Урок русского языка в 7 классе по теме «Морфологический разбор причастия»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок объяснения новой темы проводится в 7 классе. Этот урок по программе помогает создать условия для выполнения морфологического разбора причастия. решить необходимые задачи: повторить морфологические признаки причастия,познакомиться с порядком морфологического разбора, научиться выполнять морфологический разбор. Тема урока "Морфологический разбор причастия" раскрыта полно и занимательно, используя личностно-ориентированную технологию и игровую технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_morfologicheskiy_razbor_prichastiya.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Морфологический разбор причастия»
Цель: создание условий для выполнения морфологического разбора причастия.
Задачи:
предметные УУД:
- повторить изученное о причастии;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению
Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженской и др. ), тетрадь, раздаточный материал , презентация, мультимедийное оборудование.
Основные понятия: причастие, вид, время, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.
Используемая технология: личностно-ориентированная технология, игровая технология
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.
Тип урока: открытие нового знания.
Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".
Ход урока:
- Организационный этап. Настрой на работу.
Здравствуйте, ребята. Послушайте стих А.С.Пушкина. (Слайд 1)
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы, - пишет так красиво о поздней осени великий поэт.
Ребята, за окном вот-вот зима станет полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках. А мы продолжим узнавать новое по теме «Причастие».
Откройте тетради, напишите число, классная работа. (Слайд 2)
Тема сегодняшнего урока – морфологический разбор причастия.
- Целеполагание. (Слайд 3)
Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы урока.
- создать условия для изучения новой темы;
- повторить морфологические признаки причастия;
- познакомиться с порядком морфологического разбора;
- научиться выполнять морфологический разбор.
3. Беседа и работа с классом по созданию условий для изучения новой темы.
Как бы вам хотелось изучить новую тему: в традиционной форме или в форме игры и стать сотрудниками детективного агентства? (Ребята выбрали игровую форму). Создать условия для усвоения выполнения морфологического разбора причастия – эта форма работы, тоже так считаю, наиболее приемлемая.
А) Итак, вы решили стать сотрудниками детективного агентства. Однако, чтобы ими стать, надо для начала пройти квалификационные испытания. Детективы – люди умственного труда, должны обладать высоким интеллектуальным уровнем. (Учащиеся решают тесты по технологии «Вотум» , таким образом проверяем домашнее задание: надо было повторить все изученное по теме «Причастие»;
проверка осуществляется с помощью программы «Вотум», которая оценивает вашу работу в соответствии с критериями.) Каждый из учащихся получает оценку.
Б) В наше агентство поступило заявление о пропавшем причастии. Надо его найти. Перечитаем инструкцию по поиску объекта «причастие» и вспомним его важные приметы. Однако…ой-ой-ой… а в инструкцию, оказывается, был внедрен вирус. (Слайд 4). Придется с этим справиться. (Ученики работают с верными – неверными утверждениями в маршрутном листе хором вслух «правильно или неправильно», отмечая знаками «+» и «-«, с последующим комментированием.
В) А теперь мы готовы найти потеряшку. «Опознание» причастия. (Слайд 5,6)
1) Петя Васечкин сидел с отсутствующим видом.
( безучастный вид, задумчивый вид)
2) Отсутствующих учитель отметил в журнале.
3) Дежурный назвал ребят, отсутствующих в классе.
Задание. Спишите. Проанализируйте предложения и найдите то, в котором встречается причастие. Объясните, пожалуйста, как вы опознали причастие? (Слайд 7)
Прочитайте текст. Найдите причастия. Проставьте запятые в предложениях с причастным оборотом.
(Текст «Осенний лес») Осенний лес.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокричат в небе пролетающие косяком журавли.
Физминутка. Учащиеся выполняют определенные действия: если звучит действительное причастие – поднимают руки вверх, если страдательное – обнимают себя за плечи.
За чернеющим лесом, разрисованный карандашом, сорванные травы, плескавшееся тихо озеро, развеянные ветром, расчищенные дорожки, на бегущем коне, пестреющий луг, видимый вдали, управляемый по радио, борющийся с врагом, стреляющий воин.
- Ответим на вопрос: по каким признакам вы определили действит. и страдат. причастия? (по значению и по суффиксам) суффиксы хором.
Г) Осмысление.
Найденное нами причастие мы не можем отпустить просто так, надо обеспечить его документом, удостоверяющим личность – паспортом.
Вы знаете, как выглядит паспорт человека, какие в нем содержатся сведения.
- А что такое паспорт причастия? Это его морфологический разбор. Нужно подготовиться к тому, чтобы безошибочно представить все признаки в паспорте.
- Вы знаете, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
- Назовите признаки глагола у причастия.
Работа со словосочетаниями, записанными на интерактивной доске. (Раздать и в форме карточки, работа парами)
- Запишите словосочетания левого столбика. Один учащийся работает у доски, определяет признаки глагола. (Слайд 8,9)
Колющийся инструмент В строящемся доме
Задымившуюся палку Бушующим морем
Скачущие всадники Зазеленевшие деревья
Разрушенный дом Знающему правду другу
Плохо слышащий На затоптанном ковре
Колеблемый ветерком О хранящихся документах
- Мы повторили признаки глагола у причастия, а теперь назовите признаки прилагательного у причастия.
Один учащийся находит в словосочетаниях правого столбика причастия, определяет их род, число, падеж.
- Как вы думаете, в каком столбике мы определили постоянные морфологические признаки, а в каком непостоянные? (Слайд 9)
4. Изучение новой темы.
- Какие разделы (части) есть в морфологическом разборе любой части речи? (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
- В паспорте причастия все ли эти части указаны? (Ребята изучают) (Слайд 10)
Морфологический разбор причастия
Причастие
Нач. форма
Действит. Страдат.
Время Вид
Полное Краткое
Падеж Число Род
Синт. роль
- Какая информация будет содержаться в каждой части?
Сопоставляем получившийся с планом морфологический разбор причастия в учебнике стр. 67. Чтение. Обсуждение.
- О чем забыли? Что лишнее?
5. Закрепление.
Выполнение в рабочих тетрадях морфологического разбора причастия по упр. 152 . Одно (два) слово на доске. (Слайд 11)
Вывод (Слайд 12): у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования причастий в речи.
Во время морфологического разбора обращаем внимание на значение, на вопрос, на начальную форму, на постоянные и непостоянные признаки, на синтаксическую роль в предложении. Причастие обозначает временный признак, связанный с действием предмета; могут быть действительными и страдательными; различаются по времени, виду, возвратности; изменяются по числам, падежам, в единственном числе – по родам. В предложении бывает определением, в краткой форме - сказуемым.
6. Составление синквейна. (Слайд 13)
(Синквейн)
- Причастие
- Полное, краткое.
- Изменяется, обозначает, отвечает.
- Имеет признаки и прилагательного.
- Форма
7. Рефлексия. (Слайд 14)
Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат.
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я повторил(а) … .
- Сегодня на уроке я узнал(а) … .
- Свою работу на уроке я оцениваю на … .
8.Домашнее задание. (Слайд 15)
- Выучить порядок морфологического разбора.
- Упр. 152: письменный разбор причастий.
Приложения.
Вирусная атака. | Критерии оценки (+-) |
(Утверждения «верно/неверно») 1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ- 2. … причастия не имеют формы будущего времени 3. … краткие причастия в предложении являются определением 4. … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного 5. … причастия делятся на действительные и страдательные 6. … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот 7. … причастия согласуются с существительными 8. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом 9. Причастие не имеет синонимов 10. Отглагольные прилагательные образуются от глаголов совершенного вида 11. Причастия образуются от глаголов несовершенного вида |
|
Тесты (квалификационные испытания):
1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность
2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.
3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.
4. Найти словосочетания «прич. + сущ.»
А)Дремучий лес;
Б)Дремучий старик;
В)Летучий газ;
Г)Нефтяной шар;
Д)Горячее молоко;
Е)Горящее полено.
5. Найти словосочетания со страдательными причастиями:
А)На пестреющем лугу;
Б)О движущемся предмете;
В)Опавшие с тополя;
Г)Отнятая игрушка;
Д)Засыпанные аллеи.
6. Найти словосочетания с действительными причастиями:
А)Написанная учеником;
Б)Ведущая в парк;
В)Сидящая девочка;
Г)Плескавшиеся волны;
Д)Построенный дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия прошедшего времени....
Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)
Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...