КАК ЖИВЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
классный час по русскому языку (9 класс)
Язык — это наследие,
получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие,
к которому нужно относиться со страхом и уважением,
как к чему-то священному, неоценимому
и недоступному для оскорбления».
/Ф. Ницше/
Язык виртуального общения - особый язык, стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. Сегодня проблема чистоты современного русского языкаактуальна, потому что речевая свобода, являющаяся благом для языка, способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: разговорная речь, просторечие и современный компьютерный сленг; но, а с другой стороны, - дозировка «искажения» речи зависит от внутренней культуры человека, получается искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Языковая распущенность является большой потерей для общества.
На просторах русскоязычного Интернета социальные сети появились сравнительно недавно, но стремительно завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, можно заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся сокращенно, «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными опечатками.
Тему своей работы я выбрал, ведь сам тоже являюсь пользователем сети Интернет, и мне не безразлична судьба русского языка. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не пострадало от этой проблемы. Современные подростки стараются общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность проблемы: Особые формы общения в социальных сетях в современное время крайне негативно влияют на речь учащихся, на умственные способности и психологическое состояние личности.
Объект исследования: речь подростков.
Предмет исследования: online-субъект, в пространстве социальных сетей.
Цель: выявление причин отрицательного влияния социальных сетей на речь
Задачи:
выявить наиболее популярные сети среди подростков;
посетить различные Интернет-сайты, чаты, которые часто посещают учащиеся;
раскрыть причины отрицательного влияния социальных сетей на речь учащихся и исследовать язык общения;
исследовать отношение подростков на выявленную проблему и провести опрос среди подростков;
исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет;
исследовать значимость социальных сетей в жизни современного подростка;
Гипотеза: особые формы языковых средств, при общении в виртуальном пространстве могут негативно влиять на развитие личности, приводя к снижению культуры речи учащихся, культуру общения между подростками.
Методы исследования:
теоретический синтез литературы и Интернет - источников;
практический анализ информации в социальных сетях;
анкетирование, опрос.
«Прекрасный наш язык под пером писателей и неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».- А.С.Пушкин.
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира.
К сожалению, сейчас русский язык переживает трудное время. Негативные изменения заставляют многих ученых, исследователей все чаще говорить о том, что великий богатый русский язык истощается. Здесь, как никогда, хочется дать рекомендации словами Михаила Ломоносова: «Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова».
Если сравнить данные, в 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек, а в 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
Опрос подростков показал, что чаще всего школьники посещают социальную сеть В контакте (68%), на втором месте – Одноклассники (27%), Мой Мир (5%) .
В социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, притягивая всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (45%), для чтения новостей и прослушивания музыки (29%). 36% опрошенных используют социальные сети для поиска новых друзей (Приложение 2).
Время, которое подросток проводит в Интернете: «до 4 часов в день» 72% опрошенных, 28% проводят до 6 часов в сутки (Приложение 3).
Многие подростки считают времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 20% процентов заявило об обратном.
Самая главная проблема в том, что многие подростки полностью зависят от социальной сети, и не представлять свою жизнь без неё. Общаясь друг с другом в онлайн -режиме, забывают про личное общение. Есть факты, что подросток из-за постоянного пребывания на сайте, уже не может избавиться самостоятельно.
Вывод. Общение в социальных сетях становится образом жизни подростка, из которого вытекают проблемы, одна из них негативное влияние социальных сетей на речь подростков.
2. Влияние социальных сетей на речь учащихся
2.1 Использование смайликов и графических знаков
Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Все опрошенные подростки используют смайлики постоянно, и только 18% - иногда, не используют 9%. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
Общаясь в сети при помощи коротких фраз и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь частью интернет сленга.
Вывод. Новый вид общения может привести к сокращению словарного запаса, лишая подростков общения используя весь спектр литературных слов.
2.2 "Олбанский" язык
Нами в жизни используются два языка – сложный письменный и простой устный. С помощью интернета родился третий промежуточный язык, который соединил элементы в себе: точность первого и краткость второго.
Этот третий промежуточный язык быстро набирает лексику. Сетевой жаргон уже превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация изменилась в последнее время и тут стал о себе заявлять так называемый " олбанский" язык, который получил огромное распространение.
Основой этого языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. Работает правило: «пиши, как слышишь». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное. Главным принцип данного языка –не подчиняться никаким нормам орфографии и пунктуации. В качестве доказательства можно привести примеры: жила –жыла, Москва –Масква, огонь-агонь и так до бесконечности.
Вывод. Использование учащимися “олбанского” метода не допустимо и крайне опасно для речевого развития, так как это может привести к привыканию и ослеплению учащихся с точки зрения грамотности и соблюдения всех возможных правил правописания слов.
2.3 Особенности интернет-сленга
Основной проблемой распространения интернет–сленга является искажение слов, неизбежно снижающая грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью сетевого языка. В любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причины появления и распространения сетевого языка: бедность словарного запаса пользователей, одновременно желание быть оригинальным и новизна. Употребление этой новизны превращается в банальность. Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений не одинакова: некоторые настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь, другие существуют лишь какое-то время и забываются, и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но и не забываются.
Как и в любой профессиональной среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий. Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм - ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель.
Распространённым способом, присущим всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация труднопроизносимого слова, или большого по объёму.
комьютер — комп;
винчестер — винт;
клавиатура — клава;
Здравствуйте-здр;
Пожалуйста-псж
Вывод: исследуя особенности интернет – сленга, мы отмечаем бедность словарного запаса пользователей, одновременно проблескиваются искаженность русских слов, желание быть оригинальным и неповторимым, авторов приводит к издевательству над исконно русскими словами, попытки применить новшества в общений с друзьями приводит к искажению смысла и буквенного состава определенных слов. Данная новизна приживается среди молодежи, и учащиеся заблуждаются в правильности и постепенно такая лексика переходит в общеупотребительную речь.
Некоторые слова данной лексической системы заимствуются из жаргонов других профессиональных групп.
Заключение.
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что социальные сети скорее отрицательно влияют на речь учащихся. И я думаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка. Проводить время в интернете недозированно, опасно не только для речи, но и для здоровья и психики.
Употребление сленга в современном информационном обществе не должно стать нормой. Общаясь в виртуальном мире и используя сленг, смайликов учащиеся должны понимать, что это вынужденная мера, так как только в мобильном общении можно использовать эти речевые формы. И самое главное учащиеся должны уметь анализировать и видеть положительные и отрицательные стороны такой деятельности. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Итог: мнений много, и какие бы предположения не высказывались, ясно одно - интернет изменил и нас, и наше отношение к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
"Язык — это наследие,
получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие,
к которому нужно относиться со страхом и уважением,
как к чему-то священному, неоценимому
и недоступному для оскорбления».
/Ф. Ницше/
Язык виртуального общения - особый язык, стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. Сегодня проблема чистоты современного русского языкаактуальна, потому что речевая свобода, являющаяся благом для языка, способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: разговорная речь, просторечие и современный компьютерный сленг; но, а с другой стороны, - дозировка «искажения» речи зависит от внутренней культуры человека, получается искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Языковая распущенность является большой потерей для общества.
На просторах русскоязычного Интернета социальные сети появились сравнительно недавно, но стремительно завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, можно заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся сокращенно, «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными опечатками.
Тему своей работы я выбрал, ведь сам тоже являюсь пользователем сети Интернет, и мне не безразлична судьба русского языка. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не пострадало от этой проблемы. Современные подростки стараются общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность проблемы: Особые формы общения в социальных сетях в современное время крайне негативно влияют на речь учащихся, на умственные способности и психологическое состояние личности.
Объект исследования: речь подростков.
Предмет исследования: online-субъект, в пространстве социальных сетей.
Цель: выявление причин отрицательного влияния социальных сетей на речь
Задачи:
- выявить наиболее популярные сети среди подростков;
- посетить различные Интернет-сайты, чаты, которые часто посещают учащиеся;
- раскрыть причины отрицательного влияния социальных сетей на речь учащихся и исследовать язык общения;
- исследовать отношение подростков на выявленную проблему и провести опрос среди подростков;
- исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет;
- исследовать значимость социальных сетей в жизни современного подростка;
Гипотеза: особые формы языковых средств, при общении в виртуальном пространстве могут негативно влиять на развитие личности, приводя к снижению культуры речи учащихся, культуру общения между подростками.
Методы исследования:
- теоретический синтез литературы и Интернет - источников;
- практический анализ информации в социальных сетях;
- анкетирование, опрос.
«Прекрасный наш язык под пером писателей и неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».- А.С.Пушкин.
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира.
К сожалению, сейчас русский язык переживает трудное время. Негативные изменения заставляют многих ученых, исследователей все чаще говорить о том, что великий богатый русский язык истощается. Здесь, как никогда, хочется дать рекомендации словами Михаила Ломоносова: «Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова».
Если сравнить данные, в 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек, а в 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
Опрос подростков показал, что чаще всего школьники посещают социальную сеть В контакте (68%), на втором месте – Одноклассники (27%), Мой Мир (5%) .
В социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, притягивая всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (45%), для чтения новостей и прослушивания музыки (29%). 36% опрошенных используют социальные сети для поиска новых друзей (Приложение 2).
Время, которое подросток проводит в Интернете: «до 4 часов в день» 72% опрошенных, 28% проводят до 6 часов в сутки (Приложение 3).
Многие подростки считают времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 20% процентов заявило об обратном.
Самая главная проблема в том, что многие подростки полностью зависят от социальной сети, и не представлять свою жизнь без неё. Общаясь друг с другом в онлайн -режиме, забывают про личное общение. Есть факты, что подросток из-за постоянного пребывания на сайте, уже не может избавиться самостоятельно.
Вывод. Общение в социальных сетях становится образом жизни подростка, из которого вытекают проблемы, одна из них негативное влияние социальных сетей на речь подростков.
2. Влияние социальных сетей на речь учащихся
2.1 Использование смайликов и графических знаков
Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Все опрошенные подростки используют смайлики постоянно, и только 18% - иногда, не используют 9%. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
Общаясь в сети при помощи коротких фраз и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь частью интернет сленга.
Вывод. Новый вид общения может привести к сокращению словарного запаса, лишая подростков общения используя весь спектр литературных слов.
2.2 "Олбанский" язык
Нами в жизни используются два языка – сложный письменный и простой устный. С помощью интернета родился третий промежуточный язык, который соединил элементы в себе: точность первого и краткость второго.
Этот третий промежуточный язык быстро набирает лексику. Сетевой жаргон уже превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация изменилась в последнее время и тут стал о себе заявлять так называемый " олбанский" язык, который получил огромное распространение.
Основой этого языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. Работает правило: «пиши, как слышишь». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное. Главным принцип данного языка –не подчиняться никаким нормам орфографии и пунктуации. В качестве доказательства можно привести примеры: жила –жыла, Москва –Масква, огонь-агонь и так до бесконечности.
Вывод. Использование учащимися “олбанского” метода не допустимо и крайне опасно для речевого развития, так как это может привести к привыканию и ослеплению учащихся с точки зрения грамотности и соблюдения всех возможных правил правописания слов.
2.3 Особенности интернет-сленга
Основной проблемой распространения интернет–сленга является искажение слов, неизбежно снижающая грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью сетевого языка. В любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причины появления и распространения сетевого языка: бедность словарного запаса пользователей, одновременно желание быть оригинальным и новизна. Употребление этой новизны превращается в банальность. Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений не одинакова: некоторые настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь, другие существуют лишь какое-то время и забываются, и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но и не забываются.
Как и в любой профессиональной среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий. Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, "чайник" (неопытный программист) и "движок" (алгоритм - ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель.
Распространённым способом, присущим всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация труднопроизносимого слова, или большого по объёму.
комьютер — комп;
винчестер — винт;
клавиатура — клава;
Здравствуйте-здр;
Пожалуйста-псж
Вывод: исследуя особенности интернет – сленга, мы отмечаем бедность словарного запаса пользователей, одновременно проблескиваются искаженность русских слов, желание быть оригинальным и неповторимым, авторов приводит к издевательству над исконно русскими словами, попытки применить новшества в общений с друзьями приводит к искажению смысла и буквенного состава определенных слов. Данная новизна приживается среди молодежи, и учащиеся заблуждаются в правильности и постепенно такая лексика переходит в общеупотребительную речь.
Некоторые слова данной лексической системы заимствуются из жаргонов других профессиональных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей "Индивидуальное дистанционное обучение школьников русскому языку и литературе в сообществе социальной сети «ВКонтакте»"
Возможности социальной сети "ВКонтакте" для обучения школьников....
Исследование «Трансформации в русском языке как социальном институте в XX веке»
Язык - важнейший социальный институт, аккумулирующий и ретранслирующий культуру этноса, отражающий этапы его развития....
Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.
Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся об основных способах образования слов в РЯ ...
Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...
Использование социальных сетей в процессе обучения русскому языку.
Социальные сети вряд ли можно отменить, они прочно вошли в жизнь уже нескольких поколений. И уже есть ряд профессий, которые виртуальный мир подарил нашему реальному миру. Например, професси...
Урок русского языка "Как живет слово"
Урок русского языка "Как живет слово"...
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...