Правописание парных согласных в середине слова
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока русского языка 3 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parn_soglasnye_zvuki_v_seredine_slova.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 3 класс

Тема« Правописание парных согласных в середине слова»

цель: систематизировать знания учащихся о способах проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствовать умения правильно обозначать парные согласные звуки буквами, сопоставлять произношение звуков и написание букв.

Задачи:

  • способствовать осознанию детьми необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в середине слова; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать у учащихся навык грамотного письма;
  • развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли;
  • воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Вид учебного занятия: обобщения и систематизации знаний

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

правописание парных согласных в корне, состав слова, главные и второстепенные члены предложения.

учащиеся должны уметь: обозначать парные согласные в корне, производить разбор слов по составу, производить разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Дидактический материал и оборудование: презентация; учебник; тетрадь; компьютер, мультимедийный проектор, экран; словари В. Даля и С. Ожегова; конверт с цветными кружками для оценивания своего настроения.

Используемая литература:

  1. А. В. Полякова Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. Москва. Просвещение. 2006 год, стр.104, упр.200, упр. 202, упр. 204.

Слайд №1

Ход урока

  1. Оргмомент

Учитель:

Необычный день у нас,

И гостей полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Учащиеся: (Видеть вас мы очень рады!)

Учитель: Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Учащиеся: Только лишь оценку «пять»!

Давайте улыбнемся друг другу, мне, нашим гостям. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Минутка чистописания

Слайд № 2

Учитель:

Найдите закономерность и продолжите запись.

бпн вфн гкн … …

Какие буквы вы записали?

Учащиеся:

Записали буквы, которые обозначают парные согласные звуки.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Определите тему нашего урока.

Учащиеся:

Правописание парных согласных.

Учитель:

Слайд № 3

Правописание парных согласных в середине слова.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится –

Какая буква пишется?

Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.

  1. Работа по теме урока

Учитель

Прочитайте четверостишие.

Слайд № 4

Скрипит морос . Сердит морос .

И снех сухой и колкий.

И вяс озяп. И дуп замёрз,

Насквось промёрзли ёлки.

Т. Волжина

Дети читают стихотворение.

Находят ошибки.

Актуализация знаний.

Учитель:

При написании какой орфограммы допущены ошибки?

Учащиеся:

Все ошибки на правописание парных согласных.

Учитель:

Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные?

Учащиеся:

Нужно их проверять.

Фронтальная работа. Ученики цепочкой вставляют пропущенные буквы. Устно подбирают проверочные слова. Во время проверки ошибки исправляются.

Учитель:

Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный?

Учащиеся:

Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции.

Было мало – стало много.

Изменяли имена существительные по числам.

Учитель:

Как проверили слова: замёрз, насквозь?

Учащиеся:

Подобрали однокоренные глаголы.

Учитель:

Когда парный согласный звук находится в сильной позиции?

Учащиеся:

Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции:

  • перед гласными,
  • перед сонорными согласными.

Вывод: Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять.

Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука

стоял гласный.

Учитель:

Найдите другие орфограммы в четверостишие.

Учащиеся:

Скрипит – безударная гласная -и, проверочное слово -скрип, сердит - безударная гласная - е проверочное слово – сердится

Учитель:

Прочитайте еще раз стихотворение и запишите его по памяти.

Помощь учащимся, которые не смогут справиться.

  1. Работа со словарными словами. Разноуровневая дифференциация

Слайд № 5

Учитель:

Прочитайте слова.

Учащиеся:

Это слова с непроверяемыми безударными гласными.

Учитель:

Какое задание с ними можно выполнить?

Учащиеся:

Вставить пропущенные буквы, на месте парных согласных записать соответствующие буквы.

Учитель.

…ши(б/п)ка, д…ро(ж/ш)ка, л…па(д/т)ка, м…рко(в/ф)ка, т…тра(д/т)ка.

Задание для 3 групп разной степени сложности.

1группа – зеленый кружок, 2 группа – жёлтый, 3 группа – красный, самое трудное задание.

Внимательно прослушайте все задания и выберете по силам.

1группа.

Записывает слова, вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами.

2 группа.

Вставляет пропущенные буквы и подбирает проверочные слова к парным согласным. Записывает вместе с поверочным словом.

3 группа

Вставляет пропущенные буквы, парные согласные записывает соответствующими буквами, подбирает к словарному слову подходящее по смыслу прилагательное и записывает в тетрадь словосочетание.

Выберете себе задание по силам.

По одному ученику из каждой группы работают у доски.

Проверка всех заданий. Оценивание учащихся.

Задание, выполненное 2 группой еще раз прочитывается.

Ошибка – ошибочка, дорожка – дорожечка, лопатка – лопаточка, морковка – морковочка, тетрадка, тетрадочка.

Учитель:

Каким способом пользовались, чтобы проверить парный согласный в середине слова?

Учащиеся:

Называли слово ласково. Суффикс -очк и -ечк придавали словам уменьшительно – ласкательное значение. После парного согласного появляется гласная.

6. Работа над пройденным материалом

Знакомство с новым словарным словом

Слайд №6

Учитель:

Отгадайте загадку:

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

Учащиеся:

Газета.

Учитель:

Объясните лексическое значение этого слова.

Ответы учащихся.

Учитель.

В России впервые газета стала печататься 300 лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты писал и редактировал сам царь Петр Первый. Сейчас газет и журналов очень много. Из них мы узнаем событиях, которые происходят в мире.

Какое задание вы можете предложить для того, чтобы быстрее запомнить это слово?

Учащиеся могут предложить подобрать однокоренные слова, изменить слово по падежам, составить с этим словом предложение.

Подбираем однокоренные слова. Один учащийся работает у доски, разбирает однокоренные слова по составу.

Выполнение задания оценивается.

Газета, газетка, газеточка, газетный.

Учитель:

Какое слово соответствует урока?

Учащиеся:

Газетка.

Учитель:

Какое слово является проверочным?

Учащиеся.

Слова «газета, газеточка, газетный» являются проверочными для слова « газетка».

Учитель.

Какое слово «лишнее»?

Учащиеся:

Прилагательное газетный. Его можно изменить по родам.

Ученик у доски записывает словосочетания с прилагательным газетный и изменяет его по родам.

Газетный столик, газетная статья, газетное издательство.

Слайд № 7

7. Физминутка

Музыкальный клип « Божья коровка», автор Берюхова Елена

Танцевальные движения, зарядка для глаз.

8. Работа над предложением. Разноуровневая дифференциация

Слайд № 8

Учитель

На слайде задание для трех групп. Внимательно выслушайте задания и выберете по силам.

Составьте предложения со словом газета.

1 группа – зеленый кружок, 2 группа – желтый, 3 группа – красный.

1 группа. Составьте предложение из данных слов. Разберите его по членам и частям речи.

читает, папа, газету, утреннюю

2 группа. Дана грамматическая основа предложения, распространите предложение.

Разберите его по членам и частям речи.

газета лежит

3 группа

Составьте предложение, которое соответствует схеме.

Разберите его по членам и частям речи.

какой? кто? что делает? какую? что?

Выберете задание, которое вы можете выполнить.

По одному ученику из каждой группы работают у доски.

Проверка и оценивание работ.

9. Работа по развитию фонематического слуха. Разноуровневая дифференциация

Слайд № 9

Учитель:

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Найдите орфограммы на правописание парных согласных.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

С кем по грибки, с тем и по ягодки.

Учащиеся называют орфограммы. Подбирают проверочные слова.

Лодке – лодочка, рыбка – рыба.

Грибки – грибы, ягодки – ягода.

Учитель

На слайде задание для трех групп.

Разберите слова фонетически.

1группа. Разбирает фонетически слово «гриб».

2 группа. Слово « рыбка».

3 группа. Слово « ягодка».

Выберете задание, с которым вы можете справиться.

По 1 учащемуся из каждой группы работают у доски.

Проверка и оценивание выполненных работ.

Учитель.

Обратите внимание на транскрипцию этих слов.

Везде парный согласный звук находится в слабой позиции, следовательно, плохо слышится.

Что нужно делать, чтобы не допустить ошибки при написании слов с парными согласными в слабой позиции?

Учащиеся:

Чтобы правильно обозначать парные согласные звуки в середине слова, их нужно проверять.

Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Слайд № 10

Заучивание правила в стихотворной форме.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится –

Какая буква пишется?

Но поставим рядом гласный –

И согласный неопасный!

9.Работа с пройденным материалом. Формирование навыка грамотного письма.

Самостоятельная работа. Разноуровневая дифференциация

Слайд № 11

Задание по группам.

Выслушайте задание для всех групп и выберете по силам.

Для 1 группы – зеленый кружок, для 2 группы – желтый, 3 группа – красный.

1 группа – стр. 104, упражнение 202

Разделите слова на две группы. Запишите.

Город, шапка, провод, трубка, круг, повязка, мак, сказка, мёд, суп, ложка, зуб, грибки, складка.

2 группа - стр. 104, упражнение 200

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Аист делает заря…ку-

То вприскочку, то вприся…ку.

Осьмино… надел перча…ки,

А тюлень удрал с площа…ки

Пеликан ныряет ло…ко.

Вот что значит трениро…ка!

Рак зале… на самока…,

Все вперё…, а он – наза… .

3 группа – стр. 105 упражнение 204.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словосочетания, которые связаны вопросами какой? какая? какие?

У Пети в диктанте досадные оши…ки. Друг – это бли…кий тебе человек. Нет такого дру…ка, как родимая мату…ка. Молодые ли…ки очень ги…кие. Вокруг пруда растут ду…ки. Почва на болоте то…кая и зы…кая. Остались от козлика ро…ки, да но…ки. Кошке игру…ки, а мышке слёзки.

10. Подведение итога урока

Учитель: Выберите из конверта листочек такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

Учитель: Спасибо за интересную работу на уроке.

Учитель: Чему вы сегодня учились на уроке?

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Учитель: Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Что больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка "Правописание парных согласных"

Урок для учащихся 2 класса КРО...

Урок на тему "Парные согласные в корне слова.Способы проверки".

Урок для учащихся 3- 4 классов  с нарушением письма,обусловленным фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

Карточки "Правописание проверяемых согласных в корне слова"

Карточки к уроку русского языка в 5 классе...

2 класс - Правописание парных согласных в корне

Карточки для проверки усвоения материала по теме "Правописание парных согласных в корне"....