Программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа элективного курса19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Программа элективного курса «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста» составлена для 9 класса в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку в 9 классе. Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3 - х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения - рассуждения.

ЦЕЛИ курса: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качеств речи, развитие познавательных интересов, логики мышления , развитие речевой культуры, бережного отношения к языку

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Данный курс рассчитан на 8 часов (2 четверть: 1 час в неделю).

В ходе занятий учащиеся должны научиться:  - овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9 - классников; -  грамотно писать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту;  - владеть формами обработки информации исходного текста;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; - самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; - работать с бланками экзаменационной работы; - сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Формы организации деятельности обучающихся: - Практикумы;  - Работа в парах; - Групповая работа; - Исследовательская деятельность учащихся.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).

Требование к результатам освоения учебного курса обучающихся:

Овладение глубокими и систематизированными знаниями

Способность работать над разнообразной информацией

Умение корректно выразить свое мнение по различным проблемам

Способность аргументированно доказать собственную точку зрения.

                                                                             Учебно-тематический план

Тема занятия

Дата

Количество часов

Формы работы

Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

1ч.

Лекция

Основные аспекты текста. Композиция сочинения.

1ч.

Работа в парах

Определение темы, проблем, авторской позиции текста.

1ч.

Групповая работа

Обучающее сочинение по тексту.

2ч.

Практикум

Рецензирование и редактирование творческой работы.

3ч.

Исследовательская деятельность учащихся

Итого

8ч.

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена на основе:

1.Федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего  образования (приказ Минобрнауки РФ N1897 от  17.12.2010 г.)

2.Авторской программы  Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень) М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского: - Москва: Просвещение, 2014.

Программа обеспечена УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2013

Согласно учебному плану МБОУ «СШ №2» на 2018-2019 учебный год рабочая программа  факультатива «Трудности русского языка» рассчитана на 18 часов (2 полугодие), 1 час в неделю.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи - повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за начальную школу и 5 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;   - заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия  русским языком; - совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 Основные методы и приёмы работы:  лекция;   беседа;   создание проблемной ситуации;  анализ текстов различных стилей и типов;   работа с тестами;    различные виды грамматического разбора;   работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  создание таблиц, схем, алгоритмов;   обсуждение, диалог;   написание и редактирование орфографических диктантов;    самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:

Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения.  Технологии личностно - ориентированного образования (игровые  технологии, метод проектов и др.)

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)

Раздел 1. Требования к результатам изучения  данного курса : 

           Личностные результаты:  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные  результаты: 1.Свободно пользоваться орфографическим словарем; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств 2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

Предметные результаты:  1) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; 3) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 4) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический).

Раздел 2. Содержание курса (18 часов во 2 полугодии, 1час в неделю)

Содержание курса включает в себя  поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Тема 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. (1ч.)

Тема 2.Орфография как раздел науки о языке (1ч.)

Тема 3. Теоретический практикум. Фонетика.(1 ч.)

Тема 4. Теоретический практикум.  Ударение. (1 ч.)

Тема 5. Словарные слова. (1ч.)

Тема 6. Орфографический словарь - наш главный помощник. (1ч.)

Тема 7. Проверь себя. Тест№1. (1ч.)

Тема 8. Опасные согласные. (1ч.)

Тема 9. Звонкие и глухие «двойняшки» (1ч.)

Тема 10. Старые знакомые Ъ и Ь. (1ч.)

Тема 11. Большие и маленькие (правописание имен собственных). (1ч.)

Тема 12. Решение орфографических задач. (1ч.)

Тема 13. Проверь себя. Тест№2. (1ч.)

Тема 14. Орфографические головоломки. (1ч.)

Тема 15. Приставки-труженицы (классификация приставок). (1ч.)

Тема 16. Кто командует корнями? (1ч.)

Тема 17. Суффиксы - большие молодцы.

Тема 18. Проверь себя. Тест № 3. Значение орфографии (1ч.)

Раздел 3.Форма проведения промежуточной аттестации:  тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...