«Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
в 10 классе по теме:
«Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова»
Цель: рассмотреть проблему: в чем же увидел Н.А. Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьян после реформы; выяснить в чем видят счастье герои поэмы.
Задачи: 1. Определить понятие счастья для героев
2. Обозначить авторскую позицию по проблеме
3. Подумать над современным пониманием счастья
I. Слово учителя.
- Что такое счастье?
- Какого человека можно назвать счастливым?
Наверное, каждый когда-нибудь задумывался над этим вопросом.
Однозначно ответить на вопрос трудно.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», акцентируя внимание на судьбе русского крестьянина в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ему жилось на Руси? В чем для него заключается счастье? Что он вкладывает в это понятие?
И как же автор отвечает на этот вопрос в своей поэме.
Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права, поэтому вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - центральный вопрос.
II. Работа с классом.
- Составление логической схемы.
- Какими вопросами задаются семеро мужиков?
Задание: составим кластер вопросов. (ищут ответ на вопрос)
- Итак, надо найти ответы на заданные вопросы, и вы вместе с героями поэмы пуститесь в путь. (составляется схема беседы)
А) Крестьяне из каких деревень отправились искать счастье?
7 мужиков
Из
Заплатова
Дырявина
Разутова
Знобишина
Горелова
Неелова
Неурожайки
- Названия деревень вас настораживает?
- Почему?
- Могут ли жить счастливые люди в деревнях с такими названиями?
Б) коллективная работа.
Задание: заполнить карточку (дома вы прочитали определенные главы).
К-3
Глава поэмы | Герой главы | В чем видит счастье |
Поп | Поп | Покой, почет, богатство |
Помещик | Оболт-Оболдуев | «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью |
Счастливые | мужики | «Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» |
Ермил Гирин | Доверие людей, совестливость | |
Крестьянка | Савелий | «Клейменный, да не раб» |
Матрена Тимофеевна | Матрена Корчагина | Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» |
Доброе время | Гриша Добросклонов | «Для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни |
(примерные ответы)
Понимание счастья разными героями поэмы:
(процитируем некоторые отрывки)
- Поп
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли други милые?»
Они сказали: так…
- Помещик
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
- Матрена Тимофеевна
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены потеряны
У Бога самого!
Странники наши задумались над тем, что люди понимают счастье по-разному. По пути они встречались с разными людьми, увидели, как и чем они живут. Образ мыслей у них меняется, они обращают внимание уже не столько на господ, а сколько на народную жизнь!
- А какая она народная жизнь?
Подберите определения.
- Названия деревень могут стать определениями жизни?
(Да, жизнь горькая, тяжелая, дырявая, голодная и тд)
- К какому итогу приходят они?
- Действительно ли счастье в богатстве?
- В чем оно, народное счастье? (Рассказы об их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей.
- Выразительное чтение отрывков из Песен Гриши Добросклонова
(Чтение комментированное) 2 учащихся
- Какой лейтмотив его песен?
Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом.
-К какому итогу приходят они?
-Действительно ли счастье в богатстве?
- В чем оно, народное счастье? (Рассказы об их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство).
Сам Гриша испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа.
Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.
- Что же такое счастье в понимание героев Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Вывод
В своей поэме Некрасов показал, что народ еще далек от счастья, но есть люди, которые всегда стремятся к нему и добьются, так как их счастье – это счастье для всех.
Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности их характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты.
Вопрос о народном счастье – это и вопрос о счастье каждого.
И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен.
«Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай, Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси»
Так поет в своих песнях Гриша Добросклонов
Человек не может быть счастлив, когда несчастен его народ. Гриша Добросклонов видит свое счастье в народном счастье.
Странники не нашли счастливого. Но автор поэмы считает, что счастье человеческое в служении своему народу. Человек счастлив тогда, когда счастлив весь народ.
Быть полезным своему народу, делать его жизнь лучше – в этом счастье человеческое.
- Вы согласны с этим?
Вопрос о том, что такое счастье, наверное, один из «вечных» вопросов. Общество счастливо, когда каждая частичка его, каждый человек живет счастливой жизнью, когда создает для себя счастье сам и так, как его понимает.
А теперь у каждого есть листочек, напишите несколько слов: что такое счастье?
(на доске круг) наклеить на этот круг все листочки, и мы увидим: в чем заключается ваше счастье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....
От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...
Темы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Сюда вошел весь опыт Некрасова, связанный с изучением жизни народа....