Спецкурс по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ГИА"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Казакова Наталья Ивановна

Спецкурс предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, рассчитан на 30 часов, включает модули: "Орфографические правила", "Культура речи", "Сочинение-рассуждение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

города Калининграда гимназия  № 40 имени Ю.А. Гагарина

(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина)

«Утверждено»

Директор МАОУ гимназии № 40

им. Ю. А. Гагарина

_________________________

Т. П. Мишуровская

«____» августа 20 ___г.

Программа

специального курса  

 «Готовимся к ГИА по русскому языку»

среднего общего образования

для учащихся 11 классов

Калининград, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык. Решу ЕГЭ» разработана на 2019-2020 учебный год.

Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

 – Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;

– Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;

Программы по русскому (родному) языку. 10-11 классы, авторы программы: Учебник Русский язык 11 класс Г.Ф.Хлебинская, Учебник Русский язык 10, 11 класс В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко  и пособия :

Подготовка к ГИА-2018: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2019.

Цель изучения  курса внеурочной деятельности:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы среднего (полного) общего образование по русскому языку в 10-11 классах;
  • освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке;
  • формирование умения пользоваться различными лингвистическими словарями;  
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в средней школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык. Решу ЕГЭ» рассчитана на 30 часов.

 Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ГИА различных авторов, рекомендованные ФИПИ.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание курса (30 часов)

Блок "Орфографические правила" (11 часов)

Тема 1. Правописание корней слов.

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные, -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

Тема 2. Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

Приставки с традиционным написанием.

Приставки с позиционным написанием.

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

Тема 3. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание суффиксов причастий.

Тема 4. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.

Тема 5. Понятие об окончании.

Правописание окончаний имен существительных.

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Правописание окончаний глаголов.

Тема 6. Дефисные, слитные и раздельные написания.

Тема 7. Правописание НЕ с различными частями речи.

Блок "Культура речи" (10 часов)

Тема 1. Орфоэпические нормы речи.

Тема 2. Лексические нормы речи. Паронимы. Речевые ошибки и способы их устранения

Тема 3. Морфологические нормы речи.

Тема 4. Синтаксические нормы речи.

Тема 5. Грамматические ошибки и способы их устранения

Блок "Сочинение-рассуждение" (9 часов)

Тема 1. Тема и проблема текста.

Тема 2. Комментарий проблемы.

Тема 3. Позиция автора по предложенной проблеме.

Тема 4. Аргументы.

Тема 5. Точность и выразительность речи. Речевая связность, последовательность изложения.

Тема 6. Пишем сочинение-рассуждение.

Оценивать учащихся предлагается по системе зачёт/ незачёт, поощряя старание и особые результаты отметками "хорошо" и "отлично", выставляемыми как текущие в ведомость основного курса русского языка.

Формы организации учебных занятий:

-установочные лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;

-практические занятия;

-самостоятельная работа с КИМами.

Основные виды учебной деятельности:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-создание письменных текстов с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  2.  Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
  3.  Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2004.
  4.  Егорова Н. В.  Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс – М.:ВАКО, 2010
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. М.: Айрис, 2006.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис, 2009.
  7. Сенина Н. А.  Русский язык. Тесты для промежуточного контроля.– Ростов н/Д: Легион, 2009

Литература для учащихся

  1.  Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2010.

11 класс

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Готовимся к ГИА по русскому языку»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Орфографические правила

11

1

Правописание корней с безударной проверяемой и непроверяемой гласной

1

2

Классификация корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными

1

3

Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием

1

4

Правописание суффиксов

1

5

Понятие об окончании. Правописание окончаний в словах разных частей речи.

1

6-7

Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях

2

13/11

8-9

Правописание НЕ с различными частями речи

2

20.11

10-11

Дефисные, слитные и раздельные написания

2

Тема 2

Культура речи

10

12-13

Орфоэпические нормы речи

2

14-15

Лексические нормы. Паронимы. Речевые ошибки и способы их устранения

2

16-17

Морфологические нормы речи речи

2

18-19

Синтаксические нормы речи

2

20-21

Грамматические ошибки и способы их устранения

2

Тема 3

Сочинение-рассуждение

9

22

Тема и проблема текста

1

23-24

Комментарий проблемы

2

25

Позиция автора по предложенной проблеме

1

26

Аргументы

1

27-28

Точность и выразительность речи. Речевая связность, последовательность изложения.

2

29-30

Пишем сочинение-рассуждение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...