Теория по морфемике и словообразованию (6 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Памятки, интересные факты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaimstvovannye_slova_6.doc | 32.5 КБ |
mezhdunarodnye_zaimstvovannye_elementy_6.docx | 16.12 КБ |
pamyatka._sposoby_slovoobrazovaniya_sudakova.doc | 64 КБ |
pamyatka.doc | 34 КБ |
slovoobrazovatelnye_suffiksy.docx | 28.85 КБ |
tyuremnyy_argo_6.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспансия заимствований
Брутальный - грубый
Харизма, харизматическая личность – от греч. милость, божественный дар. Исключительная одаренность.
Ремейк – переделка..
Постер – небольшой плакат
Сейл – распродажа по сниженным ценам
Прайм-тайм – лучшее время
Мультиплекс – многозальный комплекс
Гламур – англ.., франц., - 1.Очарование, шарм, шик, свойственный представителям высшего света, элите. 2.Стиль в одежде, внешности и поведении, считающийся модным, ярким, неординарным, характерным для богатых и успешных,3 Красивость, содержащая элемент некоторой фальши, приукрашивания, лакировки действительности.
Гламурный – 1. Шикарный, роскошный, модный, блестящий, элитный. 2.Лакирующий. приукрашивающий действительность в соответствии с требованиями стиля, нравящегося богатым; ненастоящий, излишне модный и шикарный.
Триллер – книга или фильм, вызывающие у читателя или зрителя постоянно растущее чувство страха и напряжение.
Блокбастер (blok – buster –фугасная авиабомба крупного калибра ) - произведение искусства, производящее сильное впечатление. Сенсация, фильм, имеющий огромную популярность
Хит (hit- удар) произведение, пользующееся успехом.
Мессидж – послание, письмо, сообщение
Мэйнстрим – главное направление.
Саммит – встреча высших руководителей, например, глав государств.
Прайвиси – личное пространство. Это я написала, без словаря.
Челлендж - вызов
Холокост – англ. 1. «целиком сжигаемая жертва, всесожжение»;
2.перен. «уничтожение, гибель».
В нашем языке слово появилось недавно и в сугубо специализированном значении: уничтожение евреев.
Мониторинг -1. «наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды для изучения изменений в связи с хозяйственной деятельностью человека»
2. «постоянное наблюдение за каким –либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами»
Ортодоксальный – последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, мировоззрения
(лавстори, бойфренд, имиджмейкер, мэйк-ап(грим), кастинг, шоу, эксклюзив, экшн, бонус, офис, нон- стоп (безостановочно), он- лайн, лобби, ПиАр – паблик рилейшинз,
секонд хэнд, секьюрити, киллер, тинэйджер (teen - аффикс числительных от 13-до19), рэкет - вымогательство, ОК, ноу проблем, вау! Йес! )
Бренд – рекламный товарный знак
Лейбл – яркая наклейка, преимущественно на одежде, не содержащая ничего, кроме названия фирмы
Этикетка – может содержать и еще какие-то сведения – например, о сроке годности, цене, способах использования продукта.
ГНЕЗДА СЛОВ ЛАТИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
1. Лат. serv -o СЕРВ – сохраняю, берегу: сервант, сервировать, консервы, консерватор, обсерватория, резерв, резервация, резервуар, сервер.
2. Лат. specto СПЕКТ – смотрю, наблюдаю: спектакль, аспект, проспект, конспект, инспектор, спектр, ретроспектива, перспектива, спекуляция.
3. Лат. pars (part-is ) ПАРТ – часть: партия, партнер, партитура, партикулярный, апартаменты, апартеид, департамент.
4. Лат. port-o ПОРТ – несу: портфель, портмоне, портплед, экспорт, импорт, транспорт, портативный, депортация, репортаж.
5. Лат. porta ПОРТ – ворота: порт, портик, портал, портьера, портье.
6. Лат. pon-o (posui, positum ) ПОН-, ПОЗ-, ПОЗИТ- кладу, располагаюсь(сь), выражаю : поза, позитивный, композиция, композитор, компонент, диспозиция, импонировать, оппонент, депонент, экспонат, экспозиция.
7.Лат. clam-o КЛАМ – реклама, декламация, прокламация.
8.Лат. caput КАП – голова: капитал (деньги, хранимые древними римлянами в кармане, вшитом в головной убор), капитальный, капитан, капюшон, Капитолий, капитель, капитуляция.
9.Лат. dom-us ДОМ –доминировать(преобладать), доминион (относительно самостоятельная часть империи), доминанта (составная часть чего-либо), домино («маленький дом» - плащ с капюшоном.
10.Лат. fero ФЕР- несу : конференция, референт, реферат, дифференциальный, конферанс, преферанс, индифферентный (безразличный).
11.Лат. mens (ment-is ) МЕНТ –менталитет ( образ мышления), комментарий, комментатор, ментор(воспитатель).
12.Лат. reg-o РЕГ-, РЕЖ-, РЕК-: управляю: регулировать, регистрировать, режим, режиссер, регламент, ректор, корректор.
13. Лат. vox ВОК-: голос: вокал, вокальный, вокалист, вокализ, провокация, адвокат.
Предварительный просмотр:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
А ( греч.: отрицание) – аморальный атеизм
АВАН (фр.: впереди) – авансцена
АВИА (лат.: птица) - авиация
АВТО (греч.: сам) – автор, автограф, автобиография, автономия
АГРО (греч.: поле, деревня) – агроном
АКВА (лат.: вода) – акваланг, акватория, акварель, аквариум
АКРО (греч.: конечность) –акростих
АКТИВ (лат.: деятельный – активировать
АНТИ (греч.: против) – антипатия
АНТР (фр.: между) – антресоль
АНТРОПО (греч.: человек) – антропология
АРХЕО ( греч.: древний) – археология
АРХИ (греч.: начальный, старший, сверх ) – архипелаг
АСТРО (греч.: звезда) – астронавт
АУДИ (лат.: слышу) – аудиенция
АЭРО (греч.: воздух) – аэробус
БАРО (греч.: тяжесть) – барокамера
БИ (лат.: два) – бинокль бином
БИБЛИО (греч.: книга) – библиограф
БИО (греч.: жизнь) – биолог, биополе, биография, симбиоз,
ВИДЕО (лат.: рассматриваю) – видеоплеер
ВИТА (лат.: жизнь) – витамины
ГЕО (греч.: земля) – география, геология, геодезия
ГЕНОЗ, ГЕН (греч.: род, происхождение) – генезис генеалогия
ГИДРО (греч.: вода) – гидроавиация
ГИПЕР (греч.: сверх, над) – гипербола гипертрофированный
ГИПО (греч.: под, внизу) – гипотония
ГРАММ (греч.: буква, запись) – грамматика, стенограмма, программа, телеграмма
ГРАФО (греч.: пишу) – биограф география
ГУМАН (лат.: человек) – гуманоид
ДЕ, ДЕЗ (лат.: не, без, вниз) – депрессия
ДИ (греч.: два, двойной) – дифтонг
ДИА (греч.: через, между, врозь) – диафильм диалог, диаграмма
ДИЗ, ДИС (лат.: отрицание, не, без ) – дисгармония диспропорция
ИНТЕР (лат.: между, посреди) – Интернет
ИНТРА (лат.: внутри) - интроверт
ИППО и ГИППО (греч.: лошадь) – ипподром
КАРДИО (греч.: сердце) – кардиолог
КОЛОР (лат.: цвет) – колорист
КОН (лат.: со, вместе) – консенсус
КОНТР (лат.: против) – контратака
…КРАТИЯ (лат.: власть, сила, господство) – демократия, аристократ
КРОСС (англ.: пересекать) – кроссворд
КОСМ (греч.: Вселенная, космос) – космонавт
ЛАБОР (лат.: труд) – лаборант
ЛИНГВА (лат.: язык) – лингвист
ЛОГ (греч.: слово, учение, наука ) – геология
МАН (УС) (лат.: рука) – маникюр
…МАН (гр.: безумие, страсть, влечение) – библиоман, графоман, мания
МЕГА (греч.: большой) – мегафон
МЕЛО (греч.: песнь) – мелодия, мелодрама, меломан, мелодекламация
МЕТА (греч. через ) – метаязык метафора
МЕТР (греч.: мера) – гекзаметр
МИКРО (греч.: малый) – микроскоп
МИЛЛИ (лат.: тысяча) – миллиметр
МОНО ( греч.: один, единый) – монолог, монография, монолит, монархия. монополия
МОРФ (греч.: форма) – морфема аморфный
МУЛЬТИ (лат.: много) – мультимиллионер
НЕО ( греч.: новый) – неологизм, неофашизм
НОРД (нем.: север) – норд-вест
НОН (лат.: не ) - нонсенс
ОНИМ ( греч.: имя) – синоним
ОРФО ( греч.: прямой, правильный) – орфография
ПАН ( греч.: все, общий) - панамериканский
ПЕР (лат.: вперед) - перспектива
ПЕРИ ( греч. около, вокруг) – периферия
ПОЛИ (греч.: много) – полиглот, полигамия, полифония политехнический
ПОСТ ( лат.: после) - постпозиция
ПРЕ (лат.: перед) – препозиция
ПРОТО (греч.: первый) -прототип
ПСЕВДО (греч: ложь) – псевдонаучный псевдоним
ПСИХО (греч.: душа) – психология
ПУНКТ (лат.: точка) - пунктуальный
РАДИО (лат.: излучаю) – радиация
РЕ (лат.: обратно) – приставка, обозначающая 1.возобновление или повторность действия
- реанимация; реконструкция, ревизия; 2. противоположное действие или противодействие – реэвакуация, регресс, реанимация
РЕТРО (лат.: назад) - ретроспектива
САН (лат.: лечить) – санаторий, санация, санитария
СЕНС (лат.: чувство) – сенсорный
СКОП (греч.: смотрю) – микроскоп
СУБ- ( лат.: под ) - субтропики
СУПЕР ( лат.: главный, над, сверх) – суперобложка
ТЕКА (греч.: хранилище) – библиотека
ТЕЛЕ (греч.: далеко) – телевидение
ТЕРМО (греч.: горячий) – термос
ТЕРРА (лат.: земля) – терраса, террариум, терракотовый, территория
ТРАНС (лат.: через, сквозь) – трансляция
УЛЬТРА (лат: более, свыше) – ультразвук
УНИ -университет, универсал, универсальный, универмаг,
ФИЛ (греч.: люблю) – филантроп
ФИТО (греч.: растение) – фитофтора
ФОТО(греч.: свет) -фотография
ФОН (греч.: звук) – фонетика
ХРОН (греч.: время) – хронометр
ЦИКЛО (греч.: колесо, круг) – циклон
ЦИРК (лат.: круг) -циркуль
ЭКС (лат.: из) – экспорт
ЭКСТРА (лат.: сверх, вне) – экстренный экстремальный
ЭПО (греч.: слово, рассказ) – эпопея
ЭТНО (греч.: племя, народ) – этнография.
ЮР (лат.: право) юрист, юрисконсульт, юрист, ЖЮРИ!
Предварительный просмотр:
Способы словообразования
Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
бабушка – прабабушка
вкус – привкус
заголовок – подзаголовок
удача – неудача
важный – преважный
веселый – развеселый
моральный – аморальный
худший – наихудший
что – кое-что
что – нечто
какой – никакой
читать – вычитать
слышать – услышать
ныне – доныне
всюду – повсюду
завтра – назавтра
весело – невесело
даль - вдаль
Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к мотивирующему слову. Состав производного слова становится преимущественно более сложным, но иногда происходит усечение производной основы и замена одного суффикса другим. Может изменяться звуковой состав слова, происходит чередование звуков.
дом – домишко
лес – лесник
лифт – лифтер
Москва – москвич
студент – студентка
лентяй - лентяйничать
грызть – грызня
разработать – разработка
ранить – раненый
стрелять – стрелок
толкать – толкнуть
формировать – формироваться
бодрый – бодрость
дружеский – дружески
красный – краснота
разный – разница, разность
строгий – строго
темный – темно три – трижды
какой – какой-то
сколько – сколько-нибудь
Бессуффиксный способ словообразования некоторые ученые определяют как один из видов суффиксального способа, при котором образование слов происходит при помощи нулевого суффикса: зеленый – зелень, отлететь – отлет, повторить – повтор. В некоторых научных работах бессуффиксный способ выделяется как самостоятельный. Суть его заключается в том, что от мотивирующего слова отбрасывается окончание или одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.
Бессуффиксным способом образуются следующие группы слов:
1. Образование имен существительных от глаголов путем отсечения суффиксов инфинитива. Образующая основа глагола становится грамматической основой нового слова, имеющего нулевое окончание или окончание 1-го склонения:
рассказать – рассказ
переводить – перевод
занавесить – занавес
заплывать - заплыв
выходить – выход
прицепить – прицеп
уплатить – уплата
взрывать – взрыв
запускать – запуск
разбежаться – разбег
звать – зов
накалить – накал
пилить – пила
прогулять – прогул
играть – игра
всходить – всход(ы)
рассыпать - россыпь
2. Образование имен существительных от имен прилагательных путем замены окончания прилагательного на нулевое окончание существительных 3-го склонения, которое присоединяется к образующей основе прилагательного:
Гнилой - гниль
Нечистый - нечисть
Сухой – сушь, суша
Удалой – удаль
Поганый – погань
Зеленый – зелень
Глухой – глушь
Синий – синь
Широкий – ширь
3. прясть – пряжа просечь - просека
купить – купля красивый – краса
Это сущ 1го склонения
Приставочно-суффиксальный способ – присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия.
нахлебник
наездник
напильник
наследник
напарник
подсвечник
подснежник
бездорожье
побережье
пограничник
подземелье
Заволжье
Закарпатье
поводок
подарок
подбородок
безвинный
заморский
затылок
подледный
разъехаться
разболеться
разбушеваться
размечтаться
узаконить
влево
насухо
вдвоем
потихоньку
втайне
вплотную
заречный
по-братски
по-деловому
во-первых
по-летнему
по-матерински
по-мужски
по-приятельски
по-старому
Сложение – способ образования сложных слов, имеющих в своем составе два и более корней. Сложные слова образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. Сложение как способ словообразования имеет несколько видов.
Сложение целых слов – в состав нового сложного слова входят исходные слова целиком, включая окончание.
вагон-ресторан
генерал-майор
диван-кровать
летчик-испытатель
платье-костюм
плащ-палатка
ракета-носитель
телефон-автомат
школа-интернат
Сложение основ слов с помощью соединительных гласных – в составе нового сложного слова, кроме основ исходных слов, могут быть частеречные суффиксы нового слова.
водонепроницаемый
декоративно-прикладной
железобетон
жилищно-бытовой
землепашец
лесоразработки
новостройка
отчетно-выборный
пешеход
свежемороженый
хлебозаготовка
Сложение начальной части слова (усеченной основы) с целым словом – усеченная основа одного из исходных слов присоединяется к другой основе без помощи соединительных гласных.
автовокзал
зарплата
медсестра
партбилет
педсовет
пластмасса
пол-арбуза
сберкасса
спецкурс
Образование сложных слов из словосочетаний (сращение) – слияние самостоятельных полнозначных слов, связанных подчинительными отношениями; как правило, такие слова возникают на основе устойчивых словосочетаний.
быстрорастворимый
вечнозеленый
вышеизложенный
долгоиграющий
древнерусский
многоуважаемый
нижеподписавшиеся
сумасшедший
труднодоступный
умалишенный
Аббревиация – образование новых слов путем чистого сокращения, составление производного слова сложением начальных букв слов или их начальных звуков.
Вуз
МГУ
СМИ
КВН
МХАТ
ТАСС
ТЮЗ
ЖСК
Неморфологический способ словообразования (субстантивация) – образование имен существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных, причастий и числительных. Иногда такие производные существительные теряют способность меняться по родам или могут существовать только в форме множественного числа. Меняется и их синтаксическая функция: они выступают в предложении в качестве подлежащего, сказуемого (или его именной части) и дополнения
ванная жаропонижающее
взрослые суточные
мороженое второе
настоящее прошлое
операционная учительская
приемная трудящиеся
учащиеся ссыльные
прошлое ученый
рядовой снотворное
слепой дежурный
Такой переход происходит и в других частях речи:
Ранним утром (сущ.) – пойдем утром (наречие)
Благодаря (дееприч.) за услугу – благодаря (предлог) другу
Предварительный просмотр:
Приставочным способом образуются
имена существительные: сверхчеловек, правнук, недруг;
имена прилагательные: премудрый, расчудесный, сверхмодный, асимметричный;
местоимения: кое-что, никакой, нечто;
глаголы: добежать, убежать, перебежать, сбежать, побежать;
наречия: кое-где, вниз, вширь.
Суффиксальным способом образуются
имена существительные: дорожка, девятка, ходьба, барабанщик, желтизна, таганрожец
имена прилагательные: лебединый, городской, огненный, суетливый;
глаголы: зеленеть, синеть, ораторствовать;
наречия: мастерски, певуче.
Приставочно-суффиксальным способом образуются
имена существительные: подсвечник, подбородок, бездорожье;
имена прилагательные: бездонный, наземный, прибрежный;
глаголы: разбежаться, раскричаться;
наречия: по-другому, справа, во-первых.
Как образованы эти
имена существительные:
- охотник, ракетчик, снежинка, щелчок, шалунишка, читатель;
- неприятель, подполковник, пригород, совладелец;
- нарукавник, перелесок, приморский, предгорье;
- синь, удаль, зелень, разбег, взрыв, подход;
- землемер, лесополоса, атомоход, автопарк;
- РФ, вуз, ООН, НАТО, ЮНЕСКО;
- дежурный, присутствующие, учащиеся.
имена прилагательные:
- морской, глиняный, молчаливый, моложавый, ученический, картонный;
- бесшумный, довоенный, премудрый, архиглупый;
- загородный, беззаботный, настенный, соразмерный;
- среднеазиатский, голубоглазый, железнодорожный, ярко-жёлтый, кисло-сладкий, учебно-методический;
- угнетенное состояние, блестящая речь, следующий день, первый ученик.
глаголы:
- перешить, уходить, приоткрыть, написать;
- желтеть, синеть, собираться;
- приговаривать, докопаться, всмотреться, учетверить
наречия:
- искренне, творчески, куда-нибудь, быстро, дважды, певуче,
- негромко, никуда, назавтра, повсюду, отныне, насовсем,
- по-старому, по-волчьи, досуха, засветло, наизнанку, сбоку, издалека, вдвоём, во-вторых.
Предварительный просмотр:
Формообразовательные суффиксы
Формообразовательные суффиксы – это разновидность словоизменительных суффиксов (флексий), используемая для образования форм прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов; обычно находится перед окончанием. Обычно не служит для связи слов в предложении, характеризует не отдельную грамматическую форму слова, а сразу несколько форм данного слова.
Часть речи | Суффикс | Примеры |
Инфинитив | -ть/-ти, -сти/-сть, Ø | сказать, идти, вести, красть, печьØ |
Глагольные формы прошедшего времени | -л/-л’, Ø | сказал, сказали, пекø |
Формы повелительного наклонения глагола | -и, Ø | скажи, бросьø |
Причастия | -ущ-/-ющ, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т- | несущий, рисующий, держащий, говорящий, горевший, привезший, хранимый, несомый, собираемый, прочитанный, устроенный, разбитый |
Деепричастия | -а/-я, -в, -вши, -ши, -учи/-ючи | держа, идя, сказав, подскочивши, выросши, будучи, сидючи |
Сравнительная степень прилагательных, наречий и безлично-предикативных слов | -ее/-ей, -е, -ше, -же | новее, новей, строже, старше, глубже |
Превосходная степень прилагательных | -ейш-/-айш- | сильнейший, высочайший |
Словообразовательные морфемы
Приставки | ||
Семантическое значение | Примеры | |
Без- | «отсутствие чего-либо» | бесчестье, бесправие, безболезненный |
В- | «движение внутрь чего-либо» | ввоз, вклад, вбежать, влететь |
Вы- | «движение изнутри чего-нибудь» «результат действия» | вытяжка, вылет, выдавить высушить, выпросить |
До- | «дополнение к чему-либо» «достижение намеченного результата действия» | доработать, доплата долететь, достучаться |
За- | «по другую сторону» значении «результат действия» «недоброжелательный по причине чрезмерного действия» «достичь по пути движения» «начало действия» | задворки, Замоскворечье закопать, заасфальтировать заласкать, захвалить заехать, залететь закричать, зашуметь |
На- | «соприкасаться с чем-нибудь сверху» «достижение значительного результата» («получение многих объектов в результате действия») | набросить, налепить, наледь, наземный, настольный набрать (ягод),насолить (грибов), наработать(-ся) |
Над- | «находиться поверх чего-либо» «не закончить действие» | надводный, надстройка, надписать надорвать, надрезать |
По- | «некоторое время» «результат действия» «однократное действие» | помечтать, побеседовать побрить, построить позвонить, пообедать |
Под- | «находиться снизу по отношению к чему-либо» «приблизиться к чему-либо» «совершить действия с малой интенсивностью, слегка» | подбородок, пододеяльник, подземелье подъехать, подбежать подлечить, подсинить |
Пред- | «перед чем-либо в пространстве или во времени» | Преддверие, предыстория, предвыборный, предсказать, предостеречь |
При- | «около чего-либо» «в дополнение к чему-либо» «не закончить действие» | приморье, пришкольный прирост, приварить, прикупить приоткрыть, привстать |
Пре- | «высшая степень качества, признака, действия» значения приставки пере- | предобрый, пребедно, превознести, преувеличить прервать, преградить, прекратить |
Про- | «насквозь» «совершить действия со всех сторон» «совершить действия в течение некоторого времени» | проколоть, прорубить промаслить, прожарить просидеть, прогулять |
Раз- | «разделить на части» | разбить, развязать, развешать |
С- | «отделить(ся) от чего-либо» «соединение, совместность» | сдуть, сойти сшить, сочувствовать, созвездие |
Словообразовательные морфемы
Суффиксы | ||
Имя существительное | ||
Семантическое значение | Примеры | |
-анин/-янин | «лицо» | англичанин, киевлянин |
-арь | «лицо» «конкретный предмет» | библиотекарь, токарь словарь, сухарь |
-ач | «лицо» | лихач, силач, бородач |
-б(а)/-об(а)/-еб(а) | «предметность» | борьба, дружба, просьба, учеба, злоба |
-еж | «предметность» | чертеж |
-ениj- | «предметность» «конкретный предмет» | мышление, деление изобретение, строение |
-онок(-енок) | «невзрослость» | волчонок, тигренок, цыпленок |
-ент | «лицо» | ассистент, рецензент |
-ер | «лицо» | контролер, лифтер, шахтер |
-есс(а) | «лицо женского пола» | поэтесса, принцесса, стюардесса |
-ец | «лицо» «предмет» «уменьшительность-ласкательность» | творец, ленивец, горец резец, холодец морозец, братец |
-ец(о)/-иц(е)/-ц(о)/-ц(е) | «уменьшительность-ласкательность» | письмецо, креслице, пальтецо, маслице, болотце, словцо |
-иj(е)/-j(е) | «предметность» «место» | бессилие, здоровье заречье, предгорье |
-изм | «предметность» | материализм, конструктивизм |
-изн(а) | «предметность» | белизна, новизна |
-ик | «лицо» «предмет» «уменьшительность-ласкательность» | плановик, выпускник, академик грузовик, черновик домик, столик |
-ин(а) | «единичность» «предметность» («мясо») «увеличительность» | горошина, изюмина баранина, телятина впадина, вышина, мешанина домина, дурачина |
-ир | «лицо» | бригадир, командир |
-ист | «лицо» | активист, велосипедист, связист |
-их(а) | «лицо (или животное) женского пола» | купчиха, портниха, слониха |
-иц(а) | «лицо (животное) женского пола» «предметность» «конкретный предмет» «уменьшительность-ласкательность» | мастерица, певица, львица безработица, безвкусица больница, лечебница вещица, кожица, водица |
-ич | «лицо» | москвич, томич |
-ишк(о)/-ишк(а) | «уменьшительность-пренебрежительность» | воришка, сынишка, городишко, домишко |
-ищ(а)/-ищ(е) | «увеличительность» «место» | ручища, голосище пепелище, пожарище |
Суффиксы | ||
Имя существительное | ||
Семантическое значение | Примеры | |
-к(а) | «лицо» «конкретный предмет» «предметность» «лицо женского пола» «уменьшительность» «подобие» | белоручка, лакомка, гуляка, писака зачетка варка, чистка иностранка, студентка, артистка дорожка, канавка трубка, стрелка |
-н(я) | «конкретный предмет» «предметность» | пашня, пекарня возня, грызня |
-ок/-ек | «лицо» «конкретный предмет» «предметность (однократность)» «уменьшительность-ласкательность» | игрок, стрелок список, перешеек прыжок, бросок дружок, замочек |
-онер | «лицо» | милиционер, революционер |
-онк(а)/-енк(а)/-оньк(а)/ -еньк(а) | «уменьшительность-ласкательность» | избенка, березонька, дороженька |
-ор | «лицо» | инспектор, ревизор |
-ость(-есть) | «предметность» | бодрость, близость, видимость, свежесть |
-от(а) | «предметность» | быстрота, чистота |
-ств(о)/-еств(о) | «предметность» «собирательность» | упрямство, зазнайство студенчество, человечество |
-тель | «лицо» «конкретный предмет» | воспитатель, учитель двигатель, измеритель |
-ун | «лицо» | бегун, хвастун ползун, шатун |
-чик | «лицо» «уменьшительность» «конкретный предмет» | грузчик, летчик колокольчик, стаканчик счетчик |
-ш(а) | «лицо женского пола» | генеральша, лифтерша |
-щик | «лицо» «конкретный предмет» | барабанщик, часовщик, бомбардировщик |
-j(о) | «собирательность» | зверье, тряпье |
-j(а) | «лицо женского пола» | гостья, лгунья |
Суффиксы | ||
Имя прилагательное | ||
Семантическое значение | примеры | |
-ан(ый)/-ян(ый)/-янн(ый) | «признаковость» | кожаный, полотняный, деревянный |
-ат(ый) | «признаковость» | усатый, клетчатый, дощатый |
-енн(ый) | «признаковость» «высокая степень качества» | жизненный, огненный толстенный |
-еньк(ий)/-оньк(ий) | «ласкательность» | аленький, сухонький |
-ив(ый) | «признаковость» | красивый, лживый |
-ий | «принадлежность» | бабий, рыбачий, бараний |
-ин | «принадлежность» | внучкин, дедушкин |
-ин(ый) | «принадлежность» | комариный, ястребиный |
-ист(ый) | «содержащий больше нормы» «похожий» | гористый, мускулистый серебристый, шелковистый |
-к(ий) | «признаковость» | горелый, тусклый |
-лив(ый) | «признаковость» | бережливый, пугливый, счастливый, терпеливый |
-н(ий) | «признаковость» | весенний, зимний |
-н(ый)/-ен(ый) | «признаковость» | рваный, соленый, жареный, водный, вредный, горный |
-ов/-ев | «принадлежность» | дедов, царев, слесарев |
-оват(ый)/-еват(ый) | «небольшая степень качества» | глуховатый, кисловатый, рыжеватый, темноватый |
-ов(ый)/-ев(ый)/-ов(ой) | «признаковость» | березовый, окуневый, цеховой |
-ск(ий)/-еск(ий) | «признаковость» | апрельский, геройский, вражеский, исторический |
-ущ(ий)/-ющ(ий) | «высокая степень качества» | жаднющий, злющий, толстущий, худющий |
Суффиксы | ||
Глагол | ||
Семантическое значение | Примеры | |
-ива-(-ыва-)/-ва-/-а-(-я-) | «действие или состояние» без указания на его «результативность», «однократность» | обедать, покупать, гулять, взрывать, отвоевывать, выкручивать |
-е- | «становиться каким-либо» | белеть, добреть, дешеветь |
-и- | «делать каким-либо» | чистить, белить, солить |
-ну- | «однократное действие» «длительное или усиливающееся состояние» | толкнуть, макнуть мокнуть, крепнуть, сохнуть |
Предварительный просмотр:
Функции уголовного арго и несомые им моральные установки.
И.А.Бодуэн де Куртене в начале 20го века определяет как «жаргон деклассированных – совокупность слов и фразеологических оборотов, служащих для группового общения деклассированных элементов». Функции: конспиративная, экспрессивно-выразительная, а также функция своеобразного пароля, средство опознания своего человека.
Уголовное арго отражает мораль деклассированного, его презрение к обществу, к труду, к людям труда, к женщине. В общепринятым нормам поведения, предлагает иные ценности и ориентиры. Картина мира здесь оказывается перевернутой. Так, слова дело, работа выступают в значении «преступление».
Крутой
Беспредел – действия, грубо попирающие общепринятые правила; наглость, не имеющая предела.
Мочить, замочить - убивать
разборка, разобраться («выяснить отношения, свести счеты – обычно с применением насилия, драками, убийством»),
качать права («доказывать, действовать с позиции силы, добиваться своего превосходства; разбирать на воровской сходке споры, претензии»),
кинуть (1. –«не дать, не позволить»; 2- «мошеннически обманывать»),
разводить,
крысятничество,
наезжать – «настойчиво требовать чего –то, предъявлять претензии в грубой форме, сопровождая угрозами, насилием»,
включить счетчик, поставить на счетчик,
ловить кайф,
сидеть на игле,
опустить – (1. «совершить насильственно акт мужеложества»; 2.выгнать с позором из группировки с утратой авторитета);
по жизни = по-настоящему, практически, в действительности, на деле, на самом деле; тусовка (компания, круг общения, неформальная группировка)
бабки – деньги
гнобить –«ущемлять в правах, унижать, подвергать преследованиям»
достать – «довести до крайнего раздражения, приставая, налоедая»
по новой –
в полный рост – «открыть, всецело». Веселились в полный рост!
Психовать
Раскрутить –широко разрекламировать популяризировать;
Оторваться – отдохнуть, развлечься;
Косяк запороть – сделать ошибку;
Лох – бестолковый, разиня, простак, излишне доверчивый
Снять телок, баб
Фишка – то, что придает привлекательность
Крыша, крышевать
Сегодня в телевещании допускается, а иногда и поощряется употребление бранной лексики, в том числе и мата, выражений, которые раньше именовались неприличными, непристойными, непечатными, нецензурными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Повторение морфемики и словообразования"
Конспект открытого урока...
Интерактивный тест по теме: «Морфемика и словообразование»
Цель использования презентации: проверить и закрепить знания по теме «Морфемика и словообразование». Тест состоит из 17 заданий.Внимание! При входе в режим показа должно появить...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование"
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование", 9 вариантов. (Обучение ведется по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной)...
ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось б...
Методические разработки уроков русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения.
В данной разработке представлены 2 урока русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения, разработанной Заслуженным учителем ...
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...