Урок развития речи 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Ануфриева Татьяна Николаевна

Подготовка к изложению с творческим заданием по тексту С.В.Гиацинтовой "Что значит быть воспитанным?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._urok_razvitiya_rechi_razvernutyy.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

8 класс

Урок развития речи

Тема: Подготовка к изложению с творческим заданием

по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»

Цели урока:

  1. Повторить сведения об особенностях текстов публицистического стиля, строении статьи;
  2. Совершенствовать навыки анализа текста, проверять умения сохранять при пересказе стиль речи, типологическое строение, тему и основную мысль высказывания;
  3. Развивать навыки связной речи обучающихся, культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»; творческие способности школьников.

Оборудование урока: портреты С.В. Гиацинтовой, В.И. Качалова, компьютер, интерактивная доска, презентация (видеоролик) Московского Художественного театра.

Методические приемы: сообщения учеников, анализ текста, работа со справочной литературой, использование интерактивной доски.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока. (Оформление записей в тетрадях).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Общее задание. Ответ на вопрос: «Каким я представляю себе воспитанного человека?» (сочинение – миниатюра).                    Слушаем одного обучающегося.
  2. Индивидуальное задание (по выбору обучающихся)

- А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник». Кодекс воспитанного человека. (Выписать мысли А.П. Чехова в тетрадь).                    Слушаем одного обучающегося.

Чехов всю жизнь занимался самовоспитанием. В 23 года он писал своему брату и рассуждал о воспитанных людях. Чехов говорил, что воспитанные люди:

1)уважают человеческую личность, они вежливы, уступчивы;

2)не лгут даже в пустяках;

3)держат себя на улице так же, как и дома;

4)имеют талант, уважают его:

А еще я прочитала рассказ «Крыжовник». В нем ветеринарный врач Иван Иванович говорил своим друзьям: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человечка с молоточком нет…» Мне кажется, что если человек будет проявлять внимание к другим, то тогда его можно считать воспитанным человеком.

 - Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Письмо 13.             «О воспитанности» (Выписать рассуждения Д.С. Лихачева                     о воспитанности).

Слушаем одного обучающегося.

У известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева есть книга «Письма о добром и прекрасном». Он посвятил ее современникам и потомкам (так автор говорил в предисловии). Но мне кажется, что книга адресована нам, молодым. Лихачев размышлял о смысле жизни, о дружбе, о справедливости. Он избрал форму писем. Наверное, в своих читателях автор представлял друзей, старался писать легко и просто. Я прочитала «Письмо 13». Оно называется «О воспитанности». Выписала несколько мыслей Лихачева, которые мне запомнились:

-Воспитанный человек – это тот, который хочет и умеет считаться с другими.

- Воспитанный человек выполняет данные другим обещания, он всегда один и тот же – дома, в школе, в магазине.

Еще Лихачев в этой главе говорил о хороших манерах. Он считал, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

  1. Лексическая работа (индивидуальное задание, выполняет ученик на доске)

- выписать из «Толкового словаря русского языка» значение слова «воспитанный», подобрать синонимы, антонимы, составить предложение.

  1. Слово учителя. Мы с вами выяснили значение слова «воспитанный», послушали сочинения – миниатюры. Давайте запишем в тетрадь несколько тезисов, они нам помогут в дальнейшей работе на уроке и дома.

Записи в тетрадях:

Воспитанный –  отличающийся хорошим воспитание, умеющий хорошо вести себя.

Воспитанный – образованный, культурный, вежливый, порядочный.

Воспитанный – невоспитанный, бескультурный.

Из Чехова: «Воспитанный человек – вежливый, уступчивый, не лжет, всегда одинаковый дома и на улице, ценит свой талант».

Из Лихачева: «Выполняет данные другим обещания».

-Глубоко ли мы понимаем значение данного слова? Воспитанный человек – понятие глубокое. К тому, что мы услышали, можно еще многое добавить.

  1. Самостоятельное творческое задание. Презентация видеоролика «Московский Художественный театр»

Слово учителя. Именно на сцене этого театра начала  свою творческую судьбу автор текста изложения Софья Владимировна Гиацинтова (фотография на экране). А было это в 1910 году. Ей посчастливилось познакомиться со многими знаменитыми людьми. Софья Владимировна опубликовала мемуары «Люди и судьбы», книгу «С памятью наедине», публицистические статьи. С одной из них мы сегодня и будем работать. Ее кумиром был актер, которого любили миллионы  - это Василий Иванович Качалов. Многие из вас слышат эту фамилию, возможно, впервые.

- Сообщение ученика о Качалове (фотография на доске)

Василий Иванович Качалов – актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния. Качалов -  это его сценический псевдоним, настоящая фамилия Шверубович. Он родился 11 февраля в 1875 году в Вильне  (сейчас это город Вильнюс). Там закончил гимназию, потом переехал в Петербург, поступил на юридический факультет университета. Вторым университетом Качалов называл Александринский театр. Студенты организовали кружок и ставили спектакли. Качалова называли «самородком», подчеркивали мягкость его голоса, пластичность фигуры.

Настоящая известность пришла к Качалову, когда в 1900 году он начал работу в Московском Художественном театре. Дебют состоялся в роли Берендея по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Всего во МХАТе Качалов создал 55 сценических образов. Он играл главные роли в пьесах по произведениям Чехова, Горького, Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Толстого. Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов на концертах, на радио, в записях исполнял стихотворения Пушкина, Есенина, Блока, прозаические отрывки. Умер в 1948 году 30 сентября. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

  1. Слово учителя. Наверное, многие из вас догадались, о ком пойдет речь в статье «Что значит  быть воспитанным?». Перед чтением текста давайте вспомним вместе (работа в  парах), как мы готовимся к изложению. Ученики называют тезисы, потом на доске появляется памятка.

«Как готовимся к изложению»

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выясните значение непонятных слов.
  3. Определите основную мысль текста. Найдите слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для ее раскрытия.
  4. Выпишите трудные слова, объясните постановку знаков препинания.
  5. Еще раз прочитайте текст.

(Раздаем тексты изложения)

  1. Выразительное чтение вслух (два ученика) статьи С.В. Гиацинтовой  «Что значит быть воспитанным?»

Вопросы для обсуждения

 - Кого автор статьи выбирает примером воспитанного человека? (Василий Иванович Качалов)

Слово учителя: Сегодня мы  услышали ваше мнение, мнение Чехова, Лихачева, а вот теперь мнение Гиацинтовой. Если сравнить все тексты, чем именно текст изложения отличается от наших рассуждений? (Поступки Качалова называются конкретно, а не только перечисляются черты характера воспитанного человека). Писать будем о Качалове.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Человек живет среди людей, и он свои поступки должен соизмерять с тем, как их воспримут другие. Воспитанный человек всегда проявляет уважение к людям, относится к ним по-доброму.

 

  1. Работа в группах. Анализ текста. (План на интерактивной доске,                      у обучающихся – на партах печатный вариант). Учебник с. 204 «Публицистический стиль», с. 210 «Статья».          

  1. Первая группа. Композиционно-содержательный анализ:
  • определить тему текста;
  • сформулировать основную мысль текста;
  • назвать микротемы, соотнести их с абзацным членением;
  • составить план текста.

Сообщение старшего в группе.

Основная мысль текста – «Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому»

Тема текста – о поведении воспитанных людей в обществе.

Микротемы:

-Воспитанный человек… Кто он?

- Хорошие манеры – это еще не воспитанность.

 - Быть воспитанным – быть внимательным к людям.

- Качалов – образец воспитанного человека.

- Все дело в мыслях и побуждениях человека.

План

  1. Воспитанный человек – высокая похвала.
  2. Что такое воспитанность?

-хорошие манеры

-внимание к другим

-скромность, тактичность.

  1. Качалов – пример воспитанного человека.
  2. Корни поступков в мыслях и побуждениях человека.

  1. Вторая группа. Стилистический анализ текста
  • определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю: проанализировать речевую ситуацию, назвать ведущие стилевые черты;
  • указать жанровую принадлежность.
  • найти языковые средства, характерные для данного стиля речи.

Сообщение старшего в группе.

Этот  текст относится к публицистическому  стилю. Он актуален по теме, общественно значим (всегда говорят о воспитании), эмоционален. Автор Софья Владимировна Гиацинтова сообщила интересную информацию о воспитанном человеке Качалове, она воздействовала на наше сознание, повлияла на личную позицию, не оставила нас равнодушными. Жанр текста, я думаю, статья. Автор привлекает внимание читателей к важному вопросу. Наше изложение называется «Что значит быть воспитанным?».  В статье проявляется личная позиция автора. Гиацинтова не только делится своими мыслями, а старается, чтобы мы задумались над проблемой, сделали выводы.

Индивидуальная работа с интерактивной доской.

Задание: перенести из левого столбика языковые средства, которые встретились в тексте, привести примеры из изложения.

Языковые средства (работа с таблицей)

Использование восклицательных предложений

Обратный порядок слов

Прямые обращения к собеседнику

Если о вас скажут такое, считайте, что вы удостоились высокой похвалы.

Повтор слов и синтаксических конструкций

Это не только хорошие манеры. Это нечто большее в человеке.    Быть воспитанным – значит быть внимательным.

Побудительные предложения, содержащие призыв к действию

Ряды однородных членов предложения

Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон.

Вводные слова, передающие авторское отношение

Неполные предложения

Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

Риторические вопросы

Так что же такое воспитанность?

Обособленные члены предложения

  1. Третья группа. Типологическая структуры текста:
  • определить ведущий тип речи;
  • выделить включенные в текст типовые фрагменты;
  • составить типологическую схему текста;
  • найти средства связи предложений и фрагментов текста.

Сообщение стершего в группе.

Известно, что если жанр публицистического стиля «статья», то ведущим типом речи является рассуждение.

Тезис: Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому (Качалов)

Аргументы:

  1. Качалов уважал людей и интересовался их делами.
  2. Делал комплименты женщинам.
  3. Запоминал имена и отчества людей.
  4. Помогал нуждающимся, предлагал свои услуги.

Вывод: Сердечность и доброта к людям  – корни воспитанного человека.

  1. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Слово учителя. Дома нужно будет  написать ответ на вопрос: «Так как же стать воспитанным человеком?» Самостоятельный ответ на вопрос и будет концовкой изложения (творческое задание).

Составление таблицы на доске.

(«Маршрут» действий, собираем признаки воспитанного человека)

Воспитанный человек

не лжет

вежлив, уступчив

ценит свой талант

-не совершает плохих поступков, тогда не надо лгать;

 - оставаться самим собой в любой ситуации.

- не перебивает говорящего;

-умеет прощать;

-находит компромиссные решения в любой ситуации.

- не тратит время зря;

-не разменивается по мелочам;

-не выполнять несвойственную работу.

  1. Итоги урока (Оценки обучающихся.)

Слово учителя: Мы сегодня сделали все записи в тетрадях. У вас есть вопросы? Вам понятно, что делать дома? Хорошо ли вы представляете, что будете писать в изложении, в творческом задании?

Слушаем одного обучающегося.

 Дома вспомню содержание изложения, потом прочитаю записи в тетради, напишу ответ на вопрос. Я думаю, можно только о себе, а можно привести пример воспитанного человека, которого я знаю. 1.Вступление. Тезис.  2. Аргументы. 3. Вывод. Заключение (схема работы).

Слово учителя.

Спасибо всем за интересную работу на уроке. Удачи при выполнении творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...