Спецкурс по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ГИА"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Спецкурс предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, рассчитан на 30 часов, включает модули: "Орфографические правила", "Культура речи", "Сочинение-рассуждение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык, 11 класс, подготовка к ЕГЭ | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина
(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина)
«Утверждено» Директор МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина _________________________ Т. П. Мишуровская «____» августа 20 ___г. |
Программа
специального курса
«Готовимся к ГИА по русскому языку»
среднего общего образования
для учащихся 11 классов
Калининград, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык. Решу ЕГЭ» разработана на 2019-2020 учебный год.
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
– Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
– Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
– Программы по русскому (родному) языку. 10-11 классы, авторы программы: Учебник Русский язык 11 класс Г.Ф.Хлебинская, Учебник Русский язык 10, 11 класс В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко и пособия :
–Подготовка к ГИА-2018: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2019.
Цель изучения курса внеурочной деятельности:
- формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы среднего (полного) общего образование по русскому языку в 10-11 классах;
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке;
- формирование умения пользоваться различными лингвистическими словарями;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в средней школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык. Решу ЕГЭ» рассчитана на 30 часов.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ГИА различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание курса (30 часов)
Блок "Орфографические правила" (11 часов)
Тема 1. Правописание корней слов.
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные, -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Тема 2. Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Приставки с традиционным написанием.
Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Тема 3. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Тема 4. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.
Тема 5. Понятие об окончании.
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание окончаний глаголов.
Тема 6. Дефисные, слитные и раздельные написания.
Тема 7. Правописание НЕ с различными частями речи.
Блок "Культура речи" (10 часов)
Тема 1. Орфоэпические нормы речи.
Тема 2. Лексические нормы речи. Паронимы. Речевые ошибки и способы их устранения
Тема 3. Морфологические нормы речи.
Тема 4. Синтаксические нормы речи.
Тема 5. Грамматические ошибки и способы их устранения
Блок "Сочинение-рассуждение" (9 часов)
Тема 1. Тема и проблема текста.
Тема 2. Комментарий проблемы.
Тема 3. Позиция автора по предложенной проблеме.
Тема 4. Аргументы.
Тема 5. Точность и выразительность речи. Речевая связность, последовательность изложения.
Тема 6. Пишем сочинение-рассуждение.
Оценивать учащихся предлагается по системе зачёт/ незачёт, поощряя старание и особые результаты отметками "хорошо" и "отлично", выставляемыми как текущие в ведомость основного курса русского языка.
Формы организации учебных занятий:
-установочные лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;
-практические занятия;
-самостоятельная работа с КИМами.
Основные виды учебной деятельности:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-создание письменных текстов с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
- Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский Лицей, 2004.
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс – М.:ВАКО, 2010
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. М.: Айрис, 2006.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис, 2009.
- Сенина Н. А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля.– Ростов н/Д: Легион, 2009
Литература для учащихся
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
- Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2010.
11 класс
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Готовимся к ГИА по русскому языку»
№ урока п/п | Тема | Количество часов | __ «__» класс | __ «__» класс | ||||
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) | |||
Тема 1 | Орфографические правила | 11 | ||||||
1 | Правописание корней с безударной проверяемой и непроверяемой гласной | 1 | ||||||
2 | Классификация корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными | 1 | ||||||
3 | Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием | 1 | ||||||
4 | Правописание суффиксов | 1 | ||||||
5 | Понятие об окончании. Правописание окончаний в словах разных частей речи. | 1 | ||||||
6-7 | Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях | 2 | 13/11 | |||||
8-9 | Правописание НЕ с различными частями речи | 2 | 20.11 | |||||
10-11 | Дефисные, слитные и раздельные написания | 2 | ||||||
Тема 2 | Культура речи | 10 | ||||||
12-13 | Орфоэпические нормы речи | 2 | ||||||
14-15 | Лексические нормы. Паронимы. Речевые ошибки и способы их устранения | 2 | ||||||
16-17 | Морфологические нормы речи речи | 2 | ||||||
18-19 | Синтаксические нормы речи | 2 | ||||||
20-21 | Грамматические ошибки и способы их устранения | 2 | ||||||
Тема 3 | Сочинение-рассуждение | 9 | ||||||
22 | Тема и проблема текста | 1 | ||||||
23-24 | Комментарий проблемы | 2 | ||||||
25 | Позиция автора по предложенной проблеме | 1 | ||||||
26 | Аргументы | 1 | ||||||
27-28 | Точность и выразительность речи. Речевая связность, последовательность изложения. | 2 | ||||||
29-30 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...