Программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста» составлена для 9 класса в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку в 9 классе. Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ГИА в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3 - х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения - рассуждения.
ЦЕЛИ курса: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качеств речи, развитие познавательных интересов, логики мышления , развитие речевой культуры, бережного отношения к языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Данный курс рассчитан на 8 часов (2 четверть: 1 час в неделю).
В ходе занятий учащиеся должны научиться: - овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9 - классников; - грамотно писать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту; - владеть формами обработки информации исходного текста;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; - самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; - работать с бланками экзаменационной работы; - сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Формы организации деятельности обучающихся: - Практикумы; - Работа в парах; - Групповая работа; - Исследовательская деятельность учащихся.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).
Требование к результатам освоения учебного курса обучающихся:
Овладение глубокими и систематизированными знаниями
Способность работать над разнообразной информацией
Умение корректно выразить свое мнение по различным проблемам
Способность аргументированно доказать собственную точку зрения.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Дата | Количество часов | Формы работы |
Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. | 1ч. | Лекция | |
Основные аспекты текста. Композиция сочинения. | 1ч. | Работа в парах | |
Определение темы, проблем, авторской позиции текста. | 1ч. | Групповая работа | |
Обучающее сочинение по тексту. | 2ч. | Практикум | |
Рецензирование и редактирование творческой работы. | 3ч. | Исследовательская деятельность учащихся | |
Итого | 8ч. |
Пояснительная записка
Программа факультатива составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ N1897 от 17.12.2010 г.)
2.Авторской программы Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень) М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского: - Москва: Просвещение, 2014.
Программа обеспечена УМК:
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2013
Согласно учебному плану МБОУ «СШ №2» на 2018-2019 учебный год рабочая программа факультатива «Трудности русского языка» рассчитана на 18 часов (2 полугодие), 1 час в неделю.
. Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи - повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за начальную школу и 5 класс, систематизировать и обобщить полученные знания; - заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; - совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы: лекция; беседа; создание проблемной ситуации; анализ текстов различных стилей и типов; работа с тестами; различные виды грамматического разбора; работа с таблицами, схемами, алгоритмами; создание таблиц, схем, алгоритмов; обсуждение, диалог; написание и редактирование орфографических диктантов; самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения. Технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)
Раздел 1. Требования к результатам изучения данного курса :
Личностные результаты: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты: 1.Свободно пользоваться орфографическим словарем; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств 2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Предметные результаты: 1) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; 3) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 4) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический).
Раздел 2. Содержание курса (18 часов во 2 полугодии, 1час в неделю)
Содержание курса включает в себя поисковую, творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Тема 1. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. (1ч.)
Тема 2.Орфография как раздел науки о языке (1ч.)
Тема 3. Теоретический практикум. Фонетика.(1 ч.)
Тема 4. Теоретический практикум. Ударение. (1 ч.)
Тема 5. Словарные слова. (1ч.)
Тема 6. Орфографический словарь - наш главный помощник. (1ч.)
Тема 7. Проверь себя. Тест№1. (1ч.)
Тема 8. Опасные согласные. (1ч.)
Тема 9. Звонкие и глухие «двойняшки» (1ч.)
Тема 10. Старые знакомые Ъ и Ь. (1ч.)
Тема 11. Большие и маленькие (правописание имен собственных). (1ч.)
Тема 12. Решение орфографических задач. (1ч.)
Тема 13. Проверь себя. Тест№2. (1ч.)
Тема 14. Орфографические головоломки. (1ч.)
Тема 15. Приставки-труженицы (классификация приставок). (1ч.)
Тема 16. Кто командует корнями? (1ч.)
Тема 17. Суффиксы - большие молодцы.
Тема 18. Проверь себя. Тест № 3. Значение орфографии (1ч.)
Раздел 3.Форма проведения промежуточной аттестации: тестирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...