Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения новой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения новой темы | 104 КБ |
презентация к уроку | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Гайсина Танзиля Хамматовна, учитель русского языка и литературы МАОУСОШ№1
Цели:
- Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
- Повторить с учащимися мягкость согласных, и как она обозначается. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ и др.
- Вспомнить, что такое фонетика, и что она изучает звуки и буквы.
- Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
1. Орфографическая диктовка:
Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик.
2. Вопросы:
- Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
- Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: ЧК, ЩН, РЩ?
- Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
- Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
- Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)
- Что же изучает фонетика?
- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- Какие звуки вы знаете? На какие звуки подразделяются гласные и согласные?
- А какие буквы звуков не обозначают? (Ъ, Ь)
- Сколько гласных букв?(10) Назовите их.А звуков?(6)
- Как вы думаете, почему буквы Е Е Ю Я попали в отдельную группу?
- Представьте,что вы зовете своих товарищей,отставших в лесу,произносите громко,растягивая гласные зауки в начале имени: «Яна! Егор!» Какие звуки вы слышите? (ЙА),(ЙЭ)
- Эти сочетания звуков обозначаютя буквами Я Е
- Произносят Елка,Юг. (ЙО)( ЙУ)
Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает больше, чем букв. Почему?
III. Объяснение нового материала.
- Учитель: Чтоже у нас получилось? Каких звуков нет? (е,Е,ю,я)
- Вы уже,наверно,догадались,что будет предметом нашего исследования?
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
- Какие задачи поставим перед собой?
- В конце урока мы выясним,достигли ли мы поставленных целей перед собой.
- Для полного понимания материала мы решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв ЕЕЮЯ?
- В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
- Работа в группах
Таблица 1
Мера- м’ [Э] ра
Полет-пол’[О] т
Клюв- кл’[У] в
Сяду- с’ [ А] ду
Вопросы к таблице 1:
- Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После согласных)
- Обратите внимание на транскрипции. Сколько и какие звуки они обозначают?
- После каких согласных они стоят? (После мягких)
- Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (После согласных)
- Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
Учитель: Рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2
Ем-[й’Э]м
Елка-[й’О]лка
Юла-[й’У]ла
Яма-[й’А]мА
Вопросы к таблице 2:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (В начале слова)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- -Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
Учитель: А теперь обратимся к таблице 3.
Таблица 3
Боец- бо[й’ Э]ц
Прием-при[й’О]м
Каюта-ка[й’У]та
Стоят-сто[й’А}т
Вопросы к таблице 3:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Запомните вывод
Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4.
Таблица 4
Отъезд-отъ[й’Э]зд
Съемка-съ[й’О]кА
Вьюга-вь[й’У]га
Обезьяна-обезь[й’А]на
Вопросы к таблице 4:
- Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После Ъ и Ь знаков)
- Сколько и какие звуки они обозначают?
- Значит, когда еще буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука?
Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.
2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы.
Таблица-схема №1
Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны!
Рисунки см. в презентации (слайды 2–11).
Учитель: Проверяем написанное.
Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев?
Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2.
Таблица-схема №2
IV. Закрепление.
1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки)
Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк.
2. Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)
Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука |
После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) |
3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Карточка с заданием
Тюлень ел рыбу целый день
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.
И вот тюлень лежит,как пень,
Лежит и улыбается,
А мне так жить не нравится.
(С.Баруздин)
Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки.
4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику.
Приложение 1
Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
- Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
- Озаглавьте текст.
- Какая основная мысль текста.
- К какому стилю речи можно отнести этот текст?
- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
- Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Приложение 2
Тест по теме «Фонетика».
I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
II. Какие из указанных букв названы неверно:
1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Какие из данных слов отступают от данного правила:
- брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.
5. Проверка.
V. Итог урока.
Вопросы:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Почему роль букв Е,Е,Ю,Я называют двойной?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Оценки за урок. Поощрение.
VI. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Весе лый, помо щн и ки , про сь ба, мо сти к, зо нти к, бо рщ , деньки , речк а, гво зди к.
звуки: а, о, у, и, ы, э буквы : а, о, у, и, ы, э, . е, ё, ю, я Гласные
Задачи урока : 1. Повторить изученное на предыдущем уроке; 2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я; 3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; 4. развивать грамотность устной и письменной речи; 5. уметь оценивать себя; 6. работать в паре, группе;
Подъезд, семья, люди, летит,мёд,якорь, шью, объявление, ель, яблоко, тень,ёж,баня,льёт,тепло.
Е м Ё лка Ю г Я сный Бо е ц Пр и ём Ка ю та Сто я т обезь я на отъ е зд съ ё мка вь ю га
Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ]
отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ]
Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я
Днём Рядом Люди Лес
Смягчение предыдущего согласного. Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я
Первая роль Вторая роль Двойная роль букв е, ё, ю, я
Первая роль Вторая роль Обозначает сразу 2 звука Смягчает согласный В начале слова (яма) После гласных (баян) После ъ и ь (съел, въюга) После согласных (люк) Двойная роль букв е, ё, ю, я
Рефлексия : 1. Что нового узнали на уроке? 2.Какие трудности возникли? 3.Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску, покажите мне
Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....