Урок в 6 классе по теме "Употребление имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Рассмотрение употребления имен прилагательных на примере текстов различных стилей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 27.42 КБ |
rabochiy_list.docx | 20.01 КБ |
upotreblenie_imen_prilagatelnyh.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Употребление имен прилагательных.
Цель:
формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.
Обучающие задачи:
- рассмотреть роль прилагательных в речи;
- повторить правописание имён прилагательных.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, умение выразительно читать текст;
- формировать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Воспитывающая задача:
- формировать познавательную активность;
- формировать умение работать в паре.
Технологии:
- ИКТ:
- средства программного обеспечения интерактивной доски: запись текстов.
- технология сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- деятельностный;
- частично-поисковый;
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование:
- интерактивная доска;
- учебник русского языка для 6 класса (под ред. М.М.Разумовской);
- раздаточный материал (листы с заданиями).
Оформление: презентация к уроку в программе Power Point.
Ход урока.
- Организационный момент.
О какой части речи говорится в данном высказывании.
… – самая изобразительная часть речи. … - могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)
Ответ.
Прилагательное – самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)
- Записываем число и тему урока.
- Слова для распределительного диктанта. Запишите слова, распределяя их в 2 столбика, выделите суффиксы.
Дли..ая, ветре..ый, песча..ые,деревя..ый, осе..ие, школь..ые, тума..ый, гуси..ая, таинстве..ая, безветре..ая, стари..ый, оловя..ый, кожа..ый, со..ый, серебря..ый, лоси..ые.
Ответ.
Н НН
Ветр-ен-ый длин-н-ая
Песч-ан-ая дерев-янн-ый
Школь-н-ые осен-н-ие
Гус-ин-ая туман-н-ый
Кож-ан-ый таинств-енн-ая
Серебр-ян-ый безветренн-ая
Лос-ин-ые стар-ин-н-ая
Олов-янн-ый
Сон-н-ый
- Найдите в данном предложении прилагательное, объясните написание выбранного слова, выполните морфемный разбор и восстановите словообразовательную цепочку
Улица освещалась придорожными фонарями.
При-дорожная – дорож-н-ая – дорога
- Работа с текстами.
- Перед вами 2 текста. Познакомьтесь с ними самостоятельно. Давайте прочитаем их вслух, но во время прочтения обратите внимание, что в этих текстах общего и что различного
Текст 1.
Первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и лёгкий. Поля и лесные поляны
гладкие и чистые. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые искристые снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звёздочка с лучами.
Текст 2.
Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов. Они выпадают на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создают снежный покров, укрывают земную поверхность до прихода весны.
(Общее тема снег, различные стили речи: 1художественный, 2 научный.)
- Как вы это определили? (в 1 тексте много слов в переносном значении, он выразительный, во 2 слова в прямом значении)
- Подчеркните все имена прилагательные в обоих текстах. Определите их роль.
(В худ. ст. для создания более точной, выразительной, образной картины. Как правило, имена прилаг. используются в переносном значении, такие слова мы относим к эпитетам. (робок, тих, легок,
В научном стиле слова используются в составе терминов, их значение прямое.)
- Посмотрите на данные тексты еще раз и ответьте на вопрос, что изменится, если мы уберем имена прилагательные. (1 текст теряет выразительность, 2 тест теряет смысл)
- Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Работа в парах над созданием собственного текста.
Используя предложенные слова, составьте и запишите текст из 3-5 предложений. Тему и стиль вы определяете самостоятельно. (слова даются в начальной форме)
Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.
(работают в парах, читают тексты все желающие)
- Работа в парах над подбором имен прилагательных в прямом и переносном значении к словам СНЕЖИНКА, ЛЕД, ИНЕЙ (по слову на каждый ряд).
Снежинка | Лед | Иней | |||
прямое | переносное | прямое | переносное | прямое | переносное |
- Подведение итогов.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Мне понравилось…
Мне не понравилось...
(в зависимости от стиля они придают тексту образность, выразительность, точность, конкретизируют то, о чем говорится в тексте…)
- Домашнее задание. Перед вами текст. Просмотрите на его строение и определите стиль. (Это отрывок из инструкции, а инструкция принадлежит к деловому стилю.) Ваша задача дома провести исследование: найти все прилагательные и определить их роль в деловом стиле. Запишите вывод, с какой целью употребляются имена прилагательные в деловом стиле.
Инструкция. Как выбрать лопату для уборки снега.
- Самый распространенный способ уборки снега – работа лопатой. Нужна специальная модель – снеговая. Она имеет широкий ковш с небольшим углублением и прямую кромку.
- Желательно выбирать с прочной металлической окантовкой: ведь лопатой придется сгребать и отбрасывать снег.
- Продуктивность процесса зависит от ширины рабочей части, которая может составлять от 35 до 75 см.
- Модели с ковшом шириной до 100 см называются скреперы. Они подходят для расчистки больших участков и используются в основном для сгребания снега. Вместо обычного черенка для удобства работы у них предусмотрена П-образная рукоять.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист.
Задание №1.
_______________ – самая изобразительная часть речи. ________________ - могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. (Виктор Владимирович Виноградов)
Задание №2.
Дли..ая, ветре..ый, песча..ые, деревя..ый, осе..ие, школь..ые, тума..ый, гуси..ая, таинстве..ая, безветре..ая, стари..ый, оловя..ый, кожа..ый, со..ый, серебря..ый, лоси..ые.
Задание №3.
Текст 1.
Первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и лёгкий. Поля и лесные поляны гладкие и чистые. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые искристые снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звёздочка с лучами.
Текст 2.
Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов. Они выпадают на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создают снежный покров, укрывают земную поверхность до прихода весны.
Задание №4.
Используя предложенные слова, составьте и запишите текст из 3-5 предложений. Тему и стиль вы определяете самостоятельно. (слова даются в начальной форме)
Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.
Задание №5. *
Иней | |
прямое | переносное |
Домашнее задание.
Прочитайте текст. Сравните его с текстами, приведенными в задании №3 (тема, стиль, речевая ситуация). Проанализируйте роль имен прилагательных и сделайте вывод, с какой целью употребляются имена прилагательные в данном стиле текста.
***Составьте и запишите текст на тему «Употребление имен прилагательных в различных стилях речи»
- Самый распространенный способ уборки снега – работа лопатой. Нужна специальная модель – снеговая. Она имеет широкий ковш с небольшим углублением и прямую кромку.
- Желательно выбирать с прочной металлической окантовкой: ведь лопатой придется сгребать и отбрасывать снег.
- Продуктивность процесса зависит от ширины рабочей части, которая может составлять от 35 до 75 см.
- Модели с ковшом шириной до 100 см называются скреперы. Они подходят для расчистки больших участков и используются в основном для сгребания снега. Вместо обычного черенка для удобства работы у них предусмотрена П-образная рукоять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прилагательное – самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении. ( Виктор Владимирович Виноградов)
Употребление имен прилагательных.
Долгий, белый, снежный, белоснежный, холодный, суровый, прекрасный, красивый, морозный, удивительный, сказочный, долгожданный, великолепный.
Продолжите высказывания: С егодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я знаю… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...
Урок письма. 6 класс.Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа. Упражнения по закреплению.
Конспект урока включает в себя упражнения по закреплению темы "Склонение имен прилагательных множественного числа".Данный урок был одобрен методическим обединением школы и может быть полезен начинающи...
Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"
Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....
План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...
урок в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных"
урок разработан в соответствии с последними требованиями к уроку русского языка...
Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...
Урок рефлексии в 5 классе. Тема "Разряды имен прилагательных"
Урок рефлексии в 5 классе. После изучения темы "Разряды имен прилагательных" Цель урока: Формирование умения применять алгоритм определения разрядов имени прилагательного.Фиксировать ...