Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гайсина Танзиля Хамматовна

Урок изучения новой темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Гайсина Танзиля Хамматовна, учитель русского языка и литературы МАОУСОШ№1

Цели:

  • Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
  • Повторить с учащимися мягкость согласных, и как она обозначается. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ и др.
  • Вспомнить, что такое фонетика, и что она изучает звуки и буквы.
  • Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Орфографическая диктовка:

Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщденькиречка, гвоздик.

2. Вопросы:

  • Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
  • Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: ЧК, ЩН, РЩ?
  • Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
  • Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
  • Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)
  • Что же изучает фонетика?
  • Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
  • Какие звуки вы знаете? На какие звуки подразделяются гласные и согласные?
  • А какие буквы звуков не обозначают? (Ъ, Ь)
  • Сколько гласных букв?(10) Назовите их.А звуков?(6)
  • Как вы думаете, почему буквы Е Е Ю Я попали в отдельную группу?
  • Представьте,что вы зовете своих товарищей,отставших в лесу,произносите громко,растягивая гласные зауки в начале имени: «Яна! Егор!» Какие звуки вы слышите? (ЙА),(ЙЭ)
  • Эти сочетания звуков обозначаютя буквами Я Е
  • Произносят Елка,Юг. (ЙО)( ЙУ)

Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает больше, чем букв. Почему?

III. Объяснение нового материала.

  1. Учитель: Чтоже у нас получилось? Каких звуков нет? (е,Е,ю,я)
  2. Вы уже,наверно,догадались,что будет предметом нашего исследования?
  3. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
  4. Какие задачи поставим перед собой?
  5. В конце урока мы выясним,достигли ли мы поставленных целей перед собой.
  6. Для полного понимания материала мы решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв ЕЕЮЯ?
  7. В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
  8. Работа в группах 

Таблица 1

Мера- м’ [Э] ра

Полет-пол’[О] т

Клюв- кл’[У] в

Сяду- с’ [ А] ду

Вопросы к таблице 1:

  • Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После согласных)
  • Обратите внимание на транскрипции. Сколько и какие звуки они обозначают?
  • После каких согласных они стоят? (После мягких)
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (После согласных)
  • Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

Учитель: Рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Ем-[й’Э]м

Елка-[й’О]лка

Юла-[й’У]ла

Яма-[й’А]мА

Вопросы к таблице 2:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (В начале слова)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
  • -Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

Учитель: А теперь обратимся к таблице 3.

Таблица 3

Боец- бо[й’ Э]ц

Прием-при[й’О]м

Каюта-ка[й’У]та

Стоят-сто[й’А}т

Вопросы к таблице 3:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
  • Запомните вывод

Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4.

Таблица 4

Отъезд-отъ[й’Э]зд

Съемка-съ[й’О]кА

Вьюга-вь[й’У]га

Обезьяна-обезь[й’А]на

Вопросы к таблице 4:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После Ъ и Ь знаков)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда еще буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука?

Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.

2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы.

Таблица-схема №1

рис.1

Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны!

Рисунки см. в презентации (слайды 2–11).

Учитель: Проверяем написанное.

Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев?

Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2.

Таблица-схема №2

рис.2

IV. Закрепление.

1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки)

Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк.

2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них  букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Карточка с заданием

Тюлень ел рыбу целый день

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень.

И вот тюлень лежит,как пень,

Лежит и улыбается,

А мне так жить не нравится.

(С.Баруздин)

Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки.

4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику.

Приложение 1

Один раз  я пош…л  на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры   красивые кони  ужас…ные драконы. Мне это было очень  интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся  не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл  д…леко  от людей  и заблудился.

       Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны  на тр…пу выскочил медведь. Я схватил  л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него.  Медведь остановился  обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал  хулиганить.  Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

                                                                              ( В. Драгунский)

Задания:

  • Прочитайте. Докажите, что  перед вами текст.
  • Озаглавьте текст.
  •  Какая основная мысль текста.
  •  К какому стилю речи можно отнести этот текст?
  •  Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
  •  Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Приложение 2

Тест по теме  «Фонетика».

  I.  Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

       1) мера; 2) вьюга; 3) метель;  4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

 II. Какие  из указанных букв названы неверно:

       1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

 III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

         1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

 IV. Какие из данных согласных являются звонкими:

         1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

 V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся  ы, я, ю.

    Какие из данных  слов  отступают  от данного правила:

  1. брош…ра; 2)  сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.    

5. Проверка.

V. Итог урока.

Вопросы:

  • Какую тему мы сегодня изучали?
  • Почему роль букв Е,Е,Ю,Я называют двойной?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Оценки за урок. Поощрение.

VI. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Слайд 2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Весе лый, помо щн и ки , про сь ба, мо сти к, зо нти к, бо рщ , деньки , речк а, гво зди к.

Слайд 3

звуки: а, о, у, и, ы, э буквы : а, о, у, и, ы, э, . е, ё, ю, я Гласные

Слайд 5

Задачи урока : 1. Повторить изученное на предыдущем уроке; 2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я; 3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; 4. развивать грамотность устной и письменной речи; 5. уметь оценивать себя; 6. работать в паре, группе;

Слайд 6

Подъезд, семья, люди, летит,мёд,якорь, шью, объявление, ель, яблоко, тень,ёж,баня,льёт,тепло.

Слайд 7

Е м Ё лка Ю г Я сный Бо е ц Пр и ём Ка ю та Сто я т обезь я на отъ е зд съ ё мка вь ю га

Слайд 8

Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ]

Слайд 9

отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ]

Слайд 10

Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я

Слайд 12

Днём Рядом Люди Лес

Слайд 13

Смягчение предыдущего согласного. Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я

Слайд 15

Первая роль Вторая роль Двойная роль букв е, ё, ю, я

Слайд 16

Первая роль Вторая роль Обозначает сразу 2 звука Смягчает согласный В начале слова (яма) После гласных (баян) После ъ и ь (съел, въюга) После согласных (люк) Двойная роль букв е, ё, ю, я

Слайд 17

Рефлексия : 1. Что нового узнали на уроке? 2.Какие трудности возникли? 3.Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску, покажите мне

Слайд 18

Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....