Элективный курс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
" Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс 9 класс | 59.48 КБ |
elektivnyy_kurs.docx | 59.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора»
Выполнила:
Сикаченко Наталья Александровна,
учитель русского
языка и литературы
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Пояснительная записка
Программа курса «Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора» в рамках проведения внеурочной деятельности (далее – элективные курсы) разработана для учащихся 9 классов.
Программа рассчитана на 34 часа, состоит из 5 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.
Рабочая программа элективных курсов посвящена одному из самых интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. Особенность данной программы заключается в том, что знакомство со сложными случаями словообразования в русском языке происходит на основе текста, через его комплексный анализ, что позволяет учащимся изучать данную тему в системе и во взаимосвязи с другими разделами русского языка. В процессе изучения русского языка в школе многие вопросы, касающиеся словообразования, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс поможет удовлетворить желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения исторического образования слова.
Программа послужит эффективным средством речевого развития школьников, так как морфемно - словообразовательный анализ слов опирается на текст, это развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах, о его роли в тексте, пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную. В связи с этим содержание программы элективных курсов выходит за рамки школьной программы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков учащихся.
Программа элективных курсов рассматривает вопросы словообразования с точки зрения исторической грамматики и языковых процессов, связанных с историческими изменениями в языке, что практически не рассматривается в школьной программе, но при этом является важным аспектом изучения языка. Программа строится на взаимодействии языка, произведений устного народного творчества, литературы, публицистики и разговорной речи, что позволяет учащимся постигнуть секреты русского словообразования в развитии и отражении его процессов в жизни народа.
Ориентирована на использование учебников:
- Учебное пособие для учащихся: «Русский язык». 7 - 8 классов. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2017.
В программе курса немаловажную роль играет введение регионального компонента. Это направлено на решение следующих задач:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять и, классифицировать языковые явления и факты; давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- осознание языка как выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Для реализации поставленных задач при планировании использован материал следующих учебных пособий:
- Учебное пособие «Литература Тюменского края». Хрестоматия для 8-9 классов. Авторы – составители: Данилина Г.И., Рогачева Н.А. и др.-Тюмень, 2001г.
- Учебное пособие «Современная литература Югры». Хрестоматия для учащихся 9-11 классов. Авторы – составители: Семёнова В.В., Козлов С.С.. и др.- Ханты-Мансийск, 2008г.
Цель курса: представить сложные случаи словообразования в русском языке через комплексный анализ текста.
Задачи курса:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
- умение пользоваться богатейшими ресурсами, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- развитие мыслительных, интеллектуальных, творческих и эстетических качеств личности учащегося;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
- совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- умение подходить к анализу текста с разных сторон.
Развивающий характер обучения, направленность на формирование языковой и лингвистической, а также коммуникативной компетенции определили характер предъявления материала.
В основу программы положен современный лингвистический подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставит возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Обоснование актуальности, новизны и значимости курса
Современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне формулируется так: государству нужен здоровый и свободный человек. На сегодняшний день существует компетентностная модель выпускника – это выпускник, обладающий ключевыми общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах современной жизни. Данное требование являлось приоритетным условием при разработке содержания и организации данного курса по выбору.
Актуальность данного курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, желанием ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи.
Новизна курса «Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора» состоит в том, что решение лингвистических задач, связанных с вопросами словообразовательного разбора, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Данный курс познакомит учащихся с материалом, изучение которого не предусмотрено школьной программой.
Значимость данной программы:
- углубление знаний о морфемно-словообразовательных моделях;
-овладение культурой письменной речи;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- обеспечение сознательного усвоения материала.
Особенности возраста учащихся 9-х классов:
Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определённого статуса.
В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако далеко не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения.
Учащиеся, которые целенаправленно выбрали мой курс по выбору, планируют в дальнейшем учиться в классе гуманитарно – правового профиля.
Теоретической основой данного курса являются:
- словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики
- различные виды заданий, которые способствуют активизации речевых и письменных действий.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- активность и сознательность обучения;
- личностно ориентированный подход при разработке занятий;
- связь теории и практики;
- наглядность;
- системность и последовательность.
Основные виды деятельности учащихся, используемые на занятиях, которые предусматривают организацию самостоятельной познавательной деятельности:
- анализ выполняемых заданий;
- взаимопроверка заданий;
- работа с дополнительной литературой (справочниками);
- составление таблиц;
- подготовка и обсуждение собственных решений учащихся;
- организация самостоятельных, практических работ.
Тематический план курса
№ пп | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики | 8 |
2 | Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков | 8 |
3 | Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования | 8 |
4 | Исторические изменения в морфемах | 8 |
5 | Исторические изменения в морфемном составе слова. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Кол-во часов | Раздел. Тема. Основное содержание. | Дата | |||
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) | ||||||
1 | 1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Анализ публицистического текста (нахождение неологизмов и определение словообразовательных моделей) | ||||
2 | 1 | Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава. Анализ публицистического текста (работа с определенными моделями образования слов) | ||||
3 | 1 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Анализ публицистического текста | ||||
4 | 1 | Особенности детского словотворчества. Анализ статей К. Чуковского | ||||
5 | 1 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
6 | 1 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
7 | 1 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
8 | 1 | Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Роль глаголов с приставками недо – в тексте | ||||
Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов) | ||||||
9 | 1 | Приставочный способ образования слов (сложные случаи). Анализ текста: роль глаголов с приставками без-, бес- в тексте. | ||||
10 | 1 | Суффиксальный способ образования (сложные случаи). Роль в тексте слов с непродуктивными суффиксами. | ||||
11 | 1 | Приставочно-суффиксальный способ образования (сложные случаи). Нахождение в тексте слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, особенности написания | ||||
12 | 1 | Сложение с суффиксацией. Нахождение в тексте слов, образованных данным способом, роль этих слов в тексте | ||||
13 | 1 | Безаффиксный (бессуффиксный) способ. Замена в тексте слов, образованных безаффиксным способом, на слова, от которых они произошли. Сравнение текстов. | ||||
14 | 1 | Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Работа с произведениями художественной литературы. | ||||
15 | 1 | Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Культура речи | ||||
16 | 1 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. Работа с научным текстом | ||||
Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов) | ||||||
17 | 1 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Анализ текста: работа с однокоренными словами | ||||
18 | 1 | Словообразовательная цепочка. Создание собственных с использованием однокоренных слов, входящих в словообразовательную цепочку. | ||||
19 | 1 | Гнездо однокоренных слов. Взаимозаменяемость однокоренных слов. | ||||
20 | 1 | Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. Роль словарей в анализе текста | ||||
21 | 1 | Корень как значимая часть слова. Определение авторской позиции в тексте через лексическое значение ключевых слов | ||||
22 | 1 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Анализ поэтического текста | ||||
23 | 1 | Слова-паронимы; их сходство и различие. Работа с поэтическим текстом | ||||
24 | 1 | Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Исторические чередования в корне. Анализ древнерусского текста | ||||
Исторические изменения в морфемах (8 часов) | ||||||
25 | 1 | Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
26 | 1 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую. Работа с художественными произведениями | ||||
27 | 1 | Сращение сочетания слов в одно слово. Анализ текстов | ||||
28 | 1 | Активные процессы современного словопроизводства. Наблюдения над речью современников | ||||
29 | 1 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем). Наблюдения над речью современников | ||||
30 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Опрощение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
31 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Переразложение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
32 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Усложнение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа) | ||||||
33 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Изменения звукового облика морфем. Историческая грамматика: анализ древнерусского текста | ||||
34 | 1 | Этимологический анализ слов и его написание. Роль этимологического анализа в правописании | ||||
Содержание программы
Модуль 1. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) .
Публицистический стиль. Неологизмы. Словообразовательная модель. Синонимия приставок и суффиксов.
Модуль 2. Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов).
Способы словообразования. История и возникновение сложносокращенных слов и аббревиатур.
Модуль 3. Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов).
Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо. Однокоренные слова.
Модуль 4. Исторические изменения в морфемах (8 часов).
Историческая грамматика. Исторические изменения в структуре слова.
Модуль 5. Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа).
Роль этимологического анализа.
Учебно-тематический план курса
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Из них | Форма проведения | Знать /Уметь | ||
Тео рия | Прак тика | ||||||
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) | |||||||
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Анализ публицистического текста (нахождение неологизмов и определение словообразовательных моделей) | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, составление конспекта. | Знать способы словообразования. Уметь анализировать текст публицистического стиля. | |
2 | Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава. Анализ публицистического текста (работа с определенными моделями образования слов) | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения. | Знать о морфемно-словообразовательной модели. Уметь анализировать текст с определенными моделями образования слов. | |
3 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Анализ публицистического текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа с построением словообразовательных моделей. | Знать о роли словообразовательных аффиксов. Уметь анализировать текст публицистического стиля. | |
4 | Особенности детского словотворчества. Анализ статей К. Чуковского | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа . | Знать об особенностях словотворчества К.Чуковского. Уметь анализировать статьи. | |
5 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переложения, работа над конспектом. | Знать о механизме образования нового слова. Уметь работать с произведениями художественной литературы. | |
6 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Сообщения, Презентация | Знать о синонимии и многозначности приставок и суффиксов. Уметь находить в тексте художественной литературы синонимичные приставки и суффиксы. | |
7 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, работа с устаревшими формами частей речи в тексте. | Знать о синонимии и многозначности приставок и суффиксов. Уметь находить в тексте художественной литературы синонимичные приставки и суффиксы. | |
8 | Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Роль глаголов с приставками недо – в тексте | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа. | Знать словообразующие морфемы. Уметь находить слова с приставками и суффиксами. | |
Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов) | |||||||
9 | Приставочный способ образования слов (сложные случаи). Анализ текста: роль глаголов с приставками без-, бес- в тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения. | Знать о сложных случаях образования слов. Уметь находить слова с приставками без-, бес- в тексте. | |
10 | Суффиксальный способ образования (сложные случаи). Роль в тексте слов с непродуктивными суффиксами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа со словами с чередованиями гласных. | Знать о сложных случаях суффиксального способа словообразования. Уметь находить слова с непродуктивными суффиксами. | |
11 | Приставочно-суффиксальный способ образования (сложные случаи). Нахождение в тексте слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, особенности написания | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом. | Знать о сложных случаях приставочно-суффиксального способа. Уметь находить в тексте слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. | |
12 | Сложение с суффиксацией. Нахождение в тексте слов, образованных данным способом, роль этих слов в тексте | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах. | Знать о способе сложения с суффиксацией. Уметь определять роль слов, образованных таким способом. | |
13 | Безаффиксный (бессуффиксный) способ. Замена в тексте слов, образованных безаффиксным способом, на слова, от которых они произошли. Сравнение текстов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сравнительный анализ. | Знать о безаффиксном способе. Уметь сравнивать тексты с заменой слов,образованных безаффиксным способом. | |
14 | Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Работа с произведениями художественной литературы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, обсуждение процесса сложения. | Знать о продуктивном способе сложения. Уметь работать с произведениями художественной литературы и находить в тексте слова, образованные способом сложения. | |
15 | Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Культура речи | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах. | Знать об употреблении сложносокращенных слов в речи. Уметь грамотно употреблять их в речи. | |
16 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. Работа с научным текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом. | Знать о возникновении аббревиатур. Уметь находить аббревиатуры в тексе научного стиля. | |
Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов) | |||||||
17 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Анализ текста: работа с однокоренными словами | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переложения, работа над конспектом. | Знать об отношении производного и производящего однокоренного слова. Уметь определять словообразовательную пару. | |
18 | Словообразовательная цепочка. Создание собственных с использованием однокоренных слов, входящих в словообразовательную цепочку. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа, составление словообразовательной цепочки. | Знать о словообразовательной цепочке. Уметь создавать словообразовательную цепочку с использованием однокоренных слов. | |
19 | Гнездо однокоренных слов. Взаимозаменяемость однокоренных слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения | Знать об однокоренных словах и их взаимозаменяемости. Уметь составлять гнездо с однокоренными словами. | |
20 | Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. Роль словарей в анализе текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с лингвистическими словарями. | Знать о лингвистических словарях, построенных по гнездовому принципу. Уметь работать со словарем. | |
21 | Корень как значимая часть слова. Определение авторской позиции в тексте через лексическое значение ключевых слов | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа с текстом. | Знать о корне как значимой части слова. Уметь определять авторскую позицию в тексте через лексическое значение ключевых слов. | ||
22 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Анализ поэтического текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения | Знать о словообразовательной общности однокоренных слов. Уметь анализировать поэтический текст. | |
23 | Слова-паронимы; их сходство и различие. Работа с поэтическим текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа с поэтическим текстом. | Знать о сходстве и различии слов-паронимов. Уметь работать с поэтическим тестом. | |
24 | Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Исторические чередования в корне. Анализ древнерусского текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с историческими чередованиями. | Знать об исторических чередованиях в корне. Уметь анализировать древнерусские тексты. | |
Исторические изменения в морфемах (8 часов). | |||||||
25 | Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения. | Знать о происхождении чередования гласных и согласных в корне слова. Уметь находить чередования в текстах древнерусской литературы. | |
26 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую. Работа с художественными произведениями | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа со словарями, художественным текстом. | Знать неморфологические способы словообразования. Уметь определять переход из одной части речи в другую в художественных текстах. | |
27 | Сращение сочетания слов в одно слово. Анализ текстов | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа | Знать о понятии « Сращение». Уметь анализировать тексты. | |
28 | Активные процессы современного словопроизводства. Наблюдения над речью современников | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа | Знать об активных процессах словопроизводства. Уметь наблюдать за речью говорящих. | |
29 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем). Наблюдения над речью современников | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения. | Знать о появлении новых морфем. Уметь наблюдать за речью современников. | |
30 | Исторические изменения в структуре слова. Опрощение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса опрощения, работа с конспектом | Знать об исторических изменениях в структуре слова, о понятии «Опрощение». Уметь находить данное явление в тексте. | |
31 | Исторические изменения в структуре слова. Переразложение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переразложения, работа с конспектом | Знать о понятии «Переразложение». Уметь находить в тексте переразложение. | |
32 | Исторические изменения в структуре слова. Усложнение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса усложнения, работа с конспектом | Знать о роли «усложнения» в тексте. Уметь анализировать древнерусский текст. | |
Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа). | |||||||
33 | Исторические изменения в структуре слова. Изменения звукового облика морфем. Историческая грамматика: анализ древнерусского текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа с этимологическим словарём. | Знать о звуковых изменениях морфем. Уметь определять изменения морфем в тексте. | |
34 | Этимологический анализ слов и его написание. Роль этимологического анализа в правописании | 1 | 0,5 | 0,5 | Исследовательская работа. | Знать о роли этимологического анализа. Уметь производить этимологический анализ. |
Методические рекомендации
На занятиях курса большое внимание уделяется работе с текстом. Анализ текста позволяет ориентировать учащихся на использование разнообразных видов деятельности: анализ языковых единиц в сопоставлении, комплексный анализ текста. В то же время программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельной творческой работе, к анализу доступных их возрасту текстов. Эта деятельность стимулирует учащихся к работе с художественной литературой и популярной научной книгой, словарями, справочниками, что окажет положительное воздействие на повышение речевой культуры школьников.
В каждой теме курса по выбору имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся курса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способствует работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения лингвистического задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путём определения способа действия и озвучивания ответа. Данный курс содержит дидактический материал, как для учителя, так и для учащихся, а также приводятся возможные варианты организации деятельности учащихся.
Практические работы рассчитаны на часть урока, целиком проверочная работа или самостоятельная работа может быть предложена на заключительном этапе обучения с целью выявления степени овладения данным курсом. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса и их подготовленности.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать: основные способы словообразования; исторические изменения в морфемном составе слова.
уметь: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов.
владеть: приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре.
Использовать на практике:
-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Основные формы отчетности: тетрадь с комплексным анализом предложенных текстов.
Условия успешного освоения содержания курса по выбору: возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Критерии оценки и система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
Практически в каждом модуле предусмотрена самостоятельная или практическая работа. Итоговой работой является исследовательская работа, выполненная учащимися. Темы исследовательской работы учащиеся выбирают самостоятельно.
Критерии оценивания соответствуют общеобразовательным стандартам.
По окончании изучения всего курса учащимся выставляется «зачёт/незачёт». Зачёт получают учащиеся, посетившие не менее 75% занятий и имеющие оценку не ниже «3» за самостоятельные и практические работы.
Контроль и оценивание учебной деятельности
Работу учащихся в рамках элективного курса можно оценивать по следующим критериям:
- Посещаемость занятий и активность на них;
- Результаты самостоятельных и практических работ;
- Умение комплексного анализа текста исследовательского характера;
- Умение рассуждать при анализе текста с точки зрения словообразования.
Методическое обеспечение программы курса
- Рекомендации по проведению практических работ.
- Дидактический и раздаточный материал.
3.Формы организации занятий:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
4.Технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
5.Методы
- объяснительно-иллюстративный;
- деятельностный;
- эвристический;
- исследовательский;
- репродуктивный.
6.Формы обучения:
-лекции с элементами беседы;
- наблюдение и анализ;
- работа с текстами;
- практические занятия;
7.Методы и формы контроля:
- устный опрос;
- письменная работа;
- накопительная оценка достижений;
- самооценка;
- оценка за защиту реферата школьника.
8. Описание материально-технического обеспечения:
- компьютер;
- видеопроектор;
- интерактивная доска.
Список источников:
Нормативно- правовые документы:
1. «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации».
Литература для учителя
1.Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.,2000.
2. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
3. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
4. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
6. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
7. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,2008.
8. Мещереков В.Н. Основы школьногоречеведения.– М., 2004.
9. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Интернет- ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно- информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://bookash.pro/ru/book/18559/sovremennyi-russkii-yazyk-slovoobrazovanie-teoriya-algoritmy-analiza-trening-t-a-gridina- Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг.
http://school-sector.relarn.ru/-школьный сектор ассоциации РЕЛАРН. http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет. http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет». http://www.mapryal.org/- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. http://bookash.pro/ru/book/26455/slovoobrazovatelnyi-slovar-sovremennogo-russkogo-yazyka-2000-slovoobrazovatelnyh-gnezd-o-a-ulyanova - Словообразовательный словарь современного русского языка. 2000 словообразовательных гнезд.
http://www.sokr.ru/- Самый полный словарь сокращений русского языка.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма Н.А. Сикаченко
Директор МАОУ СОШ № 7 Т.А.Наливайкина
«Заверяю»
Специалист отдела кадров
МАОУ СОШ № 7 Н.В. Глотова
М.П.
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора»
Выполнила:
Сикаченко Наталья Александровна,
учитель русского
языка и литературы
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Пояснительная записка
Программа курса «Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора» в рамках проведения внеурочной деятельности (далее – элективные курсы) разработана для учащихся 9 классов.
Программа рассчитана на 34 часа, состоит из 5 модулей, что позволяет учащимся приступить к занятиям на любом этапе обучения.
Рабочая программа элективных курсов посвящена одному из самых интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. Особенность данной программы заключается в том, что знакомство со сложными случаями словообразования в русском языке происходит на основе текста, через его комплексный анализ, что позволяет учащимся изучать данную тему в системе и во взаимосвязи с другими разделами русского языка. В процессе изучения русского языка в школе многие вопросы, касающиеся словообразования, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс поможет удовлетворить желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения исторического образования слова.
Программа послужит эффективным средством речевого развития школьников, так как морфемно - словообразовательный анализ слов опирается на текст, это развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах, о его роли в тексте, пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную. В связи с этим содержание программы элективных курсов выходит за рамки школьной программы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков учащихся.
Программа элективных курсов рассматривает вопросы словообразования с точки зрения исторической грамматики и языковых процессов, связанных с историческими изменениями в языке, что практически не рассматривается в школьной программе, но при этом является важным аспектом изучения языка. Программа строится на взаимодействии языка, произведений устного народного творчества, литературы, публицистики и разговорной речи, что позволяет учащимся постигнуть секреты русского словообразования в развитии и отражении его процессов в жизни народа.
Ориентирована на использование учебников:
- Учебное пособие для учащихся: «Русский язык». 7 - 8 классов. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2017.
В программе курса немаловажную роль играет введение регионального компонента. Это направлено на решение следующих задач:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять и, классифицировать языковые явления и факты; давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- осознание языка как выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Для реализации поставленных задач при планировании использован материал следующих учебных пособий:
- Учебное пособие «Литература Тюменского края». Хрестоматия для 8-9 классов. Авторы – составители: Данилина Г.И., Рогачева Н.А. и др.-Тюмень, 2001г.
- Учебное пособие «Современная литература Югры». Хрестоматия для учащихся 9-11 классов. Авторы – составители: Семёнова В.В., Козлов С.С.. и др.- Ханты-Мансийск, 2008г.
Цель курса: представить сложные случаи словообразования в русском языке через комплексный анализ текста.
Задачи курса:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
- умение пользоваться богатейшими ресурсами, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- развитие мыслительных, интеллектуальных, творческих и эстетических качеств личности учащегося;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
- совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- умение подходить к анализу текста с разных сторон.
Развивающий характер обучения, направленность на формирование языковой и лингвистической, а также коммуникативной компетенции определили характер предъявления материала.
В основу программы положен современный лингвистический подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставит возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Обоснование актуальности, новизны и значимости курса
Современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне формулируется так: государству нужен здоровый и свободный человек. На сегодняшний день существует компетентностная модель выпускника – это выпускник, обладающий ключевыми общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах современной жизни. Данное требование являлось приоритетным условием при разработке содержания и организации данного курса по выбору.
Актуальность данного курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, желанием ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи.
Новизна курса «Комплексный анализ текста на основе словообразовательного разбора» состоит в том, что решение лингвистических задач, связанных с вопросами словообразовательного разбора, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Данный курс познакомит учащихся с материалом, изучение которого не предусмотрено школьной программой.
Значимость данной программы:
- углубление знаний о морфемно-словообразовательных моделях;
-овладение культурой письменной речи;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- обеспечение сознательного усвоения материала.
Особенности возраста учащихся 9-х классов:
Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определённого статуса.
В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако далеко не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения.
Учащиеся, которые целенаправленно выбрали мой курс по выбору, планируют в дальнейшем учиться в классе гуманитарно – правового профиля.
Теоретической основой данного курса являются:
- словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики
- различные виды заданий, которые способствуют активизации речевых и письменных действий.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- активность и сознательность обучения;
- личностно ориентированный подход при разработке занятий;
- связь теории и практики;
- наглядность;
- системность и последовательность.
Основные виды деятельности учащихся, используемые на занятиях, которые предусматривают организацию самостоятельной познавательной деятельности:
- анализ выполняемых заданий;
- взаимопроверка заданий;
- работа с дополнительной литературой (справочниками);
- составление таблиц;
- подготовка и обсуждение собственных решений учащихся;
- организация самостоятельных, практических работ.
Тематический план курса
№ пп | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики | 8 |
2 | Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков | 8 |
3 | Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования | 8 |
4 | Исторические изменения в морфемах | 8 |
5 | Исторические изменения в морфемном составе слова. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Кол-во часов | Раздел. Тема. Основное содержание. | Дата | |||
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) | ||||||
1 | 1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Анализ публицистического текста (нахождение неологизмов и определение словообразовательных моделей) | ||||
2 | 1 | Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава. Анализ публицистического текста (работа с определенными моделями образования слов) | ||||
3 | 1 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Анализ публицистического текста | ||||
4 | 1 | Особенности детского словотворчества. Анализ статей К. Чуковского | ||||
5 | 1 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
6 | 1 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
7 | 1 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | ||||
8 | 1 | Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Роль глаголов с приставками недо – в тексте | ||||
Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов) | ||||||
9 | 1 | Приставочный способ образования слов (сложные случаи). Анализ текста: роль глаголов с приставками без-, бес- в тексте. | ||||
10 | 1 | Суффиксальный способ образования (сложные случаи). Роль в тексте слов с непродуктивными суффиксами. | ||||
11 | 1 | Приставочно-суффиксальный способ образования (сложные случаи). Нахождение в тексте слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, особенности написания | ||||
12 | 1 | Сложение с суффиксацией. Нахождение в тексте слов, образованных данным способом, роль этих слов в тексте | ||||
13 | 1 | Безаффиксный (бессуффиксный) способ. Замена в тексте слов, образованных безаффиксным способом, на слова, от которых они произошли. Сравнение текстов. | ||||
14 | 1 | Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Работа с произведениями художественной литературы. | ||||
15 | 1 | Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Культура речи | ||||
16 | 1 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. Работа с научным текстом | ||||
Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов) | ||||||
17 | 1 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Анализ текста: работа с однокоренными словами | ||||
18 | 1 | Словообразовательная цепочка. Создание собственных с использованием однокоренных слов, входящих в словообразовательную цепочку. | ||||
19 | 1 | Гнездо однокоренных слов. Взаимозаменяемость однокоренных слов. | ||||
20 | 1 | Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. Роль словарей в анализе текста | ||||
21 | 1 | Корень как значимая часть слова. Определение авторской позиции в тексте через лексическое значение ключевых слов | ||||
22 | 1 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Анализ поэтического текста | ||||
23 | 1 | Слова-паронимы; их сходство и различие. Работа с поэтическим текстом | ||||
24 | 1 | Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Исторические чередования в корне. Анализ древнерусского текста | ||||
Исторические изменения в морфемах (8 часов) | ||||||
25 | 1 | Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
26 | 1 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую. Работа с художественными произведениями | ||||
27 | 1 | Сращение сочетания слов в одно слово. Анализ текстов | ||||
28 | 1 | Активные процессы современного словопроизводства. Наблюдения над речью современников | ||||
29 | 1 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем). Наблюдения над речью современников | ||||
30 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Опрощение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
31 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Переразложение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
32 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Усложнение. Историческая грамматика: древнерусский текст | ||||
Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа) | ||||||
33 | 1 | Исторические изменения в структуре слова. Изменения звукового облика морфем. Историческая грамматика: анализ древнерусского текста | ||||
34 | 1 | Этимологический анализ слов и его написание. Роль этимологического анализа в правописании | ||||
Содержание программы
Модуль 1. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) .
Публицистический стиль. Неологизмы. Словообразовательная модель. Синонимия приставок и суффиксов.
Модуль 2. Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов).
Способы словообразования. История и возникновение сложносокращенных слов и аббревиатур.
Модуль 3. Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов).
Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо. Однокоренные слова.
Модуль 4. Исторические изменения в морфемах (8 часов).
Историческая грамматика. Исторические изменения в структуре слова.
Модуль 5. Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа).
Роль этимологического анализа.
Учебно-тематический план курса
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Из них | Форма проведения | Знать /Уметь | ||
Тео рия | Прак тика | ||||||
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка с точки зрения исторической грамматики (8 часов) | |||||||
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Анализ публицистического текста (нахождение неологизмов и определение словообразовательных моделей) | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, составление конспекта. | Знать способы словообразования. Уметь анализировать текст публицистического стиля. | |
2 | Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава. Анализ публицистического текста (работа с определенными моделями образования слов) | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения. | Знать о морфемно-словообразовательной модели. Уметь анализировать текст с определенными моделями образования слов. | |
3 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Анализ публицистического текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа с построением словообразовательных моделей. | Знать о роли словообразовательных аффиксов. Уметь анализировать текст публицистического стиля. | |
4 | Особенности детского словотворчества. Анализ статей К. Чуковского | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа . | Знать об особенностях словотворчества К.Чуковского. Уметь анализировать статьи. | |
5 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переложения, работа над конспектом. | Знать о механизме образования нового слова. Уметь работать с произведениями художественной литературы. | |
6 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Сообщения, Презентация | Знать о синонимии и многозначности приставок и суффиксов. Уметь находить в тексте художественной литературы синонимичные приставки и суффиксы. | |
7 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Работа с произведениями художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, работа с устаревшими формами частей речи в тексте. | Знать о синонимии и многозначности приставок и суффиксов. Уметь находить в тексте художественной литературы синонимичные приставки и суффиксы. | |
8 | Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. Роль глаголов с приставками недо – в тексте | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа. | Знать словообразующие морфемы. Уметь находить слова с приставками и суффиксами. | |
Основные способы образования слов, пришедшие из глубины веков (8 часов) | |||||||
9 | Приставочный способ образования слов (сложные случаи). Анализ текста: роль глаголов с приставками без-, бес- в тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения. | Знать о сложных случаях образования слов. Уметь находить слова с приставками без-, бес- в тексте. | |
10 | Суффиксальный способ образования (сложные случаи). Роль в тексте слов с непродуктивными суффиксами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа со словами с чередованиями гласных. | Знать о сложных случаях суффиксального способа словообразования. Уметь находить слова с непродуктивными суффиксами. | |
11 | Приставочно-суффиксальный способ образования (сложные случаи). Нахождение в тексте слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, особенности написания | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом. | Знать о сложных случаях приставочно-суффиксального способа. Уметь находить в тексте слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. | |
12 | Сложение с суффиксацией. Нахождение в тексте слов, образованных данным способом, роль этих слов в тексте | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах. | Знать о способе сложения с суффиксацией. Уметь определять роль слов, образованных таким способом. | |
13 | Безаффиксный (бессуффиксный) способ. Замена в тексте слов, образованных безаффиксным способом, на слова, от которых они произошли. Сравнение текстов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом, сравнительный анализ. | Знать о безаффиксном способе. Уметь сравнивать тексты с заменой слов,образованных безаффиксным способом. | |
14 | Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Работа с произведениями художественной литературы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, обсуждение процесса сложения. | Знать о продуктивном способе сложения. Уметь работать с произведениями художественной литературы и находить в тексте слова, образованные способом сложения. | |
15 | Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. Культура речи | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах. | Знать об употреблении сложносокращенных слов в речи. Уметь грамотно употреблять их в речи. | |
16 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. Работа с научным текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, самостоятельная работа с текстом. | Знать о возникновении аббревиатур. Уметь находить аббревиатуры в тексе научного стиля. | |
Словообразовательные цепочки слов, имеющих в своем составе исторические чередования (8 часов) | |||||||
17 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. Анализ текста: работа с однокоренными словами | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переложения, работа над конспектом. | Знать об отношении производного и производящего однокоренного слова. Уметь определять словообразовательную пару. | |
18 | Словообразовательная цепочка. Создание собственных с использованием однокоренных слов, входящих в словообразовательную цепочку. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа, составление словообразовательной цепочки. | Знать о словообразовательной цепочке. Уметь создавать словообразовательную цепочку с использованием однокоренных слов. | |
19 | Гнездо однокоренных слов. Взаимозаменяемость однокоренных слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения | Знать об однокоренных словах и их взаимозаменяемости. Уметь составлять гнездо с однокоренными словами. | |
20 | Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу. Роль словарей в анализе текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с лингвистическими словарями. | Знать о лингвистических словарях, построенных по гнездовому принципу. Уметь работать со словарем. | |
21 | Корень как значимая часть слова. Определение авторской позиции в тексте через лексическое значение ключевых слов | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа с текстом. | Знать о корне как значимой части слова. Уметь определять авторскую позицию в тексте через лексическое значение ключевых слов. | ||
22 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. Анализ поэтического текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения | Знать о словообразовательной общности однокоренных слов. Уметь анализировать поэтический текст. | |
23 | Слова-паронимы; их сходство и различие. Работа с поэтическим текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа с поэтическим текстом. | Знать о сходстве и различии слов-паронимов. Уметь работать с поэтическим тестом. | |
24 | Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. Исторические чередования в корне. Анализ древнерусского текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с историческими чередованиями. | Знать об исторических чередованиях в корне. Уметь анализировать древнерусские тексты. | |
Исторические изменения в морфемах (8 часов). | |||||||
25 | Историческая справка о происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения. | Знать о происхождении чередования гласных и согласных в корне слова. Уметь находить чередования в текстах древнерусской литературы. | |
26 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую. Работа с художественными произведениями | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа со словарями, художественным текстом. | Знать неморфологические способы словообразования. Уметь определять переход из одной части речи в другую в художественных текстах. | |
27 | Сращение сочетания слов в одно слово. Анализ текстов | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа | Знать о понятии « Сращение». Уметь анализировать тексты. | |
28 | Активные процессы современного словопроизводства. Наблюдения над речью современников | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, беседа, групповая работа | Знать об активных процессах словопроизводства. Уметь наблюдать за речью говорящих. | |
29 | Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем). Наблюдения над речью современников | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по парам, сообщения. | Знать о появлении новых морфем. Уметь наблюдать за речью современников. | |
30 | Исторические изменения в структуре слова. Опрощение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса опрощения, работа с конспектом | Знать об исторических изменениях в структуре слова, о понятии «Опрощение». Уметь находить данное явление в тексте. | |
31 | Исторические изменения в структуре слова. Переразложение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса переразложения, работа с конспектом | Знать о понятии «Переразложение». Уметь находить в тексте переразложение. | |
32 | Исторические изменения в структуре слова. Усложнение. Историческая грамматика: древнерусский текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение процесса усложнения, работа с конспектом | Знать о роли «усложнения» в тексте. Уметь анализировать древнерусский текст. | |
Исторические изменения в морфемном составе слова (2 часа). | |||||||
33 | Исторические изменения в структуре слова. Изменения звукового облика морфем. Историческая грамматика: анализ древнерусского текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа с этимологическим словарём. | Знать о звуковых изменениях морфем. Уметь определять изменения морфем в тексте. | |
34 | Этимологический анализ слов и его написание. Роль этимологического анализа в правописании | 1 | 0,5 | 0,5 | Исследовательская работа. | Знать о роли этимологического анализа. Уметь производить этимологический анализ. |
Методические рекомендации
На занятиях курса большое внимание уделяется работе с текстом. Анализ текста позволяет ориентировать учащихся на использование разнообразных видов деятельности: анализ языковых единиц в сопоставлении, комплексный анализ текста. В то же время программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельной творческой работе, к анализу доступных их возрасту текстов. Эта деятельность стимулирует учащихся к работе с художественной литературой и популярной научной книгой, словарями, справочниками, что окажет положительное воздействие на повышение речевой культуры школьников.
В каждой теме курса по выбору имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемого курса. На занятиях можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся курса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способствует работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения лингвистического задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путём определения способа действия и озвучивания ответа. Данный курс содержит дидактический материал, как для учителя, так и для учащихся, а также приводятся возможные варианты организации деятельности учащихся.
Практические работы рассчитаны на часть урока, целиком проверочная работа или самостоятельная работа может быть предложена на заключительном этапе обучения с целью выявления степени овладения данным курсом. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава слушателей курса и их подготовленности.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать: основные способы словообразования; исторические изменения в морфемном составе слова.
уметь: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов.
владеть: приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре.
Использовать на практике:
-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Основные формы отчетности: тетрадь с комплексным анализом предложенных текстов.
Условия успешного освоения содержания курса по выбору: возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Критерии оценки и система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
Практически в каждом модуле предусмотрена самостоятельная или практическая работа. Итоговой работой является исследовательская работа, выполненная учащимися. Темы исследовательской работы учащиеся выбирают самостоятельно.
Критерии оценивания соответствуют общеобразовательным стандартам.
По окончании изучения всего курса учащимся выставляется «зачёт/незачёт». Зачёт получают учащиеся, посетившие не менее 75% занятий и имеющие оценку не ниже «3» за самостоятельные и практические работы.
Контроль и оценивание учебной деятельности
Работу учащихся в рамках элективного курса можно оценивать по следующим критериям:
- Посещаемость занятий и активность на них;
- Результаты самостоятельных и практических работ;
- Умение комплексного анализа текста исследовательского характера;
- Умение рассуждать при анализе текста с точки зрения словообразования.
Методическое обеспечение программы курса
- Рекомендации по проведению практических работ.
- Дидактический и раздаточный материал.
3.Формы организации занятий:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
4.Технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
5.Методы
- объяснительно-иллюстративный;
- деятельностный;
- эвристический;
- исследовательский;
- репродуктивный.
6.Формы обучения:
-лекции с элементами беседы;
- наблюдение и анализ;
- работа с текстами;
- практические занятия;
7.Методы и формы контроля:
- устный опрос;
- письменная работа;
- накопительная оценка достижений;
- самооценка;
- оценка за защиту реферата школьника.
8. Описание материально-технического обеспечения:
- компьютер;
- видеопроектор;
- интерактивная доска.
Список источников:
Нормативно- правовые документы:
1. «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации».
Литература для учителя
1.Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.,2000.
2. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
3. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
4. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
6. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
7. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,2008.
8. Мещереков В.Н. Основы школьногоречеведения.– М., 2004.
9. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Интернет- ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно- информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://bookash.pro/ru/book/18559/sovremennyi-russkii-yazyk-slovoobrazovanie-teoriya-algoritmy-analiza-trening-t-a-gridina- Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг.
http://school-sector.relarn.ru/-школьный сектор ассоциации РЕЛАРН. http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет. http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет». http://www.mapryal.org/- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. http://bookash.pro/ru/book/26455/slovoobrazovatelnyi-slovar-sovremennogo-russkogo-yazyka-2000-slovoobrazovatelnyh-gnezd-o-a-ulyanova - Словообразовательный словарь современного русского языка. 2000 словообразовательных гнезд.
http://www.sokr.ru/- Самый полный словарь сокращений русского языка.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма Н.А. Сикаченко
Директор МАОУ СОШ № 7 Т.А.Наливайкина
«Заверяю»
Специалист отдела кадров
МАОУ СОШ № 7 Н.В. Глотова
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...