Образовательный минимум по русскому языку
консультация по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Образовательный минимум -1 триместр
I. Необходимо знать:
1) определения лингвистических терминов;
2) классификацию звуков речи;
3) формулировку орфографических правил.
II. Необходимо правильно (внимательно) выполнять тесты.
ФОНЕТИКА. Что такое фонетика и графика?
1.Фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуки речи. 3.
Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
2.Графика – это раздел лингвистики, изучающий буквы и их звуковое значение.
3. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.
В русском алфавите 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, Ь и Ъ звуков не обозначают.
4. Дать характеристику гласных и согласных звуков.
- гласные: ударные и безударные;
- согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
5. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- в начале слова: ель, ёлка, юла, яма;
- после Ь и Ъ: подъезд, съёмка, вьюга, семья;
- после гласных: поехал, каюта, маяк.
6.. Орфография
А) Мягкий знак не пишется в сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК,НЩ, ЩН, РЩ.
Б) Ь знак после шипящих пишется:
- в существительных 3 склонения;
- в глаголах;
- в наречиях (Искл. УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ).
Ь знак после шипящих не пишется:
- в существительных мужского рода 2 склонения;
- в существительных мн. числа родительного падежа;
- в кратких прилагательных.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Что такое морфема? Дать определение каждой из них.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Морфемы – это приставка, корень, суффикс, окончание.
Корень – это общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.
Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это морфема, которая служит для связи слов в предложении и образует формы одного и того же слова.
Окончание можно выделить только у изменяемых слов. Предлоги, союзы, наречия и неизменяемые слова не имеют и не могут иметь окончаний.
Морфемы, которые служат для образования новых слов – это приставка и суффикс.
Основа слова- часть слова без окончания
Русский язык. Образовательный минимум -1 триместр
5 А класс. Работа
ФОНЕТИКА.
1.Фонетика –
2.Графика –
3. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.
4. Дать характеристику гласных и согласных звуков.
5. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
6.. Орфография-
А) Мягкий знак в сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК,НЩ, ЩН, РЩ.
Б) Ь знак после шипящих:
- в существительных 3 склонения-
- в глаголах-
- в наречиях-
Ь знак после шипящих:
- в существительных мужского рода 2 склонения-
- в существительных мн. числа родительного падежа-
- в кратких прилагательных-
Морфемика-
Морфема –
Корень –.
Приставка –.
Суффикс –
Окончание –
Морфемы, которые служат для образования новых слов –
Основа слова-
5 класс.
Образовательный минимум по русскому языку .
2 триместр
Орфография Что такое орфография и орфограмма?
Орфография – раздел лингвистики, в котором изучаются правила написания слов.
Орфограмма – это буква для передачи определённого звука и правило написания.
ЗНАТЬ ПРАВИЛА:
1. Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ пишутся всегда с буквами И, А, У Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): жюри, брошюра, парашют.
2. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ никогда не пишется Ь (птенчик, сварщик).
3. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных пишется только в 3 склонении и не пишется в 1 и 2 скл. (молодёжь, рожь, много дач, туч, училищ).
4. Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами
Е, Ё, Ю, Я (подъезд, съёмка, объявить).
Разделительный Ь пишется не после приставок перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (пьеса, вьюга, воробьи).
5. Корни с чередованием.
А) -ЛАГ-/-ЛОЖ- : перед Г в корне пишется А, перед Ж в корне пишется О (изложение, предлагать).
Исключение (ЗАПОМНИТЬ!) – полог.
Б) -РАСТ- (РАЩ) / -РОС- : в корне перед СТ и Щ пишется А, если нет СТ и Щ, то пишется О (растение, выросли).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль.
6. В корне слов после шипящих под ударением слышим О, пишем Ё (чёрный, жёлуди, шёпот, пришёл).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): шов, шорох, капюшон, крыжовник, трущоба, обжора, чопорный, шорты, чокнуться, шоссе, шоколад, шофёр.
7 Приставки.
А) С традиционным написанием: от-, под-, по-, об-, над-, о-, на-, с-, за-.
Б) Приставки на З- ,С- : перед звонкими согласными в приставке пишется З (разглядеть); перед глухими согласными в приставке пишется С (рассказ).
8. Буквы И-Ы после Ц.
А) Буква И после Ц пишется:
в корне слова (цирк, цифра).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.
в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ (акация, авиация)
Б) Буква Ы после Ц пишется в окончаниях и суффиксах (птицы, круглолицый
9. Буквы о-ё после шипящих в корне слова.
В корне после шипящих пишется буква ё, если к этим словам можно подобрать однокоренные слова с буквой е.
В корне после шипящих пишется буква о, если к этим словам нельзя подобрать однокоренные слова с буквой е.
Лексика. Культура речи .Что такое лексика и лексикология?
Лексика – это все слова языка, т.е. его словарный состав.
Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.
1.Дать определения группам слов из раздела «Лексика»
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением (монолог).
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений (корень, расцвести).
Прямое значение слова – прямо называет предмет, действие, признак (вершина горы).
Переносное значение слова – переносит наименование предмета на другой предмет (вершина славы).
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое лексическое значение (говорить, сказать, откликнуться, заявить).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные лексические значения (друг-враг, хороший-плохой).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения (ключ).
Профессиональные (специальные) слова – это слова, которые употребляются только специалистами, т.е. людьми одной профессии (инъекция, алиби, корректор).
Термины – это специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия во всех областях науки (делимое, суффикс).
Диалектные слова – это слова, которые используются жителями одной определённой местности, территории (курицу называют «клуха», «рябуха», петух – «кочет», пирог без начинки – «порожник»).
Устаревшие слова – это слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни: историзмы обозначают исчезнувшие из нашей жизни предметы, явления, не имеют синонимов в современном русском языке (кольчуга, лапти, помещик).
Архаизмы – это устаревшие слова, имеющие современные синонимы (щёки – ланиты, палец – перст, шея – выя, очень – зело, чтобы – дабы).фразеологизмы.
2. Что такое речевой этикет и этикетные слова?
Речевой этикет – это правила речевого поведения.
Этикетные слова – это слова, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с собеседником: приветствие (здравствуй), прощание (до свидания, до скорой встречи), просьба (будьте добры, прошу вас), благодарность
Синтаксис
Прямая речь – это чьи-либо слова, переданные без изменения. Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной буквы.
! Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится двоеточие.
! Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.
Словосочетание – это связанных и по смыслу сочетание двух слов, грамматически, одно из них является главным, другое – зависимым.
Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.
Предложения, которые включают две или несколько грамматических основ,
называются сложными.
Между частями сложного предложения ставится запятая.
Характеристика предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены существительным в именительном падеже.
Определение отвечает на вопросы какой? чей?
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? зачем? почему?
Однородные члены предложения
а) относятся к одному и тому же члену предложения; б) отвечают на один и тот же вопрос;
в) являются одним и тем же членом предложения.
Обращение(-я) .Вводные слова .Сравнительные обороты.
5 класс
Образовательный минимум по русскому языку
3 триместр
Что такое морфология?
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются части речи.
1. Дать классификацию частей речи.
- самостоятельные части речи: - служебные части речи:
имя существительное; глагол; союз
имя прилагательное; наречие; предлог
имя числительное; местоимение. частица
2.Отличия самостоятельных и служебных частей речи.
Самостоятельные части речи:
- называют предметы, признаки, действия;
- отвечают на вопросы;
- являются членами предложения.
Служебные части речи:
- не называют предметы, признаки, действия;
- не отвечают на вопросы;
- не являются членами.
3.Что называется именем существительным, прилагательным, глаголом, наречием?
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на падежные вопросы.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? каков предмет? чей? чья? чьё? чьи?
Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая
Имя существительное
Термин (понятие) | Определение |
Имя существительное | Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами, могут быть сказуемыми и определениями. |
Одушевлённые имена существительные | Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? |
Неодушевлённые имена существительные | Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? |
Орфограммы | |
Буквы з и с на конце приставок | В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими –с. |
Буквы о-а в корне -лаг- – - лож- | В корне -лаг- – - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-. |
Буквы о-а в корне -раст- – - рос- | В корне -раст- – - рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль. |
Буквы ё-о после шипящих в корне слова | В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон. |
Буквы и – ы после ц | Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на –ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках. |
Большая буква и кавычки в именах собственных | Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. |
Буквы е-и в окончаниях имён существительных | У существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце –ии. У существительных мужского рода на –ий и у существительных среднего рода на –ие в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии. |
О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных | После шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. |
Имя прилагательное
- Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Чуж…го, хорош…го, больш…го.
- Прилагательные полные и краткие
Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемым.
- В кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Дремуч(?), могуч(?), пахуч(?), горяч(?).
4.Разряды имен прилагательных :качественные (образование степеней сравнения),относительные ,притяжательные)
Глагол
Термин (понятие) | Определение |
Глагол | Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим, может быть подлежащим. |
Неопределённая форма глагола | Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределённая форма глагола имеет суффикс -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь. |
Виды глагола | Глаголы бывают несовершенного (что делать? что делал? что делаю? что буду делать?) или совершенного вида (что сделать? что сделал? что сделаю?). |
Время глагола | Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л-, перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду строить). |
Спряжение глаголов | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Ко II спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). |
Орфограммы | |
-Тся и -ться в глаголах | Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется (занимается, учатся). Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется (заниматься). |
Не с глаголами | Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не (ненавидеть, негодовать). |
Мягкий знак после шипящих | Мягкий знак после шипящих пишется в неопределённой форме глаголов и форме 2 лица единственного числа (беречь, учишь, боишься). |
Буквы е-и в корнях с чередованием | В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-. Корни с чередованием: -бер- – - бир-; -пер- – -пир-; -дер- – -дир-; -тер- – -тир-; - мер- – - мир-; -стел- – -стил-; -блест- – -блист-. Например: соберёт – собирает. |
Культура речи:
1.Устное Письменное.Говорение = слушание .Письмо = чтение
2. Стили речи,типы речи
Художественный стиль Художественные произведения
Разговорный стиль Неформальная беседа, разговор
Научный стиль Учебники, словари, научные доклады
Публицистический стиль.
3.Овладеть понятиями:
Система языка
Язык и культура речи. Современный русский литературный язык
Кроме того, учащиеся должны овладеть различными видами разборов (см.приложение к УМК под ред .Шмелева)
Примеры тестовых заданий по орфографии :
1) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
сл..жение, подр..сти
выр..щивать, прил..гательное
предл..жение, р..стительность
р..сток, предпол..гать
2) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
реш..тка, щ..лкать
крыж..вник, ч..рный
щ..тка, ш..колад
ж..нглер, ч..лка
3) В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
панц..рь синиц..н
ц..пленок птиц..
4) Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется О.
ж..лудь ш..рох
ш..пот ч..рный
5) Укажите слово с ошибкой.
излагать шёпот
отросль цифра
6) Какое слово не является местоимением?
мне на
ты нас
7) Какое слово НЕ пишется слитно?
(не)знаю (не)видет
(не)беспокойся (не)навидит
8) Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
золотое кольцо серебряные волосы
тёмная ночь идёт по дороге
9) В каком предложении есть антонимы?
Рана заживает, а рубец остаётся.
Пришлось долго, терпеливо ждать.
Метель метёт, и вьюга плачет.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
10) В каком предложении есть синонимы?
Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
Яблоки не кислые, а сладкие.
11) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
___________________________________________________________
12) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
с..дел с удочкой у реки; рано пос..дел
ребёнок быстро разв..вается; волосы разв..вались на ветру
ог..рчился из-за неудачи; г..ористая местность
изм..рять высоту; прим..рять спорщиков
13) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
ра..бег, и..чезнуть
бе..полезный, во..мущение
и..мениться, ..гореть
ра..глядеть, в..бежать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС
В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС по учеб...
Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие
Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....
Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)
Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала....
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса (II четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...