Внеклассное мероприятие "В мире русского языка"
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)
Внеклассное мероприятие "В мире русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_v_mire_russkogo_yazykadocx.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
« В мире русского языка»
Предмет: русский язык
Класс: 6-7
Цели занятия:
образовательная:
закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку
развивающая:
активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;
воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.
Ход мероприятия
В нашем зале собрались любители русского языка.
Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”
“Перед вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”
(Н.В.Гоголь)
Играют 4 команды, в каждой из которых по 5 человек.
Игроки выбирают капитана команды, придумывают название и свой девиз.
Представление команд
Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
Разминка. Вопросы – шутки.
1.Какое слово состоит из 3 слогов, указывает на 33 буквы?
2.назовите по 3 слова, которые начинались бы с 4 согласных
3.Какое слово принадлежит тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой?
4.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
5.Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами?
6.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
7.Кто составил первую русскую грамматику?
8. Как называются слова, загрязняющие нашу речь, не имеющие лексического значения?
9.Какую часть слова можно найти в земле?
10. Что общего между рабыней и барыней?
11. Чего нет ни в капусте, ни в свёкле, ни в реке. но есть в помидорах и огурцах?
12.Какой частью речи являются слова миллион, миллиард,
тысяча?
13.Что общего между словами: дуга, бараний рог, три погибели?
14. От чего утка плавает?
15. Чем кончается день и ночь?
16.Что у цапли впереди, а у зайца сзади?
I конкурс Исторический
А)- Подберите современные эквиваленты устаревшим словам
*поварня – кухня
*душегуб- убийца
*тать – вор
*алтын – три копейки
*хулить – ругать
*яхонтовый – драгоценный
*орало – плуг
*лепота –красота
*нюхалка – шпион
*гривенник – десять копеек
*помучнеть – побледнеть
Б) Покажите часть тела
*длань
*чрево
*десница
*шуйца
*ланиты
*выя
*рамена
*перст
*чело
*пясть
II Фонетический конкурс
Предложите посетителю ресторана блюдо
1.На первое – холодный суп из свеклы
2. На второе – тефтели
Холодные закуски- холодец
Сливовый компот
Блинчики с творогом
Масло из арахиса
Летний суп со щавелем
Камбала жареная
Языковый рулет
Грушевый кисель
Трюфели
III «Лексическая»
В своё время адмирал – академик А.С.Шишков предлагал заменить немецкие по происхождению слова КАЛОШИ и ГОРИЗОНТ на русские - мокроступы и околозёл. Они не прижились в русском языке. Попробуйте дать эквиаленты устаревшим , не прижившимся в языке словам
Ветродуй – вентилятор
Костотряс – велосипед
Мыльня – баня
Топталище – тротуар
Хорошилище – красавец, щёголь
Ошейник –
Задание болельщикам.
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!»)
IV«Кто быстрее».
Необходимо исправить ошибки в произношении слов.
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя, мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не __________________, а колидор.
«Дилектор входит в кабинет…
Закрыт магазин на обед…
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черед: портфель он портфелем зовет.
За правильный ответ – 1 балл.
V «Фразеологическая»
1.Он бывает краеугольным. Бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, который отличается чрезмерной худобой и долголетием. Глупый ищет её в стоге сена. А тот, кто очень волнуется , будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё.
3. Её можно толочь в ступе, носить в решете; можно в неё прятать концы; писать по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и седьмая на киселе. Если не хотите отвечать, можно её в рот набрать.
4.Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была на вес золота.
5. Она обладает способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже; её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Без неё нельзя никак обойтись в условиях нашего климата. У сказочных героев она невидимая
6. Все боятся узнать, где они зимуют, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно. Или он после бани, то становится похож на него
7. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то появляются те, кто хочет его испортить, добавив в него дёгтя.
8. Оно бывает 5 у телеги вопреки здравому смыслу. Некоторые люди вставляют в него палки. На нём можно жить, а можно в нём вертеться.
* Вспомните фразеологизмы, содержащие соматизмы (слова, обозначающие части человеческого тела)
* Подберите русские эквиваленты пословицам иноязычного происхождения
1. В Фиме делай то, что делают римлян= В чужой монастырь со своим уставом не ездят.
2. Когда динозавры были в море.= При царе Горохе
3. Один раз змея укусит – Три года будешь бояться верёвки.
5. Одной рукой двух лягушек не поймаешь. =За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
6. Если кривы деревья, то и тень от них крива. = Яблоко от яблони не далеко падает
7. Слово не стрела, а сердце пронзает = Слово не воробей, вылетит –не поймаешь
8. Следовать за собственным носом = Идти куда глаза глядят
9. Если леди сойдёт с экипажа, экипаж поедет быстрее =Баба с возу, кобыле легче
Творческая работа
Придумайте аналог русской пословице
Хочешь рыбку съесть –нужно в воду лезть
Что означает фраза?
1Ненавижу ясную погоду в конце ноября
2.У деда скончалась одна грустная курица
Жюри подводит итоги всего турнира.
- Итак, закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться.
Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «В мире фразеологии».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «В мире фразеологии»....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В мире грамматики"
Цель: популяризация знаний по русскому языку; привитие любви к родному языку; закрепление знаний и умений, полученных на уроках; воспитание у учащихся бережного отношения к родному...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «В мире пословиц и поговорок»
Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Книга является важнейшим средством образования и воспитания....