Рабочая программа по письму и развитию речи для подготовительного класса
рабочая программа по русскому языку
Включает в себя тематическое планирование по четвертям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._pismo.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для подготовительного класса КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой, рабочей тетрадью Гончаровой Ю.И. и книгой для чтения (Бкукварик) автора Т.Л. Лещинская, Москва 2006 г. гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 64 ч.
Цель курса:
Подготовка учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.
Задачи курса:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые общения
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
- обучение грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи коррекционной работы:
- Коррекция навыков правильной посадки во время письма, правильного расположения на парте тетради, пользование ручкой.
- Развитие и коррекция мелкой моторики руки.
- Формирование графических навыков.
Основные направления коррекционной работы:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
(подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
-на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;
-на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
-сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой; противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
-сжимание пальцев в кулачок и разжимание;
-«крючки»;
-«щелчки»;
-специальные упражнения для держания карандаша; правильное держание карандаша или ручки. Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:
-обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
-рисование знакомых предметов и их раскрашивание; обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
-рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;
-рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка); рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
-обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
-составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
-рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
-соединение палочек в разных сочетаниях; орнамент из палочек, их сочетаний; орнамент из геометрических фигур. Подготовка к написанию букв (элементы букв): наклонные палочки короткие и длинные; палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); овал (о); полуовалы;
-петелька вверху и внизу; элемент буквы (е);
-палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, я).
Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.
В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса
Программа включает следующие разделы:
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по образцу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из полосок по образцу схематического- изображения знакомых предметов (лесенка, стол, стул и др.). Выкладывание (с опорой на образец) из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, X) без их называния.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из ' фигур, потом из 3). Составление из геометрических фигур знакомых предметов (ёлочка, тележка, дом и др.).
Выработка умения показывать и называть предметы | ' -3), их изображения в заданном порядке слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета и I частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрёшки. Выкладывание из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу.
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных | (2 -3) по заданной характеристике — цвету, форме, величине.
Развитие моторных умений
Правильное расположение учебных принадлежностей мри письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок; разжимание пальчиков всех вместе, по одному; щёлканье пальчиками; показ согнутыми пальчиками крючков, колечек; приветствие пальчиков друг другом и др. Игра с мозаикой. Развитие умения держать карандаш.
Формирование графических умений
Работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или по заданным точкам по заданным точкам; переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми линиями.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на и основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком):
У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга;
Объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание
предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы.)
Основные требования к умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра; названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
- свой адрес, проезд к дому и к школе;
- наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
1-уровень:
- дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их;
- выкладывать простейшие изображения предметов геометрических фигур по образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;
- составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;
- определять количество слов (2—3) в предложении строить условно-графическую схему предложения из сл его составляющих; делить слова на части (слоги);
- держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по образцу;
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра; названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
свой адрес, проезд к дому и к школе;
- наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
2 уровень:
- дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- различать, кто как голос подаёт; имитировать голоса составлять предложения (из 2 слов) по действию и по предметной картинке, выделять каждое слово с г мощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;
- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
3 уровень:
- дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- различать, кто как голос подаёт; имитировать голоса;
- составлять предложения (из 2 слов) по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя;
- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;
- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
Межпредметные связи
Математика: 1.различать предметы по цвету.
2.ориентироваться на листе бумаги
3.выполнять написание бордюров, элементов букв.
ИЗО 1.проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги: соединять линией точки.
Структура курса.
№ | Темы раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Добукварный период | 18ч | 4ч | 22ч | ||
2 | Букварный период | 10ч | 18ч | 14ч | 42ч | |
Всего: | 64ч |
№ п\п | Кол. часов | Дата | Тема | Коррекционная работа |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | ||||
1 | Выполнение инструкции по показу. | Развитие и формирование общеречевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки, развитие мелких мышц рук. Развитие навыков направленных на совершенствование ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Развитие навыков конструирования по образцу, по памяти, произвольно Развитие умения раскладывания и складывания разборных игрушек, обведение контуров предметных изображений, раскрашивания цветными карандашами, вырезывания, работа с пластилином. Развитие мышц мелкой моторики. Развитие познавательных процессов | ||
1 | Выполнение инструкции по памяти. | |||
1 | Выполнение инструкции по словесной инструкции. | |||
1 | Выделение предметов из группы данных. | |||
1 | Выделение предметов из группы однородных. | |||
1 | Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине). | |||
1 | Выбор и группировка геометрических фигур. | |||
1 | Конструирование из данных геометрических фигур. | |||
1 | Свободное конструирование. | |||
1 | Рисование и раскрашивание по трафарету. | |||
1 | Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. | |||
2 | Штриховка геометрических фигур. | |||
1 | Составление целого из различных частей. | |||
1 | Составление целого. Обобщение. | |||
1 | Раскрашивание штриховкой. | |||
1 | Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам. | |||
1 | Письмо прямых палочек по точкам. | |||
1 | Письмо прямых наклонных палочек по точкам. | |||
1 | Письмо коротких и длинных наклонных палочек. | |||
1 | Прямые палочки с закруглением внизу. | |||
1 | Прямые палочки с закруглением вверху и внизу. | |||
1 | Закрепление навыков штриховки геометрических фигур. | |||
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | ||||
23. | 1 | Написание элементов буквы А , а. | ||
24. | 2 | Написание строчной буквы а, заглавной буквы А. | ||
25. | 1 | Конструирование из геометрических фигур. | ||
26. | 1 | Написание элементов буквы у, У. | ||
27. | 2 | Написание строчной буквы у заглавной буквы У. | ||
28. | 1 | Написание элементов буквы о, О. | ||
29. | 1 | Написание строчной буквы о, заглавной буквы О. | ||
30. | 1 | Написание элементов буквы м, М. | ||
31. | 2 | Написание строчной буквы м, заглавной буквы М. | ||
32. | 1 | Написание элементов буквы с, С. | ||
33. | 2 | Написание строчной буквы с, заглавной буквы С. | ||
34. | 1 | Написание элементов буквы х, Х. | ||
35. | 2 | Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х. | ||
36. | 1 | Рисование и раскрашивание по трафарету. | ||
37. | 1 | Написание элементов буквы ш, Ш. | ||
38. | 2 | Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш. | ||
39. | 1 | Написание элементов буквы л, Л. | ||
40. | 2 | Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л. | ||
41. | 1 | Штриховка геометрических фигур. | ||
42. | 1 | Написание элементов буквы н, Н. | ||
43. | 2 | Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н. | ||
44. | 1 | Письмо прямых и наклонных палочек с закруглением вверху и внизу. | ||
45 | 2 | Написание элементов буквы Ы. | ||
46. | 2 | Правила соединения букв. | ||
47. | 1 | Написание элементов буквы р, Р. | ||
48. | 2 | Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р. | ||
49 | 1 | Написание знакомых элементов букв. | ||
50. | 2 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
51 | 2 | Закрепление навыков штриховки геометрических фигур. |
Итого 64 ч.
УРА!!!
№п\п | Колич. часов | Дата | Тема | Коррекционная работа |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | ||||
1 | Выполнение инструкции по показу | Развитие и формирование общерчевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки, развитие мелких мышц рук. Развитие навыков направленных на совершенствование ловкости, точности, координации, синхрон ности движений пальцев рук. Развитие навыков конструирования по образцу, по памяти, произвольно Развитие умения раскладывания и складывания разборных игрушек, обведение контуров предметных изображений, раскрашивания цвет ными карандашами, вырезывания, работа с пластилином. Развитие мышц мелкой моторики. Развитие познавательных процессов | ||
2 | Выполнение инструкции по памяти | |||
2 | Выполнение инструкции по словесной инструкции. | |||
1 | Выделение предметов из группы данных. | |||
1 | Выделение предметов из группы однородных. | |||
2 | Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине). | |||
1 | Выбор и группировка геометрических фигур | |||
2 | Конструирование из данных геометрических фигур. | |||
1 | Свободное конструирование. | |||
2 | Рисование и раскрашивание по трафарету. | |||
1 | Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок | |||
2 | Штрифовка геометрических фигур. | |||
1 | Составление целого из различных частей. | |||
1 | Составление целого. Обобщение. | |||
1 | Раскрашивание штриховкой. | |||
2 | Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам. | |||
1 | Письмо прямых палочек по точкам. | |||
2 | Письмо прямых наклонных палочек по точкам. | |||
2 | Письмо коротких и длинных наклонных палочек. | |||
1 | Прямые палочки с закруглением внизу. | |||
2 | Прямые палочки с закруглением вверху и внизу. | |||
1 | Закрепление навыков штриховки и геометрических фигур. | |||
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | ||||
1. | 1 | Написание элементов буквы А ,а. | ||
2. | 2 | Написание строчной буквы а, заглавной буквы А. | ||
3. | 1 | Написание элементов буквы у,У. | ||
4. | 2 | Написание строчной буквы у заглавной буквы У. | ||
5. | 1 | Написание элементов буквы о,О. | ||
6. | 2 | Написание строчной буквы о, заглавной буквы О. | ||
7. | 1 | Написание элементов буквы м,М. | ||
8. | 2 | Написание строчной буквы м, заглавной буквы М. | ||
9. | 1 | Написание элементов буквы с,С. | ||
10. | 2 | Написание строчной буквы с, заглавной буквы С. | ||
11. | 1 | Написание элементов буквы х, Х. | ||
12. | 2 | Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х. | ||
13. | 1 | Написание элементов буквы ш,Ш. | ||
14. | 2 | Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш. | ||
15. | 1 | Написание элементов буквы л, Л. | ||
16. | 2 | Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л. | ||
17. | 1 | Написание элементов буквы н, Н. | ||
18. | 2 | Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н. | ||
19. | 2 | Написание элементов буквы Ы. | ||
20. | 2 | Правила соединения букв. | ||
21. | 1 | Написание элементов буквы р, Р. | ||
22. | 2 | Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р. | ||
23. | 3 | Письмо слов с изученными буквами. |
Рисование и раскрашивание по трафарету. |
Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок |
Штрифовка геометрических фигур. |
Составление целого из различных частей. |
Составление целого. Обобщение. |
Раскрашивание штриховкой. |
Воспроизведение геометрических фигур по опорным точкам. |
Письмо прямых палочек по точкам. |
Письмо прямых наклонных палочек по точкам. |
Письмо коротких и длинных наклонных палочек. |
Прямые палочки с закруглением внизу. |
Прямые палочки с закруглением вверху и внизу. |
Закрепление навыков штриховки и геометрических фигур. |
Букварный период |
Написание элементов буквы А,а. |
Написание строчной буквы а, заглавной буквы А. |
Написание элементов буквы у,У. |
Написание строчной буквы у заглавной буквы У. |
Написание элементов буквы о,О. |
Написание строчной буквы о, заглавной буквы О. |
Написание элементов буквы м,М. |
Написание строчной буквы м, заглавной буквы М. |
Написание элементов буквы с,С. |
Написание строчной буквы с, заглавной буквы С. |
Написание элементов буквы х, Х. |
Написание строчной буквы х, заглавной буквы Х. |
Написание элементов буквы ш,Ш. |
Написание строчной буквы ш, заглавной буквы Ш. |
Написание элементов буквы л, Л. |
Написание строчной буквы л, заглавной буквы Л. |
Написание элементов буквы н, Н. |
Написание строчной буквы н, заглавной буквы Н. |
Написание элементов буквы Ы. |
Правила соединения букв. |
Написание элементов буквы р, Р. |
Написание строчной буквы р, заглавной буквы Р. |
Письмо слов с изученными буквами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса для специальных (коррекционных) классов VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса предназначена для обучения детей специальных (коррекционных) классов VIII вида. Планирование составлено на ...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...