 5б. | ||||
28. | Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. | Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Утверждение высоких нравственных ценностей. | Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. | Знать: способы построения типа текста рассуждение. Уметь: сопоставлять литературную сказку с народной. | Комбинированный урок | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | 12.12.11. 5а,б,в | ||||
29. | Р.р. Сочинение: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?». | Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?». Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи нению. | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | Обучающее сочинение | 16.12.11. 5а,в 17.12.11. .5б. | |||||
30 | А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». | Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно – условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменение в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов. | Урок внеклассного чтения | Вопросы и задания, выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | 19.12.11. 5а,б,в | |||||
31. | Героическое и обыденное в сказке В. Гаршин. «Attalea Princeps». | Биографическая справка о Всеволоде Михайловиче Гаршине. Героическое и обыденное в сказке «Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршине (кратко); отличительные черты литературной сказки; сюжет и содержание сказки «Attalea Princeps». Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки . | Комбинированный урок | Сообщение о писателе (индивидуальное задание); вопросы и задания, выборочный пересказ, характеристика героев | 23.12.11. 5а,в 24.12.11. 5б. | |||||
32. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. | Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России»). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. Словарная работа. | Знать: детство и начало литературной деятельности поэта; содержание стихотворения «Бородино». Уметь: выразительно читать стихотворение; характеризовать героев и их поступки; составлять план стихотворения; выяснять значение незнакомых слов. | Урок изучения нового материала | Контроль выразительного чтения наизусть стихотворения Лермонтова «Бородино». | 26.12.11. 5а,б,в | ||||
33. | Образ простого солдата – защитника родины. | Образ простого солдата – защитника родины. | Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | Знать: историческое содержание стихотворения «Бородино». Уметь: читать стихотворение наизусть с выражением. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания рубрики «Совершенствуй свою речь», выразительное чтение наизусть, описание репродукций, характеристика баллады с точки зрения изобразительно – выразительных средств, чтение и выполнение задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным | 13.01.12. 5а,в 14.01.12. 5б. | ||||
34. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Заколдованное место». | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа. | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | 16.01.12. 5а,б,в. | ||||
35. | Реальное и фантастическое в сюжете произведения. | Реальное и фантастическое в сюжете произведения. | Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. | Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место». Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, выборочный пересказ, выразительное чтение текста по ролям; характеристика героев и их поступкам | 20.01.12. 5а,в 21.01.12. 5б. | ||||
36. | Яркость характеров в повести Гоголя «Заколдованное место». | Яркость характеров в повести Гоголя «Заколдованное место». Сочетание лиризма и юмора в повести. | Фольклорные традиции в создании образов. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: героев и сюжет повести. Уметь: оценить мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. | Урок изучения нового материала | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохресто - матия» | 23.01.12. 5а,б,в | ||||
37. | Живописность языка гоголевской прозы. | Живописность языка гоголевской прозы. | Поэтизация народной жизни, народных преданий. | Знать: особенности живописной гоголевской прозы. Уметь: частично производить лингвистический анализ текста. | Комбинированный урок | Выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | 27.01.12. 5а,в 28.01.12. 5б. | ||||
38. | А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» | А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» | Знать: сведения о детских и юношеских годах А.В. Кольцова. Уметь: составлять конспект; выразительно читать поэтический текст. | Урок изучения нового материала | Диагностика умения видеть образную природу словесного искусства, сравнивать предметы и явления. Выразительное чтение наизусть два стихотворения по теме «О Родине и родной природе» | 30.01.12. 5а,б,в | |||||
39. | Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. | Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. | Знать: особенности поэзии Кольцова. Уметь: выразительно читать художественные поэтические тексты. | Комбинированный урок | 03.02.12. 5а,в 04.02.12. 5б. | ||||||
40. | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» | Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Знать: содержание стихотворения Уметь: воспринимать художественное новаторство поэта. | Урок совершенствования ЗУН | Контроль выразительного чтения наизусть стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» | 06.02.12. 5а,б,в | ||||
41. | Картины русской природы в изображении Тютчева. | Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. | Знать: изобразительно – выразительные художественные средства языка (метафору, эпитет, олицетворение, сравнение). Уметь: находить в поэтическом тексте изобразительно – выразительные художественные средства языка (метафору, эпитет, олицетворение, сравнение). | Комбинированный урок | Диагностика умения анализировать языковые средства, находить в тексте (метафору, эпитет, олицетворение, сравнение). Выразительное чтение | 10.02.12. 5а,в 11.02.12. 5б. | |||||
42. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Муму». | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. | Заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново (рубрика «Литературные места России»). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: детство и начало литературной деятельности; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму». Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставить детство писателя и описываемые события произведения. | Урок изучения нового материала | Сообщение о писателе (индивидуальное задание); вопросы, рубрика «Фонохресто – матия» | 13.02.12. 5а,б,в | ||||
43. | Нравственное преображение Герасима. | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Словарная работа. | Знать: сюжет и содержание рассказа «Муму». Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; оценить духовные и нравственные качества Герасима; находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка и определять их роль в тексте. | Урок совершенствования ЗУН | Выразительное чтение. Анализ лирического произведения | 17.02.12. 5а,в 18.02.12. 5б. | ||||
44. | Сострадание и жестокость. | Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. | Подготовка к классному сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Обсуждение темы сочинения: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?» Составление плана, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое. | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой. Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды); характеризовать художественные особенности текста. | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | Задание рубрики «Обогащайте свою речь», составление плана сочинения, написание сочинения на черновике | 20.02.12. 5а,б,в | ||||
45. | Р.р. Сочинение: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?» | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Литературный герой. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.
| Знать: способы построения типа текста рассуждение. Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Урок развития речи | Обучающее сочинение | 24.02.12. 5а,в 25.02.12. 5б. | |||||
46. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Внимание Некрасова к жизни простого народа. | Пейзаж как прием для создания образности лирического героя. | Знать: детство и начало литературной. Уметь: увидеть в стихотворении раздумья поэта о судьбе народа. | Урок совершенствования ЗУН | Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» ( «Однажды в студёную зимнюю пору…») | 27.02.12. 5а,б,в | ||||
47. | Тема крестьянской доли. | Тема крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети». | Поэма. | Знать: отрывок из поэмы наизусть. Уметь: проследить по произведению поэтический образ русской женщины. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение, характеристика поэтических образов русской женщины и крестьянских детей | 02.03.12. 5а,в 03.03.12. 5б. | ||||
48. | Поэма «Мороз, Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме. | Поэма «Мороз, Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме. | Поэма как жанр литературы. Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Речевая характеристика героев | Знать: историческую эпоху в поэме. Уметь: понять и оценить жизнь крестьянских детей. | Урок совершенствования ЗУН | Вопросы и задания, характеристика голоса автора в поэме | 05.03.12. 5а,б,в | ||||
49. | Образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос». | Образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос». | Поэтический образ русской женщины. | Уметь: понять и оценить жизнь крестьянских женщин. | Комбинированный урок | Выразительное чтение наизусть «Есть женщины в русских селеньях…» | 09.03.12. 5а,в 10.03.12. 5б. | 11.03. а,б,в | |||
50. | Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. | Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. | Уметь: понять и оценить отношение автора к тяжелой доле простого русского народа. | Комбинированный урок | 12.03.12. 5а,б,в | ||||||
51. | Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе Толстого «Кавказский пленник». | Сюжет (начальное представление). | Знать: план работы над сочинением. Уметь: характеризовать героев по их поступкам, сопоставлять их. | Урок внеклассного чтения | Выборочный аналитический пересказ, чтение эпизодов рассказа по ролям, вопросы и задания | 16.03.12. 5а,в 17.03.12. 5б. | |||||
52. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». | В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. | Композиция литературного произведения (начальное представление) | Знать: детство и начало литературной деятельности писателя. Уметь: оценить доброту и сострадание героев повести. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, пересказ, составление плана повести | 19.03.12. 5а,б,в | ||||
53. | Мир детей и мир взрослых. | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. | Сравнительная характеристика героев. | Знать: содержание повести. Уметь: прослеживать авторскую позицию в тексте. | Урок совершенствования ЗУН | Диагностика умения вести диалог по предложенной теме, выборочного чтения отдельных эпизодов, сравнительной характеристики героев повести | 30.03.12. 5а,в 31.03.12. 5б. | ||||
54. | Особенности портрета и пейзажа. | Особенности портрета и пейзажа в повести. | Портрет (развитие представления). Композиция литературного произведения (начальные понятия). | Знать: особенности прозы Короленко. Уметь: находить в тексте портретные характеристики героев. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, рубрика «Обогащайте свою речь» | 02.04.12. 5а,б,в | ||||
55. | Марк Твен. Слово о писателе. Повесть "Приключения Тома Сойера". | Марк Твен. Слово о писателе. Повесть "Приключения Тома Сойера". | Беседа о книгах М. Твена, прочитанных ранее. Роман «Приключения Тома Сойера». | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Уметь: характеризовать художественные особенности текста. | Урок совершенствования ЗУН | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания | 06.04.12. 5а,в 07.04.12. 5б. | ||||
56. | Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. | Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. | Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | Знать: черты характеров главных героев. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Комбинированный урок | Диагностика умения вести диалог по предложенной теме, выборочного чтения отдельных эпизодов. | 09.04.12. 5а,б,в | ||||
57. | Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. | Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. | Юмор. Том и Гек. Дружба мальчиков. Черты характера Тома. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». | Знать: нравственную проблематику романа; отношение автора к героям; роль природы в произведении. Уметь: инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение. | Урок обобщения и системати- зации | Диагностика усвоения текста – научной статьи по вопросам. | 13.04.12. 5а,в 14.04.12. 5б. | ||||
Литература 20 века | |||||||||||
58. | С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». | Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». | Своеобразие языка есенинской лирики. | Уметь: выражать своё отношение к прочитанному, строить устные высказывания по изученному произведению. | Урок изучения нового материала | Диагностика умения анализировать языковые средства, находить в тексте (метафору, эпитет, олицетворение, сравнение). Выразительное чтение стихотворения наизусть. | 16.04.12. 5а,б,в | ||||
59. | Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. | Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. | Внутренний мир животных в стихотворении С.Есенина «Песнь о собаке». | Уметь: выражать своё отношение к прочитанному, строить устные высказывания по изученному произведению. | Комбинированный урок | Анализ стихотворения, словесное рисование, составление плана сочинения «Внутренний мир животных в стихотворении С.Есенина «Песнь о собаке»». | 20.04.12. 5а,в 21.04.12. 5б. | ||||
60. | Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Белый клык». | Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Белый клык». | Между чувствами людей и волчонка, как их описывает автор, очень мало разницы. | Знать: содержание текста. Уметь: характеризовать художественные особенности текста | Урок совершенствования ЗУН | Вопросы и задание, выразительное чтение, характеристика героя. | 23.04.12. 5а,б,в | ||||
61. | Мир человека и мир природы в повести Лондона. | Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных. | Смысл жизни и человеческие ценности в повести Д. Лондона «Белый клык» | Знать: содержание текста. Уметь: характеризовать художественные особенности текста | Комбинированный урок | Вопросы и задания, составление плана сочинения, написание сочинения на черновике | 27.04.12. 5а,в 28.04.12. 5б. | ||||
62. | Р.р. Сочинение на тему: «Изображение животных в художественных произведе – ниях». | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков | Обучающее сочинение | 30.04.12. 5а,б,в. | |||||
63. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Теплый хлеб». | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Теплый хлеб». | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке Паустовского «Теплый хлеб». | Знать: детство и начало литературной деятельности писателя. | Урок изучения нового материала | Пересказ, вопросы и задания, словесное рисование | 04.05.12. 5а,в 05.05.12. 5б. | ||||
64. | Тема и проблема в произведении Паустовского «Теплый хлеб». | Тематика и проблематика произведения Паустовского «Теплый хлеб». | «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | Знать: содержание текста. Уметь: характеризовать художественные особенности текста | Урок изучения нового материала | Пересказ, вопросы и задания, словесное рисование | 07.05.12. 5а,б,в. | ||||
65. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | Автобиографичность литературного произведения. | Знать: детство и начало литературной деятельности писателя. Уметь: характеризовать художественные особенности текста | Урок изучения нового материала | Диагностика умения делить текст на части, составлять простой план прочитанного текста и строить свой рассказ по плану. | 11.05.12. 5а,в 12.05.12. 5б. | ||||
66. | Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. | Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. | Черты характера героя и его поведение в лесу. Открытие Васюткой нового озера. | Знать: основные черты характера героя Уметь: выражать своё отношение к прочитанному, строить высказывания по изученному произведению. | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания, рубрика «Обогащайте свою речь» | 14.05.12. 5а,б,в | ||||
67. | О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов» | Смысл названия рассказа. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Мастерство писателя в построении интриги. | Мастерство писателя в построении интриги. | Знать: детство и начало литературной деятельности писателя. | Урок совершенствования ЗУН | Работа с текстом. Владение монологической и диалогической речью | 18.05.12. 5а,в 19.05.12. 5б. | ||||
68. | Повторение и обобщение по курсу литературы за 5 класс. | Уметь: выполнять тестовую работу по изученным темам урока. | Урок контроля | Итоговый тест | 21.05.12. 5а,б,в |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обязательный базовый минимум (стандарт):
знать/понимать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- -образную природу словесного искусства;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- -воспринимать художественный текст и делать его частичный анализ;
- -выделять смысловые части художественного текста, составлять простой план текста;
- -определять известный жанр и род литературного произведения;
- -давать простую характеристику героев;
- -знать развитие сюжета, композицию несложного произведения;
- -сравнивать героев;
- -выражать своё отношение к прочитанному;
- -выразительно читать произведения, читать наизусть;
- -владеть различными видами пересказа;
- -строить несложные устные и письменные высказывания по произведению;
- -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
- -писать отзывы и маленькие сочинения о прочитанных произведениях;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
№ | Название | Автор | Издательство | Год |
1 | «Литература. 5 класс» в 2 –х частях | В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. | Просвещение | 2008 |
2 | Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. | Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. | М.: Просвещение | 2009 |
3 | Литература: 5 класс: Методические советы. | Коровина В.Я. Збарский И.С. | М.: Просвещение. | 2008. |
4. | «Поурочные разработки по литературе Программы Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов)» | О.Б Беломестных М.С. Корнеева И.В. Золотарева | Москва «ВАКО» | 2004 |
5. | «Дидактические материалы по литературе». (К учебнику – хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт. – сост. В.Я. Коровина и др.) | О.В. Шаталова | «ЭКЗАМЕН» Москва | 2006 |
6. | «Тесты. Литература. 5 класс» | Д.Г. Чижов | АСТ. Астрель Москва | 2004 |
7. | «Занимательная литература. Игры и викторины для 5-9 классов». | Ольга Харитонова | АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ МОСКВА | 2002 |
Экспертное заключение кафедры русского языка и литературы на рабочую программу учителя Левши Н.А.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина , В.И. Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по литературе в рамках стандартов первого поколения.
В основу учебной программы положен коммуникативный, деятельностный, проблемный подход к овладению учебным материалом,
В качестве основного метода преподавания курса считать «Технологию формирования правильной читательской деятельности» Н.Н. Светловской – Рыбниковой».
Основные требования к оформлению выполнены.
Рабочая программа содержит:
1. Пояснительную записку, в которой указаны
- цели и задачи курса, сгруппированные в четыре смысловые блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями, равноценные по значимости. Цели сформированы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»
- подходы, принципы, специфика, воспитательные возможности курса;
- требования к уровню компетенции учащегося;
- нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений;
- место программы в образовательном процессе, межпредметные связи;
- особенности организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы обучения, контроля знаний, умений, навыков (текущего и итогового).
2. Обоснование содержания, прогнозирование ожидаемых результатов реализации программы. В содержании представлены все основные блоки и разделы с указанием количества часов, на основании содержания разработано календарно-тематическое планирование, предусматривающее выполнение практической части программы.
В содержании обучения конкретизировано содержание дидактических единиц (тем), при этом отображены основные понятия с указанием формы деятельности учащихся, формы и типа контроля.
3. Основное необходимое материально-техническое, учебно-методическое и информационное
На основе этого данная программа рекомендована к использованию.
Руководитель кафедры, МО подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ПЯТЫЙ КЛАСС КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также...
открытый урок учеников пятого класса. Литература в музыке.
я хотела донести ученикам связь музыки с литературой....
Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....
Урок по литературе в пятом классе
Разбор биографии С.Я. Маршака и разбор и обсуждение самых известных работ писателя ....
Урок по литературе в пятом классе
Разбор биографии С.Я. Маршака и разбор и обсуждение самых известных работ писателя ....
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в пятых и шестых классах.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентирован...