Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 1
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Эпистолярный жанр. Письмо»
учителя русского языка и литературы
Персиановой Ирины Сергеевны.
город-курорт Железноводск
2018 г.
Цели:
1. Образовательные:
· ознакомление с этикетными правилами написания письма другу;
· приобретение навыков правильного написания личного письма.
2. Развивающие:
· развитие орфографической зоркости учащихся;
· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;
· формирование культуры речи учащихся.
3. Воспитательные:
· формирование нравственных основ человеческой личности;
· ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- уметь пользоваться толковым словарем,
- знать этикетные правила написания письма;
- уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, оформлять конверт.
Оборудование: компьютер, мультимедиа аппаратура, толковый словарь, презентация, мультфильм.
Ход урока
Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели…
А.С. Пушкин
- Орг. момент.
Просмотр фрагмента мультфильма «Как было написано первое письмо» (по сказке Р.Киплинга»).
- О чем этот фрагмент?
- Почему соплеменники девочки неправильно истолковали содержание письма, которое принес незнакомец?
- Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.
- Слово учителя.
- Сейчас жанр письма (эпистолы) используется все реже. Мы очень редко пишем письма. Чаще звоним, иногда пользуемся электронной почтой. И многое теряем. Ты на даче, в походе, в другом городе… А где -то далеко твои друзья, родители. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. Не услышать короткое сообщение, а почитать и перечитать, подержать в руках листок бумаги, от которого веет вашим теплом…Сегодня на уроке мы будем говорить об эпистолярном жанре. Этот жанр развился из бытовой переписки.
4. Сообщения учащихся «По страницам истории..»
Древняя эпистола
Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
Но эпистолярное искусство ( от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.
Для кого «письмовники»
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью, чтение их вызывает только улыбку.
Из жизни замечательных людей
Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.
Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям – небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный, с отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением правил этикета, нарушать который не мог себе позволить даже великий поэт. Вот пример только подписи такого письма:
«С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга
Александр Пушкин»
А вот примеры из писем Л.Н.Толстого АЛЕКСАНДРУ П
«Ваше Величество!
В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.
Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас . чтобы были, ежели не наказаны, то обличены виновные в злоупотреблении своей властью, коей они были награждены по Вашей милости.
Вашего величества верноподданный
Граф Лев Толстой»
5. Слово учителя:
- Любите ли вы получать письма?
- Охотно ли на них отвечаете?
«Я к Вам пишу, чего же боле?»
Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна. Красиво, лирично звучит оно.
«Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе. Привет».
Это первые строчки стихотворения С.Есенина «Письмо к матери». Какой заботой и теплотой веет от этих слов. Как приятно получить такое письмо.
Эпистолярной формой пользовались многие писатели и поэты. Ф.М.Достоевский написал роман в письмах «Бедные люди», К.Симонов («Жди меня»), В.Высоцкий («Письмо на передачу «Очевидное невероятное») также использовали данную форму для создания своих стихотворений. Форма писем или посланий позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Письма бывают разные.
- Какие виды писем вы знаете? (личные, деловые, рекламные, отказные, поздравительные и другие)
- Сегодня мы будем говорить о частных (личных) письмах. Им свойственен разговорный стиль речи. Выделим некоторые особенности данного стиля:
1) простые предложения, часто неполные, или сложные, но небольшие по объему;
2) слова, придающие речи эмоциональность: эпитеты, эмоционально окрашенные и даже грубоватые слова, вводные слова, частицы, междометия (ах, ой, увы, здравствуйте, спасибо, до свидания и т. п.);
3) риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа);
4) выражения волеизъявления (просьбы, приказы, требования)
6. Немой диктант.
Спишите письмо, адресованное герою повести В. Крапивина «Оруженосец Кашка». Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите в письме девочки признаки разговорного стиля.
«Здравствуй Вовка!
Ты не сердись что я всё время ссорилась, ладно? Это я из-за Катьки. Я боялась что она смеяться начнёт что мы всё время вместе. Помнишь когда мы на пруду сидели я рассердилась и убежала. Это я Катькин голос услыхала и думала что она следит за нами. Это глупо конечно. А когда ты уехал я Катьку встретила. Я думала она смеяться будет что я тебя провожала. А она стала вздыхать и говорить что хорошо что ты уехал а то она боялась в тебя влюбиться. Вот дура! Верно? Без тебя скучно. Ты приезжай на будущий год. Все ребята про тебя спрашивают. Я говорю, что приедешь...
До свидания. Надя.
7. Речеведческая разминка.
Речевая ситуация
официальное
Лицо
неофициальное
Задача речи
деловая сообщить
Информация
неделовая поздравить
поделиться чувствами
поблагодарить
извиниться
8. Словарная работа.
Адресат – тот, кому предназначается письмо
Адресант – тот, кто адресует письмо
9. Слово учителя.
Структура письма.
В начале письма принято обращаться к тому, кому оно адресовано. Имеет место выражение различных чувств (извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), отражающих интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
В основной части письма обычно рассказывают о событиях и фактах, которые будут интересны вашему адресату.
В заключительной части – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания (до свидания, с уважением, целую и др.)
В конце письма ставятся дата и подпись; используйте P.S. - постскриптум (лат. post scriptum– после написанного).
- А сейчас давайте обратим внимание на правила написания писем, которых должен придерживаться каждый культурный адресант
Учитесь культуре общения!
Старайтесь писать ясно и просто.
Учитывайте, кому вы пишете, выберите для своего письма верный тон.
Будьте искренними, дружелюбными. Не пишите писем в минуты гнева, раздражения.
Поздравляйте родных и друзей в дни рождения и другие праздники.
Не стесняйтесь выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия
Возьмите на заметку!
Этикетные формулы для выражения:
приветствия: добрый день {вечер, утро), здравствуй{те), привет!;
прощания: до свидания, до {скорой) встречи, прощай{те), всего доброго, пока!, до скорой!;
просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны;
сожаления: извините, простите, мне жаль, я вам сочувствую, сожалею;
благодарности: спасибо, благодарю, вы очень добры, вы очень любезны;
в ответ на слова благодарности употребляются этикетные слова: пожалуйста, не за что, не стоит благодарности.
10. Стилистический эксперимент.
Вводные слова часто используют в письмах. Это придаёт посланию особую эмоциональность, живость и убедительность, создаёт ощущение присутствия автора.
Прочитайте письмо из повести А. Алексина «Раздел имущества». Как изменится стиль письма, если на место пропусков вы подставите подходящие по смыслу вводные слова? Спишите. Вставьте вводные слова, выделите их запятыми. Несколько дней мы не могли послать маме с папой письмо: не знали как написать о смерти тёти Мани. Пока мы откладывали, пришло письмо от мамы: «Дорогая Анисья Ивановна, добрый наш гений! Возникла ситуация, о которой мне нелегко написать. Но я ... должна это сделать. Во имя самого главного для меня и для вас: во имя Верочкиного здоровья. Я подумала — и врачи ... со мной согласились, — что общение со столь больным и ... не вполне нормальным человеком, каким является сейчас тётя Маня, может плохо отразиться на Верочкиной нервной системе. Можем ли мы подвергать риску плоды нашего и ... вашего труда? ... нет! ... рука моя отказывается писать дальше».
Слова для справок: бесспорно, к сожалению, простите за эти слова, прежде всего, безусловно, поверьте.
11. Устное сочинение.
Письма близким, знакомым, приятелям часто пишут, используя элементы разговорного стиля. Найдите в тексте письма приметы, характерные для разговорного стиля. Составьте устное сообщение «Признаки разговорного стиля», используя примеры из письма, приведите свои примеры.
Приемы развития красивой речи
Письма к родным, знакомым, друзьям являются замечательным тренажёром, помогающим развивать речь.
Если ответ на вопрос «О чем писать?» вызывает у вас затруднение, воспользуйтесь некоторыми советами.
В начале письма расскажите о ваших общих знакомых, о развитии событий, известных вашему адресату. Это позволит ему вернуться в мир ваших общих интересов и переживаний.
Обязательно ответьте на вопросы, которые задали вам.
Расскажите о последних событиях в вашей жизни.
Расспросите своего адресата о его жизни, об успехах в области его увлечений (спорт, коллекции и т. п.).
12. Сочинение - миниатюра.
-Часто ли у вас возникает ситуация, когда вам необходимо о чем-то предупредить родных, друзей, знакомых? Напишите записку.
13. Домашнее задание:
Напишите, используя данные выше рекомендации, письмо другу, подруге, знакомому.
14. Рефлексия. Продолжить предложение.
- Сегодняшняя тема важна, потому что…
Список использованной литературы
1. Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей-словесников по программе «Речь». – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий».
4. www.azps.ru
5. www.грамота.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...
- Мне нравится (1)