Понятие о местоимении
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Янгиров Рим Рафаэлевич

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

  1. сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи;
  2. развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать;

3.      воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yangirov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил: Янгиров Рим Рафаэлевич, учитель русского языка и литературы филиала МОБУ СОШ №1 – ООШ с.Татарский Малояз Салаватского района РБ

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: «Понятие о местоимении»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

  1. сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи;
  2. развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать;
  3. воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выработка практического умения находить местоимения, проверка умений различать местоимения от других частей речи

Метапредметные: применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; воспитание чувства патриотизма.

Методы и формы обучения: наблюдение за языковым материалом, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация, индивидуальные листы оценивания.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить  полученные знания

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание( по выбору)

1.Выполнить упражнение 130( письменно)

2.Написать мини-сочинение на тему

«Осень»

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

Читаю стихотворение:

Нам песня строить

И жить помогает.

Она,  как друг,

И зовет, и ведет.

- В своем обращении к вам я выделил интонацией несколько слов. Назовите их.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока

- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

Создает проблемную ситуацию

Работа с предложением.

Он должен быть на всей земле.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- Кто или что он такой?

- Какое получилось предложение?

-Вместо какого  слова  употреблялось местоимение он?

Самостоятельная работа в парах.

Задача. Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение?

… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.

(А.А.Реформатский.)

Как называет местоимение Реформатский? Почему?

 

Работа со словосочетаниями.

- В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

Вручила школьникам, красивая жизнь, семь  песен.

- Определите морфологические признаки этих местоимений.

- К какому выводу пришли?

Гимнастика под песню в исполнении Софии Ротару  (Я, ты, он, она,

            Вместе целая страна)

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

Какие местоимения употреблены в песне?

Почему они так называются?

Какова их особенность?

Работа в группах. Выписать местоимения:1 гр. -1лицо, 2 гр.- 2лицо, 3 гр.-3лицо

- Мы изучили новый материал.

Как вы думаете, что нужно теперь сделать?

- На стр. 43 прочитайте текст упражнения 128

- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?

- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?

- Выполните это задание, в парах оцените результат.

  - Выразительно прочитайте текст.

 Какую картину представили?

- Определите стиль и тип речи.

- Озаглавьте текст.

- Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.

С какими орфограммами и пунктограммами они связаны?

Какую роль в тексте выполняют местоимения?

 Выполните синтаксический разбор предложения.

Осень приносит с собой особое настроение.

- Каким членом предложения является местоимение?

- Определите синтаксическую роль местоимения в первом предложении

- Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте.

( + - справился хорошо

  + - думаю, что допустил ошибки

   - - мне трудно, я пока не справился.)

Фронтальная проверка.

- Кому из вас потребовалась помощь?

- На каком этапе работы?

- По алгоритму возникли затруднения?

- Пометьте в справочных тетрадях тему для повторного разбора.

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

 Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

 

 Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Проверяют  готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Называют слова: нам, она.

Слова являются местоимениями

Наш урок будет посвящен местоимению

Работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Записывают предложение в тетрадь.

Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

Накладывается существительное  мир. Читают предложение.

Мир должен быть на всей земле..

 Записывают высказывание в тетради.

 

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.

Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.

Записывают в тетрадь.

Вручила им, эта жизнь, несколько песен.

Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают

Выполняют упражнения

Личные

Они указывают на лицо.

Работают в группах, выполняют задание.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

Отвечают.

1.     Прочитаю предложение

2.     Спишу в тетрадь.

3.     Выделю грамматическую основу.

4.     Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.

5.     Определю, каким членом предложения оно является.

  1. Подчеркну.

Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.

  Читают текст.

Осень

Осень приносит с собой особое настроение. В природе все успока…вается и готовится отойти к зимнему сну. Деревья в лучах осеннего со…нца выглядят удивительно нарядно. Но осина осенью выглядит красочнее других. Этот вид может обладать самым разно…бразным цветом кроны() создает неописуемо чудную картину() которую природа дарит всем. Пройтись по осеннему парку или лесу() где р…стут осины и другие деревья, будет просто замечательной идеей. Наблюдая красоту окружающего мира, можно получить массу положительных эмоций и зарядиться позитивным настроем 

Художественное описание.

Осина

Работают с текстом.

Несколько раз повторяется слово осина.

Заменить слово осина местоимением.

Работают самостоятельно, сверка с эталоном.

Являются средством связи между предложениями в тексте.

Выполняют синтаксический разбор.

 

В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

 

Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

 

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о местоимении"

Конспект урока в 5 классе «Понятие о местоимении»...

Понятие о местоимении

Тема урока: «Понятие о местоимении»Урок «открытия» нового знания.Цели урокаДеятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к...

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...

Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс

В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ”  Урок разработан с использованием техноло...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Понятие о местоимении"

Уро к русского языка в 5 классе по теме "Понятие о местоимении"  (Технологическая карта урока)...

Понятие о местоимении

Преподавание в современной школе характеризуется многообразной инновационной педагогической деятельностью.  К числу инновационных технологий относится и технология интегрированного обучения, позв...

Понятие о местоимении_сайт ИНФОУРОК

Данная презентация содержит объёмную информацию о местоимениях, что поможет отработать морфологический разбор местоимений Это поможет учащимся в дистанционной форме успешно освоить материал...