ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «В мире фразеологии».
классный час (6 класс) по теме
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «В мире фразеологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «В мире фразеологии».
Класс: 6.
Количество часов: 1.
Цели и задачи:
- Обобщить изученный материал по фразеологии;
- Формировать умения применять полученные знания на практике;
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- Развивать культуру речи учащихся;
- Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно;
I.Организационный момент.
Столы устанавливаются таким образом, чтобы отделить три команды друг от друга, и чтобы участникам было удобно совещаться внутри команды. Проверяется готовность команд к мероприятию. Проверяется готовность болельщиков и жюри. В качестве болельщиков выступают ученики 5-ых классов. Жюри представлено учителями русского языка.
II.Вводная часть.
Слово учителя:
Знание фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Поэтому сегодня мы будем говорить именно о фразеологизмах. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.
III.Основная часть.
1.Приветствие команд.
Все участники мероприятия заранее разделились на три команды. Каждая команда подготовила домашнее задание. Как и любое приветствие, этот конкурс предполагает обращение команд друг к другу, к болельщикам, к жюри. Команды должны представить свое название (необходимо назваться каким-либо фразеологизмом), обыграть его, подготовить плакат (герб своей команды), в котором также отражается суть названия.
2.Разминка. «В двух словах».
Каждая команда вытягивает по одной карточке поочередно и выполняет задание.
Перед вами описание различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
Карточки:
1.Саша немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Саша?
Ответ: Редко, но метко.
2.Андрей напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. Как говорят в таком случае?
Ответ: Вышел сухим из воды.
3.Только что мы вспомнили об Ане, а она тут как тут, пришла. Что шутя говорят в таком случае?
Ответ: Свалилась как снег на голову.
4.Дима умеет все: и на гитаре играет, и рисует отлично, может починить любую технику в доме, легко исправить неполадки. Как можно его назвать?
Ответ: Мастер на все руки.
5.Наташа скрытна, хитра, не обнаруживает своих мыслей, намерений.
Ответ: Себе на уме.
6.Света очень крикливая, грубая. О ней говорят, что она вздорный человек, большая скандалистка. Как можно назвать Свету?
Ответ: Базарная баба.
3.«Умный/неумный».
Команды по очереди называют фразеологизмы, которые обозначают интеллектуальные способности человека – «умный/неумный». Побеждает тот, кто назовет последним.
Ответы:
Умный: светлая голова; семи пядей во лбу; с головой; не лаптем щи хлебает; голова на плечах; живой ум; ходячая энциклопедия; не лыком шит; умная голова.
Неумный: лыком шит; глуп как осел; толоконный лоб; медный лоб; олух царя небесного; дубина стоеросовая; пустая голова; мякинная голова; дурья голова; дубовая голова; голова еловая; болван неотесанный; балда осиновая; дырявая голова; голова садовая; деревянная голова; дундук дундуком; законченный дурак; глуп как пробка; глуп как баран; глуп как индейскй петух; глуп как полено; отпетый дурак; неповитый дурак; дурак дураком; круглый дурак; каша в голове; ни в городе богдан, ни в селе селифан; мухи в голове; ума палата.
4.Конкурс капитанов.
Капитанам предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся два конверта с заданиями, и капитаны сами выбирают себе конверт. Примеры в конвертах разные.
Задание 1.Исправьте предложения.
1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамен. 2. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 3. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала. 4. Не везде еще местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры. 5. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только одному ему присущую изюминку.
Ответы: 1. …без пяти минут повар. 2. …идет в ногу со временем. 3. …где не ступала нога человека. 4. …повернулась лицом. 5. …подметить в каждом питомце изюминку.
Задание 2.Исправьте предложения.
1.Необходимо уделить самое серьезное значение делу повышения производительности труда на заводе. 2. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни. 3. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 4. Как говориться, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как маленький пузырь.
Ответы: 1 …уделить внимание. 2. …производит эффект. 3. …давайте говорить о наболевшем. 4. …чем дальше в лес, тем больше дров. 5. …лопнула, как мыльный пузырь (вариант: рассыпалась, как карточный домик).
Время подготовки капитанов – 10 мин. При исправлении ошибок капитаны должны сначала прочитать неправильные варианты, а затем – исправленные.
Пока готовятся капитаны, проводится игра с болельщиками.
Зачитываются предложения. Необходимо угадать слово, назвать к нему фразеологизмы.
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Ответ: Нос.
2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают любопытные.
Ответ: Уши.
3.Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Ответ: Ветер.
4.Её заваривают, затевая какое-либо неприятное дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников.
Ответ: Каша.
5.Её толкут в ступе; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
Ответ: Вода.
6.Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ответ: Язык.
Если вы установите, что связывает эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике.
(Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.)
Ответ: Все эти предметы связывает слово вода.
(Седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы.)
6. Живые картинки.
Используя приемы пантомимы (т.е. с помощью жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:
1.Куры денег не клюют;
2.Вставлять палки в колеса;
3.Собака на сене;
4.Комара не обидит;
5.Язык чешется;
6.Делить шкуру неубитого медведя.
IV.Заключительный этап.
Рефлексия:
Какие фразеологизмы вы впервые услышали сегодня, и что они обозначают?
Что нового вы узнали на сегодняшнем мероприятии?
Что осталось для вас непонятным?
Подведение итогов и вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по пустыням , они сверяли свой путь по Солнцу и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...
Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”
Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”Цели и задачи: прививать учащимся интерес к русскому языку; развивать речь учащихся, находчивость , сообразительность....
Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”
Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”...
Викторина "Своя игра". Внеклассное мероприятие по русскому языку. Разделы: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.
Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.Участие принимают две команды. Викторина проводится в два тура. Команды получают игровые поля (презентация проводится по ссылкам) с темам...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Тема: "Путешествие в мир фразеологизмов".
Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению....
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
Цели: 1. Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся.2. Развитие речевых навыков;3. Закреп...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Фразеологии"
Внеклассное мероприятие содержит в себе презентацию, музыкальное сопровождение и разработку ....