Конспект урока по русскому языку на тему "Различение ж-ш".
план-конспект урока по русскому языку

Фролова Людмила Анатольевна

Конспект предназначен для учителей коррекционных классов, логопедов. Данная разработка по русскому языку, третий класс. Тема. "Различение ж-ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichenie_sh-zh.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ “Специальная школа-интернат с. Ериловка»

Открытый урок по русскому языку

«Различение ж-ш».

3 класс

Фролова Людмила Анатольевна

2019-2020 учебный год

Тема урока. Различение ж – ш.

Цель урока: учить различать ж – ш.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умения учащихся выделять согласные в слове;

- уточнение артикуляции звуков ж и ш;

- установление данных звуков по звонкости-глухости.

Коррекционно-развивающие: 

- коррегировать и развивать орфографическую зоркость, умение различать на письме и по слуху звонкие и глухие звуки ж- ш;

- коррекция и развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- коррекция и развитие произвольного  внимания на основе упражнений на воспроизводство и запоминание;

- коррекция и развитие логического мышления.

Воспитательные: 

- прививать любовь к родному языку;

- формировать  положительную учебную мотивацию.

БУД.

Личностные:

- развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания;

- развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.

Познавательные:

-  делать простейшие обобщения, сравнивать.

Регулятивные: 

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные:

- слушать  и понимать инструкцию  к учебному плану;

- вступать в речевое общение, развивать умение слушать и понимать других.

Тип урока. Комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы:  объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый.            

Оборудование: образцы букв ж, ш, предметные картинки, дидактический материал, компьютер,   индивидуальные карточки.

Ход урока:

І.  Организационный момент.

а) Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

б) рапорт дежурного.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

а) Гимнастика для рук.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

1. Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак. Пальцы обеих рук сжаты в кулак.

 2. Промассировать руками шею.

Ребром ладони правой и левой руки массировать шею движениями навстречу друг другу («пиление» воротниковой зоны).

3. Промассировать руками плечи.

Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и наоборот («пиление по погону»).

4. Промассировать руками голову.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы .

5. Встряхнуть кисти рук.

б) Минутка чистописания.

- Давайте вспомним правила посадки на уроке.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    - Записать в тетрадь число, классная работа.

- Прописать строчки с буквами «Шша», «Жжэ»

- Придумай слово с одной из этих букв и запиши его в тетради.

 III.  Сообщение темы урока.

- Назовите  предмет, изображенный на картинке, выделите первый звук и определите звонкий он или глухой.

картинки

-  Какая тема сегодняшнего урока? …

- Сегодня будем мы шипеть, жужжать

 – звуки Ш и Ж – различать.

IV. Изучение нового.

а) Артикуляционная гимнастика

слайд 1

чтение прямых и обратных слогов

б) Характеристика звука.

слайд 2

Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука Ж – колокольчик).

- Когда произносим  звук Ж: голосовые связки работают. Значит, это звонкий согласный. 

- Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса – глухо.

- Когда произносим Ш: голосовые связки не работают.  Значит, это глухой согласный звук.

- Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором).

(дети превращаются в жуков и жужжат: ж-ж-ж, в ужей и шипят: ш-ш-ш) – четко произносите оппозиционные звуки.

- А теперь послушайте какие жужжания и шипения бывают в природе. Попробуйте угадать их.                    Звуки леса

слайд 3

в)  Буквы Ж, Ш (демонстрация печатной и прописной)

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

-Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

V. Физминутка.

слайд 4

г) Игра « Рассели жильцов в домики».  Самостоятельная работа

- Вам предстоит разобраться  в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

- Запиши слова в 2 столбика                  слайд 5

Проверь себя                                      слайд 6                      

VI.  Закрепление изученного.

1. Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

- Что здесь нарисовано?
- Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.
- Придумаем предложения с этими словам (дети придумывают предложения с данными словами).

У зайца длинные уши.

В траве живут ужи.
- Подчеркните буквы, которые обозначают звук Ж или Ш.

2.  Вставь пропущенную букву. Букву «ша» и «жэ» подчеркнём.

- Скажите, какие карандаши нам понадобятся?                                       слайд 7

- Назовите  правило.

3. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.

слайд 8

Запишите 2 предложения. Букву «ша» и «жэ» подчеркнём.

в) Работа с учебником.

-Прошу открыть учебники на странице 65 и выполнить упражнение 5.

- Найдите буквы в рамочке ша-жэ.  Рядом записаны слова, с пропущенной буквой. Вставь согласные. Спиши слова.

Подчеркни парные согласные.

VII. Итог урока.

- Про какие звуки так говорят?

А они …согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Как произносятся звонкие согласные?

- Как произносятся глухие согласные?

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Что вы узнали нового?

- Что для вас показалось сложным?

Глухие звуки звучат глухо,
Голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: Б, В, Г, Д, З, Ж!!!
Глухие можно лишь прошептать,
Послушайте: П, Ф, К, Т, С, Ш.

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали. Большое спасибо.

VIII. Оценки за урок.

IX. Домашнее задание. Карточки.

Литература

1. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Речевые игралочки. Парные звонкие и глухие согласные, Екатеренбург: ООО «Литур-опт», 2013.

2. Спивак Е.Н.Звуки Ш, Ж, Ч, Щ... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...