Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oom_5_kl.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 255
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Обязательный образовательный минимум
по русскому языку в 5 классе
(I полугодие)
5 класс
Учитель: Васильева Н.Ф.
2016-2017 учебный год.
Санкт-Петербург
Обязательный образовательный минимум
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Триместр | 1 |
I. Необходимо знать:
1) определения лингвистических терминов;
2) классификацию звуков речи;
3) формулировку орфографических правил.
II. Необходимо правильно выполнить тесты.
Лингвистические термины
1.Что такое лингвистика?
Лингвистика – это наука о языке.
2. Какая бывает речь?
- монологическая речь: если говорит один человек, а остальные слушают;
- диалогическая речь: если говорят оба собеседника попеременно;
- устная речь: её передают с помощью букв, а воспринимают слухом;
- письменная речь: её передают с помощью букв, а воспринимают зрением.
3. Что такое фонетика и графика?
Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
Графика – это раздел лингвистики, изучающий буквы и их звуковое значение.
4. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.
В русском алфавите 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, Ь и Ъ звуков не обозначают.
5. Дать характеристику гласных и согласных звуков.
- гласные: ударные и безударные;
- согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
6. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- в начале слова: ель, ёлка, юла, яма;
- после Ь и Ъ: подъезд, съёмка, вьюга, семья;
- после гласных: поехал, каюта, маяк.
7. Что такое морфология?
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются части речи.
8. Дать классификацию частей речи.
- самостоятельные части речи: - служебные части речи:
имя существительное; глагол; союз
имя прилагательное; наречие; предлог
имя числительное; местоимение. частица
9. Отличия самостоятельных и служебных частей речи.
Самостоятельные части речи:
- называют предметы, признаки, действия;
- отвечают на вопросы;
- являются членами предложения.
Служебные части речи:
- не называют предметы, признаки, действия;
- не отвечают на вопросы;
- не являются членами.
10. Что называется именем существительным, прилагательным, глаголом, наречием?
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на падежные вопросы.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? каков предмет? чей? чья? чьё? чьи?
Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия и отвечающая на вопросы где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?
11. Что такое морфема? Дать определение каждой из них.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
Корень – это общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.
Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это морфема, которая служит для связи слов в предложении и образует формы одного и того же слова.
12. Что такое лексика и лексикология?
Лексика – это все слова языка, т.е. его словарный состав.
Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.
13. Дать определения группам слов из раздела «Лексика»
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением (монолог).
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений (корень, расцвести).
Прямое значение слова – прямо называет предмет, действие, признак (вершина горы).
Переносное значение слова – переносит наименование предмета на другой предмет (вершина славы).
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое лексическое значение (говорить, сказать, откликнуться, заявить).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные лексические значения (друг-враг, хороший-плохой).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения (ключ).
Профессиональные (специальные) слова – это слова, которые употребляются только специалистами, т.е. людьми одной профессии (инъекция, алиби, корректор).
Термины – это специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия во всех областях науки (делимое, суффикс).
Диалектные слова – это слова, которые используются жителями одной определённой местности, территории (курицу называют «клуха», «рябуха», петух – «кочет», пирог без начинки – «порожник»).
Устаревшие слова – это слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни: историзмы обозначают исчезнувшие из нашей жизни предметы, явления, не имеют синонимов в современном русском языке (кольчуга, лапти, помещик).
Архаизмы – это устаревшие слова, имеющие современные синонимы (щёки – ланиты, палец – перст, шея – выя, очень – зело, чтобы – дабы).
14. Что такое речевой этикет и этикетные слова?
Речевой этикет – это правила речевого поведения.
Этикетные слова – это слова, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с собеседником: приветствие (здравствуй), прощание (до свидания, до скорой встречи), просьба (будьте добры, прошу вас), благодарность (спасибо).
Формулировка орфографических правил
Что такое орфография и орфограмма?
Орфография – раздел лингвистики, в котором изучаются правила написания слов.
Орфограмма – это буква для передачи определённого звука и правило написания.
ЗНАТЬ ПРАВИЛА:
1. Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ пишутся всегда с буквами И, А, У Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): жюри, брошюра, парашют.
2. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ никогда не пишется Ь (птенчик, сварщик).
3. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных пишется только в 3 склонении и не пишется в 1 и 2 скл. (молодёжь, рожь, много дач, туч, училищ).
4. Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами
Е, Ё, Ю, Я (подъезд, съёмка, объявить).
Разделительный Ь пишется не после приставок перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И
(пьеса, вьюга, воробьи).
5. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ (не был, не приехал, ненавидеть, нездоровится).
6. -ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах:
А) Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ? (в вопросе есть Ь), то надо писать -ТЬСЯ (будем учиться).
Б) Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? (в вопросе нет Ь), то пишется -ТСЯ (школьник учится).
В глаголах никогда не пишется -ЦА!
7. Корни с чередованием.
А) -ЛАГ-/-ЛОЖ- : перед Г в корне пишется А, перед Ж в корне пишется О (изложение, предлагать).
Исключение (ЗАПОМНИТЬ!) – полог.
Б) -РАСТ- (РАЩ) / -РОС- : в корне перед СТ и Щ пишется А, если нет СТ и Щ, то пишется О (растение, выросли).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль.
8. В корне слов после шипящих под ударением слышим О, пишем Ё (чёрный, жёлуди, шёпот, пришёл).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): шов, шорох, капюшон, крыжовник, трущоба, обжора, чопорный, шорты, чокнуться, шоссе, шоколад, шофёр.
9. Приставки.
А) С традиционным написанием: от-, под-, по-, об-, над-, о-, на-, с-, за-.
Б) Приставки на З- ,С- : перед звонкими согласными в приставке пишется З (разглядеть); перед глухими согласными в приставке пишется С (рассказ).
10. Буквы И-Ы после Ц.
А) Буква И после Ц пишется:
- в корне слова (цирк, цифра).
Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.
- в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ (акация, авиация)
Б) Буква Ы после Ц пишется в окончаниях и суффиксах (птицы, круглолицый).
Тестовые задания
1) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
сл..жение, подр..сти
выр..щивать, прил..гательное
предл..жение, р..стительность
р..сток, предпол..гать
2) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
реш..тка, щ..лкать
крыж..вник, ч..рный
щ..тка, ш..колад
ж..нглер, ч..лка
3) В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
панц..рь синиц..н
ц..пленок птиц..
4) Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется О.
ж..лудь ш..рох
ш..пот ч..рный
5) Укажите слово с ошибкой.
излагать шёпот
отросль цифра
6) Какое слово не является местоимением?
мне на
ты нас
7) Какое слово НЕ пишется слитно?
(не)знаю (не)видет
(не)беспокойся (не)навидит
8) Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
золотое кольцо серебряные волосы
тёмная ночь идёт по дороге
9) В каком предложении есть антонимы?
Рана заживает, а рубец остаётся.
Пришлось долго, терпеливо ждать.
Метель метёт, и вьюга плачет.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
10) В каком предложении есть синонимы?
Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
Яблоки не кислые, а сладкие.
11) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
___________________________________________________________
12) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
с..дел с удочкой у реки; рано пос..дел
ребёнок быстро разв..вается; волосы разв..вались на ветру
ог..рчился из-за неудачи; г..ористая местность
изм..рять высоту; прим..рять спорщиков
13) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
ра..бег, и..чезнуть
бе..полезный, во..мущение
и..мениться, ..гореть
ра..глядеть, в..бежать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС
В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС по учеб...
Обязательный образовательный минимум по английскому языку (I полугодие). Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык. V класс.
Лексико-грамматический материал для обязательного образовательного минимума по английскому языку для учащихся 5 класс, учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой "Английский язык.V класс". (1 часть уч...
Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие
Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)
Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...
Образовательный минимум по русскому языку, 8 класс (УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)
Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Русский язык" является обязательным....