Комплексная работа. 5 класс.
материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Дельфин.
Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского животного считают настолько высоким, что его называют «человеком моря».
Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно дыхло, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально.
«Люди моря» прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто можно видеть, как они провожают суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее, чем они. Самый быстрый дельфин – белобочка.
Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто надо выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Они ныряют в воду не дольше, чем на 3 минуты.
Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до тридцати килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на мелководье и там поедают добычу.
Живет дельфин около 50-ти лет. Средняя масса дельфина – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш мог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около пяти лет.
Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!
Комплексная проверочная работа для 4 класса.
- Почему дельфина называют «человеком моря»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь план рассказа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Данный текст является:
- Научным
- Художественным
- Научно-популярным
- Дельфин – млекопитающее, потому что:
- Заботится о своих детенышах
- Вскармливает своих детенышей молоком
- Ловит рыбу на мелководье
- Умеет издавать различные звуки
- Какому слову из первого абзаца соответствует следующая словарная статья:
(от лат. - познание, понимание, понятие), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.________________________________________
- В каких водоемах обитают дельфины:
- Северный Ледовитый океан, море Лаптевых, море Баренцевых
- Индийский и Атлантический океан, Черное море
- Озеро Байкал, Виктория, реки Ангара, Енисей.
- Реки Иртыш, Обь, Волго-Донский канал
- К какой группе животных относится дельфин по способу питания?
- Хищник
- Всеядный
- Растительноядный
- Насекомоядный
- Продолжи предложение: самая высокая скорость у _____________________, самая большая масса у _________________________.
- Кто соседи дельфинов?
- Карп, карась, плотва
- Пингвин, белый медведь
- Лосось, селедка, скат
- Где можно встретить подобный текст?
- В сборнике сказок народов мира
- В энциклопедии юного натуралиста
- В большой научной энциклопедии
- В сборнике художественных рассказов детских писателей
- В сборнике научной фантастики
- Сможет ли дельфин своим фонтаном обрызгать человека, который стоит на вышке высотой 250 см. Свой ответ докажи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какую часть часа дельфин может пробыть под водой, не выныривая из нее (ответ докажи):
- Тридцатую часть часа
- Двадцатую часть часа
- Третью часть часа
- Вторую часть часа
_____________________________________________________________________
- Сколько килограммов рыбы может съесть семья из 3-х дельфинов за неделю? Аргументируй.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найди в тексте и выпиши 2 слова с парной глухой звонкой согласной (1 слово – в середине, 1 слово – в конце). Подбери проверочное слово.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши свое отношение к данной работе:
Мне было интересно______________________________________________
_______________________________________________________________
Мне показалось сложным __________________________________________
__________________________________________________________________
Я потратил много времени на _______________________________________
________________________________________________________________
Открытия, которые я сделал, выполняя эту работу:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь свое задание или задай вопрос к тексту о дельфинах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом - 5 класс
Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)
Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Комплексная работа с текстом(8 класс)
Комплексная работа с текстом(8 класс)...
Комплексные работы 2 класс
Комплексные работы 2 класс...
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...