Понятие о местоимении
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Савицкая Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска
Понятие о местоимении
(Урок русского языка на материале литературного и исторического краеведения, связанного с именем Н.М. Карамзина)
6 класс
Аннотация. Преподавание в современной школе характеризуется многообразной инновационной педагогической деятельностью. К числу инновационных технологий относится и технология интегрированного обучения, позволяющая находить связь между фактами, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать различные факты и явления. Представлен план-конспект урока русского языка, дидактический материал которого подготовлен на основе литературного и исторического краеведения, связанного с именем Н.М. Карамзина. Обращение к языковым первоисточникам направлено не только на повышение языковой компетенции, но и формирование устойчивого интереса к истории и языковой культуре родного края.
Оборудование:
1. мультимедийная установка;
2.С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 2010
3. портрет Н.М. Карамзина;
4. фотография памятника Н.М. Карамзину, установленного в центре Ульяновска. (Скульптор С.И. Гальберг).
Цели урока:
Образовательные: углубить знания учащихся по теме «Местоимение»; продолжить формирование орфографической и пунктуационной грамотности, повторение различных видов лингвистического анализа.
Воспитательные: формирования гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств личности через обращение к наследию краеведческой литературы и истории.
Развивающие: пробудить интерес к изучаемому предмету, к литературе истории родного края и России.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Метапредметные: развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
Предметные: углубление знаний по теме «Местоимение», формирование умений и навыков грамотного письма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
3. Словарно-орфографическая работа.
- Словарный диктант с обозначением орфограмм (запись слов по их лексическому толкованию) Ученик-консультант работает с толковым словарём и следит за правильностью выполнения задания.
1. Художник, занимающийся скульптурой (скульптор).
2.Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь/чего-нибудь; монумент (памятник).
3. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента (колонна).
4. Основание памятника, колонны, статуи (постамент).
5. Изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью (барельеф).
6. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах (искусство).
Учитель: Определите часть речи записанных слов.
Предполагаемый ответ учащихся: Все эти – имена существительные.
Учитель: Какие ещё именные части речи вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: Имя прилагательное, имя числительное.
Учитель: Используя записанные слова, составьте словосочетания, соответствующие схемам: прил.+сущ.; числит.+ сущ.
- Составление словосочетаний по схеме прилагательное + существительное; числительное+ существительное (учащиеся работают в парах);
- Подведение промежуточных итогов: называются все именные части речи, даются определения.
4. Объяснение нового материала. Целеполагание.
- На доске записано слово МЕСТОИМЕНИЕ. Учащимся предлагается выполнить морфемный и этимологический разбор слова.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока сегодня?
- Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему эта часть речи получила такое название?»
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока сегодня?
Учащиеся высказывают свои предположения о цели урока и возможности её достижения, учитель лишь корректирует их.
Учитель : Оцените по пятибалльной системе степень важности для вас этой темы и поставьте цифру рядом с числом.
5. Актуализация знаний.
Учащиеся определяют грамматическое значение местоимений.
6. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний.
Демонстрируется портрет Н.М. Карамзина.
Работа с текстом.
(Слайд 2)
Н.М. Карамзин – один из самых замечательных людей нашего края. Он был историком, писателем, поэтом. В книгах этого писателя оживают страницы истории России.
Учитель: Можем ли мы сказать, о ком идёт речь во втором и третьем предложениях? Почему?
Предполагаемый ответ учащихся: Речь идёт о Н.М. Карамзине.
Делается вывод: Во втором и третьем предложениях не называется имя, а используются местоимения, которые не называет предмет, лишь указывает на него.
7. Работа с текстом.
Определяется способ связи предложений в тексте, делается вывод о том, что местоимения выступают в роли сцепляющих слов; местоимения усиливают связь предложений в тексте, позволяют избежать повторов и однообразия речи.
8. Определение синтаксической роли местоимений и их морфологических признаков.
(Слайд 3)
- Синтаксический разбор предложения.
Н.М. Карамзин внимательно изучал историю своего Отечества, он очень любил Россию и, конечно, гордился ею.
Учащиеся определяют синтаксическую роль местоимений, их морфологические признаки.
9. Стилистическая работа.
Учитель: Использовать местоимения необходимо грамотно, избегать неточности, двусмысленности.
Учащиеся в парах работают с текстом. Редактирование текста с последующей записью в тетрадь.
(Слайд 4)
В 1845 году в Симбирске был поставлен памятник Н.М. Карамзину. Этот монумент находится в скверике, носящем его имя. Он является прекрасным украшением нашего город).
(Слайд 4)
10. Узнавание местоимений в тексте.
(Тексты раздаются каждому учащемуся).
Учащиеся работа с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (произведение прочитано на уроках внеклассного чтения)
«Боярин Матвей долго ждал к себе поутру милой своей Натальи и пошёл в её терем. Там всё было пусто, всё в беспорядке. Он изумился – увидел на столике письмо, развернул его, прочитал – не верил глазам своим – прочитал в другой раз…дрожащие ноги его подогнулись подогнулись, – он упал на землю.»
Учитель задаёт вопросы по тексту:
- Вместо какой части речи используются местоимения?
- На какой вопрос они отвечают?
11. Обобщение и систематизация знаний.
12. Рефлексия.
Учитель: Вернемся к оценке степени важности нашей сегодняшней темы для вас. Сейчас, когда мы закончили урок, оцените еще раз, насколько важной является данная тема. Сравните свои оценки. Объясните, почему поменялась (если поменялась).
Анализируется степень достижения цели.
13. Домашнее задание.
П.76, упр.433
Данный урок был проведен в 6 классе А МБОУ «Гимназия № 1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска в рамах подготовки празднования 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина.
Дата проведения: 14.02.2017.
Содержание урока
Содержание урока соответствует поставленным целям. Тема урока не является для обучающихся абсолютно новой, однако на уроке им предстояло получить информацию, неизвестную ранее. Для того чтобы пробудить интерес учащихся к изучению данной темы, был предложен исследовательский путь, предполагающий самостоятельное выведение правила через анализ предложений.
Тренировочные задания включали задание направленные не только на закрепление нового материала, но и на повторение орфографических правил, развитию навыков речевой компетенции.
В целях лучшего усвоения материала учащимися была проведена дидактическая обработка урока. Объяснение новой темы легло на языковой материал единой тематики, который мог бы заинтересовать учащихся в силу их возрастных, эмоциональных и интеллектуальных особенностей. Кроме того, использование данного дидактического материала позволило осуществить межпредметные связи (с литературой, историей), что способствовало развитию кругозора шестиклассников.
Этапы урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Словарно-орфографическая работа.
4. Объяснение нового материала. Целеполагание.
5. Тренировочные упражнение.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Реализация принципов обучения
Содержание и структура урока были направлены на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания.
Научность обучения выразилась в использовании и практическом применении лингвистических терминов, текстоведческом анализе.
Принцип доступности обучения реализовался через отбор дидактического материала, форм и методов обучения.
Использование наглядности на разных этапах урока способствовало развитию кругозора учащихся, созданию благоприятного эмоционального фона.
Индивидуализация и дифференциация обучения реализовывалась через работу в парах по редактированию текста, во время выполнения индивидуальной работы.
Методы обучения
1. Эвристический
2. Наглядный
3. Творческий
4. Репродуктивный
Методы обучения соответствовали целям урока на каждом этапе: эвристический на этапе изучения новой темы, репродуктивный, творческий – на этапах тренировочных упражнений, наглядный – на протяжении всего урока. В совокупности они стимулировали познавательную деятельность учащихся, способствовали активизации их учебной деятельности.
Организация учебной работы на уроке
Постановка учебных целей осуществлялась следующим образом: во вступительном слове учителя – общая задача; на этапах выполнения тренировочных упражнений – обучающая и развивающая; весь урок способствовал решению воспитательной цели.
На уроке сочетались разные формы работы: индивидуальные (запись словарного диктанта, морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения), в парах (составление словосочетаний, редактирование текста).
Контроль над деятельностью учащихся со стороны учителя осуществлялся в форме руководства (на начальном этапе урока), поддержки и сопровождения (на всех этапах урока). При подведении итогов урока были выставлены и прокомментированы оценки.
Во время работы учитель старался способствовать эмоциональному восприятию учащимися материала (чтение текста по знакомому материалу), развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и делать выводы (при изучении нового материала, выполнении тренировочных заданий).
Система работы учащихся
Учащиеся работали организованно и активно на всех этапах урока, эмоционально откликались на его содержание, показали хороший уровень сформированности учебных навыков, наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока
1. План урока выполнен.
2. Общеобразовательный, воспитывающий и развивающий аспект урока реализован.
3. Оценка результатов и эффективности урока положительная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о местоимении"
Конспект урока в 5 классе «Понятие о местоимении»...
Понятие о местоимении
Тема урока: «Понятие о местоимении»Урок «открытия» нового знания.Цели урокаДеятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к...
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...
Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс
В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ” Урок разработан с использованием техноло...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Понятие о местоимении"
Уро к русского языка в 5 классе по теме "Понятие о местоимении" (Технологическая карта урока)...
Понятие о местоимении
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цели урокасформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи;развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обр...
Понятие о местоимении_сайт ИНФОУРОК
Данная презентация содержит объёмную информацию о местоимениях, что поможет отработать морфологический разбор местоимений Это поможет учащимся в дистанционной форме успешно освоить материал...