Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока: Имя прилагательное как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2019.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:_________

Класс: 6

Предмет:  русский язык.

Учитель: Селешева Н.Л.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Тип урока: урок новых знаний.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: знать характеристику имени прилагательного, роль употребления прилагательных в речи, уметь рассказать об имени прилагательном.

Личностные: участвовать в творческом процессе.

Метапредметные : применение приобретенных знаний в повседневной жизни, способность использовать язык как средство получения знаний по другим предметам, находить нужную информацию в словаре.

УУД:

Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов

Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество с учителем, сверстниками. Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:  Формирование умения проводить аналогии,устанавливать связи. Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Формирование познавательного интереса

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

1.Организационный

Психологический настрой на успешную работу

Здравствуйте ребята,  садитесь.

меня зовут Наталья

Леонидовна   Сегодня  я  проведу у вас урок русского  языка.  

Однажды ученик пришел к старцу с вопросом как стать великим мудрецом?

Мудрец  загадочно посмотрел и молча протянул свиток, в котором было написано: «Только добрый, терпеливый и целеустремленный человек добьется всего того, чего желает». И я ребята желаю вам доброты, взаимопонимания и терпения, чтобы вы добились хороших успехов на уроке.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Чтобы сформулировать тему урока отгадайте загадку

Художницу нашу знает весь свет

Раскрасит художница всякий предмет

Ответит всегда на вопросы такие

Какой? Какое? Какая? Какие?

О какой части речи  идет речь?

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Запишите  тему в тетрадь.

А сейчас, по опорным фразам определите цели урока

-повторить изученное об….  (имени прилагательном )-

-учиться  использовать  …в речи (использовать прилагательные  в устной и письменной речи).учитель записывает на доске

Позитивный настрой на урок

Запись  числа в тетрадь, классная работа

Да, действительно. Значит тема нашего урока: Имя прилагательное, как часть ре

Определение темы   урока

(Имя прилагательное как часть речи). Записывают тему в тетрадь

Определяют цели урока

Хорошо, молодцы. Мы с вами определили цели урока. Приступаем к следующему заданию

Самооценка готовности к уроку.

Формирование познавательного интереса

Формирование умения проводить аналогии,устанавливать связи. Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе

Учебное сотрудничество с учителем, сверстниками. Умение ориентироваться в своей системе знаний

2.Актуализация знаний

У вас на столах лежат карточки, прочитайте и выполните задание.

  1. Восстановить  по памяти пропущенные слова в отрывке из известного  стихотворения.    

Под ………………..небесами
……………………… коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
……………………….лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.  

Мои вопросы:

  1.         Назовите слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

             2. Прочитайте стихотворение выразительно.

             3. Назовите автора,  название произведения.

            4. Сравните 2 текста и сделайте вывод, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

   

Какой бы была наша речь без прилагательных.

Вывод: да, действительно, имена прилагательные украшают нашу речь, делают его богаче и ярче. Помогают передать всю красоту природы.

Работа с карточками

Ответы учеников (на слайде)

Ратмир, прочитай пожалуйста задание.

Итак, ребята у кого ответы готовы?

Давайте прослушаем ваши ответы.

3.Открытие нового знания

Перед вами картина Г.И. Чорос-Гуркина «Озеро горных духов»

Обратите внимание на  красоту картины. У вас на столах отрывок из рассказа Ивана Антоновича  Ефремова «Озеро горных духов»,написанный к этой картине. Внимательно прочитайте  и сделайте комплексный анализ текста. У  каждой группы имеется свое задание, на выполнение которого отводится 10 мин.

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера…дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные вершины гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов.

Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности… образ высокогорного Алтая…

Задание 1 группы.

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Ознакомьтесь с происхождением слова  палевый

 

2. Выпишите значение  этого слова из словаря С.И. Ожегова  в тетрадь, выделите ударение.

 3. По данным изображениям составьте словосочетания (физминутка)

Давайте вместе произнесем это слово

Молодцы, ребята вы узнали, что палевый цвет это цвет соломы

2 группа:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите тип речи.  Определите стиль речи.
  3. Образуйте из данных прилагательных краткие формы:

Величавая(природа) величава,

 прекрасный (образ), прекрасен;

мелкие (льдины), мелки льдины.

  1.  каким членом предложения являются краткие прилагательные.(правильно они являются сказуемыми)
  2. Найдите краткое имя прилагательное в пословице и объясните смысл пословицы.

«Красна птица пеньем, а человек ученьем»

(связать с притчей)

  1. группа:

  1. Определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ.
  1.  В первых двух предложениях выпишите  словосочетания с именами прилагательными.

  1. В первом предложении подчеркните имена прилагательные как члены  предложения.

 4 группа:

Творческое задание.

  1. Составьте рассказ, используя имена прилагательные к картине…

Работа в группе

  1. Группа.
  2. Словарная работа.

 

(Обычно объясняют как заимств. из франц. яз., где paillé — производное от paille «солома». В таком случае палевый буквально — «цвета соломы». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

Да, действительно птицу красит пение, а человека  красит ум, знание, интеллект. И мудрец в притче сказал, что только целеустремленный человек добьется всего того, чего  желает.

Спасибо вам за творческий подход, нам очень понравился ваш рассказ.

4.Физминутка

Сейчас, встаньте пожалуйста, мы  с вами немножко отдохнем. Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

 Я украшаю вашу речь

И мною вам не пренебречь

Отлично, мы с вами немножко отдохнули!

5.Первичное закрепление

  1. Работа с учебником с. 4, упр. 318(выполняем 1,2 предложение)
  2. Соотнесите слова к предложениям

Настала…зима

свежий

Настала…зима

Все дороги покрыты…снегом

любимое

Все дороги покрыты…снегом

Выпал …снежок

долгожданная

Выпал …снежок

Зима-мое …время года.

белым

Зима-мое …время года.

Для того, чтобы выполнить следующее задание откройте учебник с. 4 упр. 318.

Арлан, прочитай пожалуйста задание.

6.Рефлексия

 Мы возвращаемся к целям урока. Еще раз прочитайте.

 Что вы вспомнили об имени прилагательном?

Для чего  нам нужны имена прилагательные?

А теперь, ребята, оцените свою деятельность, как поработали вы на уроке. Выберите снежинки прикрепите к снеговику!

Спасибо, вам посмотрите снеговик у нас сегодня тоже  в отличном настроении!

7.Задание на дом

Домашнее задание.

С.4, упр. 320

 Вам нужно выбрать задание на выбор.

 

 Сегодня ребята, вы отлично поработали . мне урок очень понравился. Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Всего вам хорошего. Спасибо. До свидание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка 1.

  1. Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения.    

Под ………………..небесами
……………………… коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
……………………….лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  1. Прочитать выразительно текст.

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера…дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные вершины гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов.

Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности… образ высокогорного Алтая…

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Задание 1 группы.

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Ознакомьтесь с происхождением слова  палевый.
  3. Выпишите значение  этого слова из словаря С.И. Ожегова  в тетрадь, выделите ударение.
  4. По данным изображениям составьте словосочетания.

Задание 2 группы:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите тип речи. Определите стиль речи.
  3. Образуйте из данных прилагательных краткие формы:

- Величавая(природа),

- прекрасный (образ);

- мелкие (льдины).

4. Каким членом предложения являются краткие прилагательные.

5. Найдите краткое имя прилагательное в пословице и объясните смысл пословицы.

«Красна птица пеньем, а человек ученьем»

Задание 3 группы:

  1. Определите основную мысль текста. Обоснуйте свой ответ.
  2. Найдите в 1-х двух предложений  выпишите словосочетания с именами прилагательными.
  1.  В первом предложении подчеркните имена прилагательные как члены  предложения.

Задание 4 группы:

Творческое задание.

  1. Составить небольшой рассказ, используя имена прилагательные к картине И.П. Крымова «Зимний вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...