Словообразование. 10 класс
статья по русскому языку (10 класс)
Словообразование. 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_slovoobrazovanie_prakticheskie_zadaniya.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование. 10 класс
- Задание. Какие языковые средства в данном фрагменте усиливают мысль любой ценой достичь цели? Докажите. Какие морфемы способствуют этому восприятию?
А когда не хватает энергии
для последних мгновений пути,
помогают законы инерции
добежать,
добрести,
доползти. (С.Куняева)
- Задание. 1)Прочитайте фрагмент стихотворения. Объясните его название. Что, по-вашему, хотел выразить поэт? Какие выразительные средства он использует для этого? 2)Докажите, что в этом стихотворении использованы два приема, основанные на словообразовательных возможностях русского языка: авторские слова и повтор слов одной морфемной модели.
Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвет на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье глухое, немое. (К. Бальмонт)
- Задание. Из каждой группы слов выпишите слова, которые соответствуют указанной модели.
1)корень, суффикс, суффикс –тель-, окончание:
Постель, читатель, метрдотель, двигатель, скоросшиватель, следователь, приятель, коростель, обитель, даритель, шпагоглотатель, поглотитель, учитель, выпрямитель.
2) корень, суффикс – ушк-, окончание -а-:
Клюшка, избушка, колотушка, ватрушка, речушка, пушка, кукушка, толстушка, катушка, пастушка, церквушка, комнатушка, подушка, тушка, кадушка, лошадушка, простушка, сударушка.
3) корень, суффикс – ин-, окончание –а-:
Рыбина, свинина, домина, половина, ягодина, оленина, кручина, свеженина, помидорина, макаронина, голосина, бисерина, зазубрина, дурачина, хворостина, мешанина, громадина, отсебятина, опричнина.
4) корень, суффикс -к- , окончание -а-:
Ножка, шляпка, лошадка, съёмка, тетрадка, дырка, гонка, молодка, расческа, чистка, туфелька, рамка, сумка, вешалка, слежка, душка, подушка, корка, обновка, доводка, походка, вилка, мышка, селедка, палка, кастрюлька, пробка, подкормка.
- Задание. Запишите слова, приёмом поморфемного письма, распределяя существительные, распределяя существительные по группам. Докажите, что все существительные объединяет общее значение суффиксов.
1)корень, суффикс –ист-, суффикс – ость-, окончание:…
2)приставка, корень, суффикс – ист-, суффикс –ость-, окончание:…
3)корень, суффикс, суффикс –ист-, суффикс –сть-, окончание:…
Шелковистость, ветвистость, обрывистость, порывистость, овражистость, щелистость, жилистость, стволистость, мускулистость, приземистость, пружинистость, морщинистость, мучнистость, торфянистость, ребристость, ворсистость, маслянистость, плечистость, водянистость, речистость, размашистость.
- Задание. Заполните словами данное гнездо, используя в качестве исходных прилагательных густой и пустой. В чем сходство и различие двух словообразовательных гнёзд?
Корень, суффикс –еньк-, окончание –ий корень, суффикс –еньк-, суффикс –о-
корень, суффикс-оват-, окончание-ый- корень, суффикс –оват-, суффикс –о-
… приставка не-, корень, окончание –ой приставка не-, корень, суффикс -0-
приставка пре-, корень, окончание –ой приставка пре-, корень, суффикс -0-
корень, суффикс -0-
корень, суффикс -от-, окончание –а-
корень, суффикс -е-, суффикс –ть- приставка за-, корень, суффикс –е- -ть
прист. за-, корень, суф. –е-, -ни, окон.-е
прист. за-, корень, суф. –е-, -л-, окон.-ый
- Задание. Определите, в чем сходство и в чем различие слов каждой пары. Обозначьте морфемные модели, которым соответствуют слова каждой пары. Составьте и запишите предложения со словами-омофонами.
Преступить(нарушить) – приступить (начать).
Претворить (осуществить) – притворить (прикрыть).
Пребывать (находиться) – прибывать (приезжать).
Преемник (наследник) – приемник (радиоаппарат).
- Прочитайте шутливые стихотворения. Выпишите из них авторские слова и определите, по какой модели образовано каждое из них.
1)Если вы родители –
Ласкатели, хвалители,
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители,
Купители, даритеои.
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
Если вы родители –
Ворчатели, сердители,
А если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять неотпускатели,
Собакозапретители…
То знаете, родители,
Вы просто крокодители! (М. Шварц)
2) Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше,
И мальчишки – макаронцы,
И девчонки – макаронши.
Макаронников – папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха – мамаша
Их в тревоге провожает… (С. Погорельский)
- Задание. Прочитайте стихотворение. Объясните, какими средствами достигается юмористический эффект. По каким словообразовательным образцам созданы авторские слова?
Вездекот
- Вы куда? Постойте, кот!
Знает каждый пешеход:
Перейти дорогу можно
Только через переход!
- Вы ошиблись. Я не кот!
Я сегодня вездеход!
И гуляю как угодно,
Даже задом на перед!
- Не спешите, вездекот!
Ради мамы, ради папы
Берегите вездехвост
И четыре везделапы!
(А. Усачев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Мастер - класс по теме"Словообразование" (6 класс).ФГОС
Урок + презентация...
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....