Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения" (учебник Шмелева)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Елена Алексеевна Владимирова

Тема: Однородные члены предложения

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний

Урок построен на применении сингапурской методики обучения, где целью деятельности учителя станет создание условий для отработки основных понятий и умений по теме. Ученики будут выступать как партнеры, взаимодействуя в группах и парах сменного состава для достижения следующих результатов:

предметные – выделяют однородные члены предложения, правильно оформляют предложения с однородными членами, выделяют признаки однородных членов, определяют выражение сочинительной связи между однородными членами;

метапредметные:

личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; строят рассуждение.

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Вид деятельности обучающихся: работа в группах, парах сменного состава.

 Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №73 имени Т.К. Кравцова»

г. Красноярска

Владимирова Елена Алексеевна

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Однородные члены предложения

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний 

УМК: «Алгоритм успеха»

Учебник: Русский язык. 8 класс.  Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2018 г.  

Аудиоприложение к учебнику: (глава 3, упр. 28,43,50)

Вид деятельности обучающихся: работа в группах, парах сменного состава. 

Техническое оборудование урока: компьютер, проектор, колонки для прослушивания аудиозаписи.

Продолжительность урока: 30 минут.

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода (от цели к результату), где целью деятельности учителя будет формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Однородные члены предложения», создание условий для отработки основных понятий и умений по теме. Инструментом для управления классом будем схема «Мэнэдж Мэт» (элемент сингапурской технологии обучения), которая предполагает деление в группы по 4 человека по принципу: партнер по лицу, партнер по плечу. Кроме этого у каждого участника группы будет свой номер 1,2,3 или 4, что поможет оперативно организовать командную работу. Обучающиеся  будут выступать партнерами, взаимодействуя в группах и парах сменного состава для достижения следующих результатов:

предметные – знать, какие члены предложения называются однородными, чем они могут выражаться, какую синтаксическую роль играют в предложении;

уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с бессоюзной и союзной связью при однородных членах предложения; определять средства связи между однородными членами предложения; находить обобщающие слова при однородных членах предложения; ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.

Метапредметные результаты будут достигнуты с помощью применения приема «Шпаргалка» сингапурской техноллогии обучения и предметно-игровом приеме «Живая схема». Формирование личностных УУД пройдет в оценивании школьниками собственной учебной деятельности на этапе рефлексии, применении в процессе парной и групповой работы правил делового сотрудничества на этапе обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, приведение  примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений, построение рассуждений (познавательные УУД) будет формироваться на этапах актуализации знаний, обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Применение и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, корректировка деятельности на основе оценки и характера ошибок,  анализ собственной работы,  оценивание уровня владения учебным действием (регулятивные УУД), а также умение формулировать собственное мнение и взаимодействовать с одноклассниками (коммуникативные УУД) будут формироваться на протяжении всех этапов урока. Анализ собственной работы,  оценивание уровня владения учебным действием (регулятивные УУД) будет осуществляться на этапе рефлексии в рамках работы с листами достижений.

 

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент,

 2 минуты

Поприветствуйте друг друга: партнёры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь давайте все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Организует приветствие, задает психологический настрой на урок

Приветствуют друг друга, настраиваются на урок

Актуализация материала, 5 минут

Запишите дату, классная работа. Сейчас вы услышите аудиозапись предложений, ваша задача их записать и графически указать, чем они осложнены.

1. Мне стали сниться мачты, волны, паруса, чайки, неизвестные страны, огни маяков. (глава 3, упр. 28)

2. Больной необходимо не столько лекарство, сколько питание и покой. (глава 3, упр. 43)

3. Современные гаджеты обучены контролировать многое: давление, дыхание, сон и даже количество солнца на вашей коже. (глава 3, упр. 50)

Чем осложнены предложения? (слайд 1) Проверьте орфографию и пунктуацию (слайд 2).

Какие термины нам сегодня понадобятся для работы? (однородные члены предложения, союзная и бессоюзная связь, сочинительные союзы, интонация перечисления,  знаки препинания). Эти термины вам сегодня понадобятся при групповой и парной работе.

Термины вывешиваются на доску как подсказка для работы с приемом «Шпаргалка»

Активизирует

мыслительную деятельность обучающихся

Воспринимают аудиозапись предложений, записывают их, графически поясняют, чем они осложнены

Целеполагание,

 3 минуты

Какие знания по теме нам сегодня необходимо повторить?

(знать, какие члены предложения называются однородными, чем они могут выражаться, какую синтаксическую роль играют в предложении)

Какие умения продолжить формировать?

(уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с бессоюзной и союзной связью при однородных членах предложения; определять средства связи между однородными членами предложения; находить обобщающие слова при однородных членах предложения; ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом).

У каждого из вас есть лист достижений, проанализируйте его. К нему обратимся по завершении основной работы урока.

Ориентирует обучающихся на постановку целей урока

Осуществляют целеполагание

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности,

5-7 минут

5 минут

3 минуты

Прием сингапурской технологии «Шпаргалка»

Ребята, чей номер в таблице 1, возьмите в руки лист бумаги, сложите его пополам, передайте партнеру по плечу. Ребята-партнеры по плечу, разделите лист пополам, передайте партнеру по лицу. Партнер по лицу, сложите листы пополам, передайте партнеру по плечу. Партнеры по плечу, разделите листы пополам, раздайте партнерам группы.

Напишите на листочках вопрос по теме и ответ на него, после этого озвучьте вопрос соседу по плечу, обсудите корректность вопроса и правильность ответа на него. По готовности можно искать партнера из другой группы для взаимодействия.

- Давайте обсудим, со сколькими партнерами удалось взаимодействовать? Все ли вопросы были корректными?

Дает инструкцию к выполнению задания, курирует работу, организует обсуждение

Взаимодействуют в группах и парах

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Прием «Живая схема»

Обучающиеся, чей номер 1 и 2, получают таблички с символами однородных членов предложения, а с номером 3,4 -  с символами знаков препинания и союзов. Задача: построить схемы предложений с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания при однородных членах.

Дает инструкцию к выполнению задания, курирует работу.

Структурируют знания по теме, работая со схемами

Давайте вернемся к предложениям, которые вы записали в начале урока. Обсудите с партнером по плечу, чем в них выражены однородные члены предложения, какую синтаксическую роль они выполняют, какие знаки препинания при них ставятся.

Организует работу в парах

Анализируют записанные предложения

Рефлексия, домашнее задание

5 минут

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Смогли ли отработать необходимые умения?

Оцените себя в листы достижений.

На следующем уроке вас ждет проверочная работа по теме «Однородные члены предложения». Подготовьтесь к ней по всем материалам, которые мы обобщали и систематизировали.

Организует рефлексию, предлагает произвести оценивание в листы достижений

Отвечают на вопросы учителя;

осуществляют самооценку в листы достижений

Лист достижений по теме «Однородные члены предложения»

У1. Давать определение однородных членов предложения

У2. Расставлять знаки препинания в предложениях с бессоюзной и союзной связью при однородных членах предложения

У3. Определять   средства связи между однородными членами предложения

У4. Находить обобщающие слова при однородных членах предложения

У5. Ставить знаки препинания при однородных членах, в том числе и с обобщающим словом при них

У6. Задавать вопрос по теме урока

У7. Взаимодействовать  в паре/группе

У8. Осуществлять самооценку

Инструмент для управления классом «Менедж Мэт» (на группу из 4-х человек)

E:\Дивногорск 16 февраля\manage_mat.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мне стали сниться мачты, волны, паруса, чайки, неизвестные страны, огни маяков.

Слайд 2

Больной необходимо не столько лекарство, сколько питание и покой.

Слайд 3

Современные гаджеты обучены контролировать многое: давление, дыхание, сон и даже количество солнца на вашей коже.

Слайд 4

Однородные члены предложения

Слайд 5

+ - умение сформировано; - - умение не сформировано; ? - возникают сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС.  Технологическая карта урока....

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Рабочая программа русский язык 6 класс (УМК под ред. Д.А. Шмелева)

Рабочая программа русский язык 6 класс УМК Шмелев...