Урок в 6 классе по теме "Употребление имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рассмотрение употребления имен прилагательных на примере текстов различных стилей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.42 КБ
Файл rabochiy_list.docx20.01 КБ
Файл upotreblenie_imen_prilagatelnyh.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Употребление имен прилагательных.

Цель:

формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.

Обучающие задачи:

  • рассмотреть роль прилагательных в речи;
  • повторить правописание имён прилагательных.

Развивающие задачи:

  • развивать наблюдательность, умение выразительно читать текст;
  • формировать умение употреблять имена прилагательные в речи.

Воспитывающая задача:

  • формировать познавательную активность;
  • формировать умение работать в паре.

Технологии:

  • ИКТ:

- средства программного обеспечения интерактивной доски: запись текстов.

  • технология сотрудничества;
  • технология проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемный;
  • деятельностный;
  • частично-поисковый;

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • учебник русского языка для 6 класса (под ред. М.М.Разумовской);
  • раздаточный материал (листы с заданиями).

Оформление: презентация к уроку в программе Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

О какой части речи говорится в данном высказывании.

 – самая изобразительная часть речи.  -  могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)

Ответ.

Прилагательное – самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)

  1. Записываем число и тему урока.
  2. Слова для распределительного диктанта. Запишите слова, распределяя их в 2 столбика, выделите суффиксы.

Дли..ая, ветре..ый, песча..ые,деревя..ый, осе..ие, школь..ые, тума..ый, гуси..ая, таинстве..ая, безветре..ая, стари..ый, оловя..ый,  кожа..ый, со..ый, серебря..ый, лоси..ые.

Ответ.

Н                        НН

Ветр-ен-ый                        длин-н-ая

Песч-ан-ая                        дерев-янн-ый

Школь-н-ые                осен-н-ие

Гус-ин-ая                        туман-н-ый

Кож-ан-ый                        таинств-енн-ая

Серебр-ян-ый                безветренн-ая

Лос-ин-ые                        стар-ин-н-ая

                                Олов-янн-ый

                                Сон-н-ый

  1. Найдите в данном предложении прилагательное, объясните написание выбранного слова, выполните морфемный разбор и восстановите словообразовательную цепочку

Улица освещалась придорожными фонарями.

При-дорожная – дорож-н-ая – дорога

  1. Работа с текстами.
  • Перед вами 2 текста. Познакомьтесь с ними самостоятельно. Давайте прочитаем их вслух, но во время прочтения обратите внимание, что в этих текстах общего и что различного

Текст 1.

Первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и лёгкий. Поля и лесные поляны

гладкие и чистые. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые искристые снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звёздочка с лучами.

Текст 2.

Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов. Они выпадают на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создают снежный покров,  укрывают земную поверхность до прихода весны.

(Общее тема снег, различные стили речи: 1художественный, 2 научный.)

  • Как вы это определили? (в 1 тексте много слов в переносном значении, он выразительный, во 2 слова в прямом значении)

  • Подчеркните все имена прилагательные в обоих текстах. Определите их роль.

(В худ. ст. для создания более точной, выразительной, образной картины. Как правило, имена прилаг. используются в переносном значении, такие слова мы относим к эпитетам. (робок, тих, легок,

В научном стиле слова используются в составе терминов, их значение прямое.)

  • Посмотрите на данные тексты еще раз и ответьте на вопрос, что изменится, если мы уберем имена прилагательные. (1 текст теряет выразительность, 2 тест теряет смысл)
  1. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

 Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Работа в парах над созданием собственного текста.

Используя предложенные слова, составьте и запишите текст из 3-5 предложений. Тему и стиль вы определяете самостоятельно. (слова даются в начальной форме)

Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.

(работают в парах, читают тексты все желающие)

  1. Работа в парах над подбором имен прилагательных в прямом и переносном значении к словам СНЕЖИНКА, ЛЕД, ИНЕЙ (по слову на каждый ряд).

Снежинка

Лед

Иней

прямое

переносное

прямое

переносное

прямое

переносное

  1. Подведение итогов.

Посмотрите, пожалуйста,  на доску и закончите предложения.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне не понравилось...

(в зависимости от стиля они придают тексту образность, выразительность, точность, конкретизируют то, о чем говорится в тексте…)

  1. Домашнее задание. Перед вами текст. Просмотрите на его строение и определите  стиль.  (Это отрывок из инструкции, а инструкция принадлежит к деловому стилю.) Ваша задача дома провести исследование: найти все прилагательные и определить их роль в деловом стиле. Запишите вывод, с какой целью употребляются имена прилагательные в деловом стиле.

Инструкция.  Как выбрать лопату для уборки снега.

  1. Самый распространенный способ уборки снега – работа лопатой. Нужна специальная модель – снеговая. Она имеет широкий ковш с небольшим углублением и прямую кромку.
  2.  Желательно выбирать с прочной металлической окантовкой: ведь лопатой придется сгребать и отбрасывать снег.
  3. Продуктивность процесса зависит от ширины рабочей части, которая может составлять от 35 до 75 см.
  4. Модели с ковшом шириной до 100 см называются скреперы. Они подходят для расчистки больших участков и используются в основном для сгребания снега. Вместо обычного черенка для удобства работы у них предусмотрена П-образная рукоять. 



Предварительный просмотр:

Рабочий лист.

Задание №1.

_______________ – самая изобразительная часть речи. ________________ -  могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)

Задание №2.

Дли..ая, ветре..ый, песча..ые, деревя..ый, осе..ие, школь..ые, тума..ый, гуси..ая, таинстве..ая, безветре..ая, стари..ый, оловя..ый,  кожа..ый, со..ый, серебря..ый, лоси..ые.

Задание №3.

Текст 1.

Первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и лёгкий. Поля и лесные поляны гладкие и чистые. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые искристые снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звёздочка с лучами.

Текст 2.

Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов. Они выпадают на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создают снежный покров,  укрывают земную поверхность до прихода весны.

Задание №4.

Используя предложенные слова, составьте и запишите текст из 3-5 предложений. Тему и стиль вы определяете самостоятельно. (слова даются в начальной форме)

Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.

Задание №5. *

Иней

прямое

переносное

Домашнее задание. 

Прочитайте текст.  Сравните его с текстами, приведенными в задании №3 (тема, стиль, речевая ситуация). Проанализируйте роль имен прилагательных и сделайте вывод, с какой целью употребляются имена прилагательные в данном стиле текста.

***Составьте и запишите текст на тему «Употребление имен прилагательных в различных стилях речи»

  1. Самый распространенный способ уборки снега – работа лопатой. Нужна специальная модель – снеговая. Она имеет широкий ковш с небольшим углублением и прямую кромку.
  2.  Желательно выбирать с прочной металлической окантовкой: ведь лопатой придется сгребать и отбрасывать снег.
  3. Продуктивность процесса зависит от ширины рабочей части, которая может составлять от 35 до 75 см.
  4. Модели с ковшом шириной до 100 см называются скреперы. Они подходят для расчистки больших участков и используются в основном для сгребания снега. Вместо обычного черенка для удобства работы у них предусмотрена П-образная рукоять. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

… – самая изобразительная часть речи. … - могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. ( Виктор Владимирович Виноградов)

Слайд 2

Прилагательное – самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. ( Виктор Владимирович Виноградов)

Слайд 3

Употребление имен прилагательных.

Слайд 5

Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.

Слайд 6

Продолжите высказывания: С егодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я знаю… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...

Урок письма. 6 класс.Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа. Упражнения по закреплению.

Конспект урока включает в себя упражнения по закреплению темы "Склонение имен прилагательных множественного числа".Данный урок был одобрен методическим обединением школы и может быть полезен начинающи...

Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"

Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

урок в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных"

урок разработан в соответствии с последними требованиями к уроку русского языка...

Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс

Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...

Урок рефлексии в 5 классе. Тема "Разряды имен прилагательных"

Урок  рефлексии  в 5 классе. После изучения темы "Разряды имен прилагательных" Цель урока: Формирование умения применять алгоритм определения разрядов имени прилагательного.Фиксировать ...