Местоимение как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_kak_chast_rechi.pptx | 472.23 КБ |
mestoimenie_kak_chast_rechi.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд художника. Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 г. в Чугуеве. Он написал более 100 картин и сделал не менее 1000 рисунков.
Картина «Садко» К картине «Садко», написанной в 1876 г. в Париже по заказу великого князя Александра, он сделал 150 подготовительных рисунков.
Художник и писатель. И.Е. Репин обладал и литературным талантом. В 1953 г. тираж его книги воспоминаний «Далёкое близкое» составил 50000 экземпляров.
Прочитайте текст. (1) В цирках слонов приучают выполнять самые разнообразные номера. (2) Они танцуют , жонглируют, садятся на тумбы, делают стоики на двух и на (3) одной ноге, ездят на трехколесном велосипеде. Слон Боско научился ходить по бочкам, делал стойку. Он даже мог садиться и ложиться по команде. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Место имение как часть речи
План изучения местоимения 1. Общее грамматическое значение. Вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция.
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
Работа по группам: 1группа - Дать определение, на что указывает местоимение , на какие вопросы отвечает? 2 группа - Какие морфологические признаки имеет местоимение , как изменяется? 3 группа - Определить синтаксическую роль местоимений.
МЕСТОИМЕНИЕ самостоятельная часть речи указывает на не называет их отвечает на вопросы предметы , признаки , количество кто? что? какой? чей? сколько?
Морфологические признаки Местоимения изменяются по падежам, родам и числам – склоняются .
Синтаксическая функция Подлежащее дополнение о пределение обстоятельство
Найдите ошибки в употреблении местоимений. Я взял рыбу из корзины и передал её отцу. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя.
Упр. №390 1. Я (И.п.) услыхал сегодня первый гром, он (И.п.) в полдень прогремел из тучки малой (А.А. Голенищев-Кутузов). 2. Я (И.п.) пришел к тебе (Д.п.) с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (И.п.) горячим светом по листам затрепетало (А.А. Фет). 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ней (Д.п.) (А.Н. Плещеев).
Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. Много слов родили греки. К (мы) от них в далеком веке Математика пришла, С (она) грамматика была. А из Англии футбол Прямо в бутсах к (мы) пришел, Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей. (Я. Козловский)
Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. Много слов родили греки. К нам от них в далеком веке Математика пришла, С ней грамматика была. А из Англии футбол Прямо в бутсах к нам пришел, Вслед за ним пришел хоккей, А до этого жокей. (Я. Козловский)
Итог урока «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». (А.А. Реформатский)
Домашнее задание. §68 учить, упражнение № 392 или карточки.
Спасибо вам, друзья!
Список использованной литературы: 1.Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват . учреждений. [ М.Т. Баранов,Т.А . Ладыженская , Л.А. Тростенцова , и др ; науч . ред. Н.М. Шанский ]. - М: « Просвещение » , 2009. – 254 с.: ил. 2.Интернет – ресурсы (иллюстрации): http://ru.mobile.wikipedia.org/ (текст об И.Е. Репине) Свитки http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-28/12216/2377746 Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Учитель: Жомова О.А.
Класс: 6 «А»
Межпредметные связи: литература , математика, живопись.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М: «Просвещение», 2009. – 254 с.: ил.
Ожидаемые результаты: ученик должен
Знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи.
Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала в системе развивающего обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд 1).
- Какую часть речи мы с вами изучили на последних уроках? (Числительные)
Задание, которое я вам сейчас предложу, позволит нам окунуться в мир живописи и чисел. Речь пойдет о жизни великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Наша задача – правильно прочесть текст, не забывая о склонении имен числительных. Работаем устно (слайды 2-4). Текст: Илья Ефимович Репин прожил 86 лет. Он родился 24 июля 1844 г. в Чугуеве. Он написал более 100 картин и сделал не менее 1000 рисунков. К картине «Садко», написанной в 1876 г. в Париже по заказу великого князя Александра, он сделал 150 подготовительных рисунков. И.Е. Репин обладал и литературным талантом. В 1953 г. тираж его книги воспоминаний «Далёкое близкое» составил 50000 экземпляров.
2. Актуализация знаний. (слайд 5 )
-Прочитайте текст .Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
-О ком идет речь в тексте? (о слонах).
-А в каждом ли предложении употреблено слово «слон»?
-Какие слова заменяют слово «слон», устраняют повторы? (они, он)
-Как называется такая часть речи? (местоимение).
3. Изучение нового материала.
-Запишите тему сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи» (слайды 6-11).
-Как вы думаете, каковы наши задачи на уроке? (выяснить, что такое местоимение, как изменяется, синтаксическая функция) (слайд 3, анимация)
- Как вы думаете, почему местоимение так называется?
(В этом слове 2 корня: место (вместо) и имя. Местоимение – это то, что употребляется вместо имени.
- А вместо какого имени употребляется местоимение?
(Местоимение может использоваться в тексте вместо имён существительных, прилагательных, числительных.)
Работа по группам: (слайд 12 )
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
(слайд 13 )
1группа - Дать определение, на что указывает местоимение, на какие вопросы отвечает?
2 группа - Какие морфологические признаки имеет местоимение, как изменяется?
3 группа - Определить синтаксическую роль местоимений.
Вывод: (слайды 14-16).
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Они изменяются по падежам,родам и числам – склоняются.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, определениями, дополнениями.)
Попробуйте сформулировать определение, что такое местоимение? (Ответы детей). Проверим ваши предположения: откроем учебники на с. 164 и дважды прочтем правило, которое вам необходимо будет выучить дома .
4. Творческое задание.
Представьте, что вы корректоры в газете. Найдите ошибки в употреблении местоимений (слайд 17).
- Я взял рыбу из корзины и передал её отцу.
- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
- У Троекурова был сын Саша, и он взял учителя.
Проверяем. Вы убедились, что неправильное употребление местоимений в речи может привести к комичной ситуации и непониманию. Постарайтесь не допускать таких ошибок в сочинениях и изложениях.
5. Подведение итогов.
Внимательно прочтите высказывание известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова» (слайд 18).
- Как вы понимаете его слова?
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (слайд 19).
§68 учить, упражнение № 392 или карточки (Приложение).
Список использованной литературы:
1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М: «Просвещение», 2009. – 254 с.: ил.
2. Интернет – ресурсы (иллюстрации).
3.http://ru.mobile.wikipedia.org/ (текст об И.Е. Репине)
Карточка № 1. Определите падеж местоимений.
Я (….), мне (….), мной (…), меня (…), обо мне (…), мы (…), нами (…), нас (…), о нас (…), нам (…), ты (…), о тебе (…), тобой (…), тебе (…).
Карточка № 2. Спишите, определите синтаксическую роль всех местоимений.
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
С. Есенин
Карточка № 3. Запишите местоимение ОН с предлогами С, НА, В, ЗА, ПОД и местоимение Я с предлогами К, С, О, ПЕРЕД, ПОД. Обозначьте падеж местоимений.
Карточка № 1. Определите падеж местоимений.
Я (….), мне (….), мной (…), меня (…), обо мне (…), мы (…), нами (…), нас (…), о нас (…), нам (…), ты (…), о тебе (…), тобой (…), тебе (…).
Карточка № 2. Спишите, определите синтаксическую роль всех местоимений.
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
С. Есенин
Карточка № 3. Запишите местоимение ОН с предлогами С, НА, В, ЗА, ПОД и местоимение Я с предлогами К, С, О, ПЕРЕД, ПОД. Обозначьте падеж местоимений.
Карточка №1
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2)Какие из выделенных местоимений указывают на предмет, какие – на признак, а какие – на количество?
3) На какие вопросы отвечают эти местоимения?
Карточка №1
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2)Какие из выделенных местоимений указывают на предмет, какие – на признак, а какие – на количество?
3) На какие вопросы отвечают эти местоимения?
Карточка №2
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2) Определите падеж выделенных местоимений.
3)В каком числе стоят местоимения такое (дерево), таких (деревьев).
4) Можно ли изменить местоимение такое (дерево) по родам.
5) Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения.
Карточка №2
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2) Определите падеж выделенных местоимений.
3)В каком числе стоят местоимения такое (дерево), таких (деревьев).
4) Можно ли изменить местоимение такое (дерево) по родам.
5) Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения.
Карточка №3
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2) Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.
Карточка №3
(1)Клен. (2) Во всем мире известно около 150 его видов. (3) Кленовые посадки украшают парки городов. (4) Они защищают от жары, очищают воздух. (5) Среди них есть и необычное дерево – сахарный клен. (6) Растет он в Канаде. (7) Одно такое дерево дает 3- 4 килограмма сахара в сезон. (8) А если таких деревьев несколько сотен!(9) Сколько ценного продукта можно получить тогда?
1) Прочитайте текст.
2) Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...