Применение игровых технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Одна из задач учителя русского языка – сделать речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий на уроках русского языка
Одна из задач учителя русского языка – сделать речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к учебной деятельности. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.
Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Игровые технологии я использую как в 5-6ых классах. Мне как учителю русского языка приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).
Использовать игровые технологии можно не только в среднем звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
По определению, игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Толковый словарь С.И. Ожегова).
По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
Ø активизация познавательного интереса;
Ø развитие коммуникабельности;
Ø создание условий для творческого самовыражения;
Ø развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
Ø конструктивное общение в составе социальной группы;
Ø создание позитивного психологического климата в коллективе.
Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры можно классифицировать по-разному. Но на уроках я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций игр и их классификации. В первую очередь их следует разделять по задачам урока.
Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная лингвистическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Примеры игр
1. Игра «Аукцион». Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др. Побеждает тот, кто назвал синоним последним.
2. Игра «Корректор». Найти ошибку в выборе слова.
- В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
- Из передовой бригады он перешел в отсталую.
3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
- Западня — квартира с окнами на запад.
- Гривенник — юноша с модной гривой.
4. Найди лишнее слово.
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Собрание будет в декабре месяце.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
5.“Перепутанные слова”
Дается перепутанный порядок букв (например, «нулжар» вместо «журнал», «тсемаринт» вместо «сантиметр»). Задача игроков — как можно быстрее составить правильные слова и вписать их в своих карточках напротив перепутанных. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно составит слова или пословицы.
6. Метаграммма. Это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.
С к - он мягкий и пушистый,
С р - он очень уж речистый,
С м - он тратит много денег,
С б - по озеру он едет. (Кот - рот - мот – бот)
7. Шарада. Это загадка, в которой загаданное слово делится на две или несколько частей, несущих самостоятельное значение и смысловую нагрузку. При соединении всех разгаданных значений образуется новое самостоятельное слово. Шарады бывают стихотворные, а так же могут состоять из целого текста, к которому прилагается способ для разгадывания шарады.
Мое начало вы найдете в поле,
Второе с третьим вы учили в школе,
Когда был по грамматике урок:
Одно из них — союз, другое же — предлог.
Затем вы, приложив старанье,
Найдете дерева названье.
А в целом — имя города-героя,
Чьей славой мы гордимся боевою. (Сев-а-с-тополь)
8. Вопросы-шутки
- Какое местоимение можно записать одной буквой?
- Какие два местоимения мешают автотранспорту?
- Какие три местоимения самые чистые?
- Какой остров Карибском море утверждает, что он одежда?
- Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков?
- Какой газ отрицает личное местоимение?
Вывод
Применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к предметам, как русский язык, развить в каждом такие личностные качества, как:
ü целеустремлённость,
ü сотрудничество,
ü умение приходить на помощь товарищу,
ü активность.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
На уроках русского языка можно создать условия для формирования познавательных действий учащихся. Например, используя приём составления ребусов или кроссвордов. Обучающиеся с большим интересом самостоятельно работают на уроке, демонстрируя затем свой предложенный вариант.
Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные самими обучающимися, помогут мне сделать урок русского языка интересным, а в преподавании этого непростого предмета внести разнообразие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Задачи игровых технологий и методика их разработки...
Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.
Статья для выступления на заседании методического объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе....
Применение игровых технологий на уроках русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе " Н и НН в прилагательных". Урок- игра, урок-путешествие с исследовательской направленностью.Дети работают в группах,исследуют пред...
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Статья на тему: "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"....
Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"
Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....
- Мне нравится (2)