Урок развития речи 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Подготовка к изложению с творческим заданием по тексту С.В.Гиацинтовой "Что значит быть воспитанным?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._urok_razvitiya_rechi_razvernutyy.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
8 класс
Урок развития речи
Тема: Подготовка к изложению с творческим заданием
по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»
Цели урока:
- Повторить сведения об особенностях текстов публицистического стиля, строении статьи;
- Совершенствовать навыки анализа текста, проверять умения сохранять при пересказе стиль речи, типологическое строение, тему и основную мысль высказывания;
- Развивать навыки связной речи обучающихся, культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»; творческие способности школьников.
Оборудование урока: портреты С.В. Гиацинтовой, В.И. Качалова, компьютер, интерактивная доска, презентация (видеоролик) Московского Художественного театра.
Методические приемы: сообщения учеников, анализ текста, работа со справочной литературой, использование интерактивной доски.
Ход урока
- Оргмомент. Объявление темы и целей урока. (Оформление записей в тетрадях).
- Проверка домашнего задания.
- Общее задание. Ответ на вопрос: «Каким я представляю себе воспитанного человека?» (сочинение – миниатюра). Слушаем одного обучающегося.
- Индивидуальное задание (по выбору обучающихся)
- А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник». Кодекс воспитанного человека. (Выписать мысли А.П. Чехова в тетрадь). Слушаем одного обучающегося.
Чехов всю жизнь занимался самовоспитанием. В 23 года он писал своему брату и рассуждал о воспитанных людях. Чехов говорил, что воспитанные люди:
1)уважают человеческую личность, они вежливы, уступчивы;
2)не лгут даже в пустяках;
3)держат себя на улице так же, как и дома;
4)имеют талант, уважают его:
А еще я прочитала рассказ «Крыжовник». В нем ветеринарный врач Иван Иванович говорил своим друзьям: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человечка с молоточком нет…» Мне кажется, что если человек будет проявлять внимание к другим, то тогда его можно считать воспитанным человеком.
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Письмо 13. «О воспитанности» (Выписать рассуждения Д.С. Лихачева о воспитанности).
Слушаем одного обучающегося.
У известного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева есть книга «Письма о добром и прекрасном». Он посвятил ее современникам и потомкам (так автор говорил в предисловии). Но мне кажется, что книга адресована нам, молодым. Лихачев размышлял о смысле жизни, о дружбе, о справедливости. Он избрал форму писем. Наверное, в своих читателях автор представлял друзей, старался писать легко и просто. Я прочитала «Письмо 13». Оно называется «О воспитанности». Выписала несколько мыслей Лихачева, которые мне запомнились:
-Воспитанный человек – это тот, который хочет и умеет считаться с другими.
- Воспитанный человек выполняет данные другим обещания, он всегда один и тот же – дома, в школе, в магазине.
Еще Лихачев в этой главе говорил о хороших манерах. Он считал, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
- Лексическая работа (индивидуальное задание, выполняет ученик на доске)
- выписать из «Толкового словаря русского языка» значение слова «воспитанный», подобрать синонимы, антонимы, составить предложение.
- Слово учителя. Мы с вами выяснили значение слова «воспитанный», послушали сочинения – миниатюры. Давайте запишем в тетрадь несколько тезисов, они нам помогут в дальнейшей работе на уроке и дома.
Записи в тетрадях:
Воспитанный – отличающийся хорошим воспитание, умеющий хорошо вести себя.
Воспитанный – образованный, культурный, вежливый, порядочный.
Воспитанный – невоспитанный, бескультурный.
Из Чехова: «Воспитанный человек – вежливый, уступчивый, не лжет, всегда одинаковый дома и на улице, ценит свой талант».
Из Лихачева: «Выполняет данные другим обещания».
-Глубоко ли мы понимаем значение данного слова? Воспитанный человек – понятие глубокое. К тому, что мы услышали, можно еще многое добавить.
- Самостоятельное творческое задание. Презентация видеоролика «Московский Художественный театр»
Слово учителя. Именно на сцене этого театра начала свою творческую судьбу автор текста изложения Софья Владимировна Гиацинтова (фотография на экране). А было это в 1910 году. Ей посчастливилось познакомиться со многими знаменитыми людьми. Софья Владимировна опубликовала мемуары «Люди и судьбы», книгу «С памятью наедине», публицистические статьи. С одной из них мы сегодня и будем работать. Ее кумиром был актер, которого любили миллионы - это Василий Иванович Качалов. Многие из вас слышат эту фамилию, возможно, впервые.
- Сообщение ученика о Качалове (фотография на доске)
Василий Иванович Качалов – актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния. Качалов - это его сценический псевдоним, настоящая фамилия Шверубович. Он родился 11 февраля в 1875 году в Вильне (сейчас это город Вильнюс). Там закончил гимназию, потом переехал в Петербург, поступил на юридический факультет университета. Вторым университетом Качалов называл Александринский театр. Студенты организовали кружок и ставили спектакли. Качалова называли «самородком», подчеркивали мягкость его голоса, пластичность фигуры.
Настоящая известность пришла к Качалову, когда в 1900 году он начал работу в Московском Художественном театре. Дебют состоялся в роли Берендея по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Всего во МХАТе Качалов создал 55 сценических образов. Он играл главные роли в пьесах по произведениям Чехова, Горького, Шекспира, Пушкина, Грибоедова, Толстого. Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов на концертах, на радио, в записях исполнял стихотворения Пушкина, Есенина, Блока, прозаические отрывки. Умер в 1948 году 30 сентября. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
- Слово учителя. Наверное, многие из вас догадались, о ком пойдет речь в статье «Что значит быть воспитанным?». Перед чтением текста давайте вспомним вместе (работа в парах), как мы готовимся к изложению. Ученики называют тезисы, потом на доске появляется памятка.
«Как готовимся к изложению»
- Внимательно прочитайте текст.
- Выясните значение непонятных слов.
- Определите основную мысль текста. Найдите слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для ее раскрытия.
- Выпишите трудные слова, объясните постановку знаков препинания.
- Еще раз прочитайте текст.
(Раздаем тексты изложения)
- Выразительное чтение вслух (два ученика) статьи С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»
Вопросы для обсуждения
- Кого автор статьи выбирает примером воспитанного человека? (Василий Иванович Качалов)
Слово учителя: Сегодня мы услышали ваше мнение, мнение Чехова, Лихачева, а вот теперь мнение Гиацинтовой. Если сравнить все тексты, чем именно текст изложения отличается от наших рассуждений? (Поступки Качалова называются конкретно, а не только перечисляются черты характера воспитанного человека). Писать будем о Качалове.
Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Человек живет среди людей, и он свои поступки должен соизмерять с тем, как их воспримут другие. Воспитанный человек всегда проявляет уважение к людям, относится к ним по-доброму.
- Работа в группах. Анализ текста. (План на интерактивной доске, у обучающихся – на партах печатный вариант). Учебник с. 204 «Публицистический стиль», с. 210 «Статья».
- Первая группа. Композиционно-содержательный анализ:
- определить тему текста;
- сформулировать основную мысль текста;
- назвать микротемы, соотнести их с абзацным членением;
- составить план текста.
Сообщение старшего в группе.
Основная мысль текста – «Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому»
Тема текста – о поведении воспитанных людей в обществе.
Микротемы:
-Воспитанный человек… Кто он?
- Хорошие манеры – это еще не воспитанность.
- Быть воспитанным – быть внимательным к людям.
- Качалов – образец воспитанного человека.
- Все дело в мыслях и побуждениях человека.
План
- Воспитанный человек – высокая похвала.
- Что такое воспитанность?
-хорошие манеры
-внимание к другим
-скромность, тактичность.
- Качалов – пример воспитанного человека.
- Корни поступков в мыслях и побуждениях человека.
- Вторая группа. Стилистический анализ текста
- определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю: проанализировать речевую ситуацию, назвать ведущие стилевые черты;
- указать жанровую принадлежность.
- найти языковые средства, характерные для данного стиля речи.
Сообщение старшего в группе.
Этот текст относится к публицистическому стилю. Он актуален по теме, общественно значим (всегда говорят о воспитании), эмоционален. Автор Софья Владимировна Гиацинтова сообщила интересную информацию о воспитанном человеке Качалове, она воздействовала на наше сознание, повлияла на личную позицию, не оставила нас равнодушными. Жанр текста, я думаю, статья. Автор привлекает внимание читателей к важному вопросу. Наше изложение называется «Что значит быть воспитанным?». В статье проявляется личная позиция автора. Гиацинтова не только делится своими мыслями, а старается, чтобы мы задумались над проблемой, сделали выводы.
Индивидуальная работа с интерактивной доской.
Задание: перенести из левого столбика языковые средства, которые встретились в тексте, привести примеры из изложения.
Языковые средства (работа с таблицей)
Использование восклицательных предложений | ||
Обратный порядок слов | ||
Прямые обращения к собеседнику | Если о вас скажут такое, считайте, что вы удостоились высокой похвалы. | |
Повтор слов и синтаксических конструкций | Это не только хорошие манеры. Это нечто большее в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным. | |
Побудительные предложения, содержащие призыв к действию | ||
Ряды однородных членов предложения | Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. | |
Вводные слова, передающие авторское отношение | ||
Неполные предложения | Значит, все дело в мыслях и побуждениях. | |
Риторические вопросы | Так что же такое воспитанность? | |
Обособленные члены предложения |
- Третья группа. Типологическая структуры текста:
- определить ведущий тип речи;
- выделить включенные в текст типовые фрагменты;
- составить типологическую схему текста;
- найти средства связи предложений и фрагментов текста.
Сообщение стершего в группе.
Известно, что если жанр публицистического стиля «статья», то ведущим типом речи является рассуждение.
Тезис: Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому (Качалов)
Аргументы:
- Качалов уважал людей и интересовался их делами.
- Делал комплименты женщинам.
- Запоминал имена и отчества людей.
- Помогал нуждающимся, предлагал свои услуги.
Вывод: Сердечность и доброта к людям – корни воспитанного человека.
- Подготовка к выполнению домашнего задания.
Слово учителя. Дома нужно будет написать ответ на вопрос: «Так как же стать воспитанным человеком?» Самостоятельный ответ на вопрос и будет концовкой изложения (творческое задание).
Составление таблицы на доске.
(«Маршрут» действий, собираем признаки воспитанного человека)
Воспитанный человек | ||
не лжет | вежлив, уступчив | ценит свой талант |
-не совершает плохих поступков, тогда не надо лгать; - оставаться самим собой в любой ситуации. | - не перебивает говорящего; -умеет прощать; -находит компромиссные решения в любой ситуации. | - не тратит время зря; -не разменивается по мелочам; -не выполнять несвойственную работу. |
- Итоги урока (Оценки обучающихся.)
Слово учителя: Мы сегодня сделали все записи в тетрадях. У вас есть вопросы? Вам понятно, что делать дома? Хорошо ли вы представляете, что будете писать в изложении, в творческом задании?
Слушаем одного обучающегося.
Дома вспомню содержание изложения, потом прочитаю записи в тетради, напишу ответ на вопрос. Я думаю, можно только о себе, а можно привести пример воспитанного человека, которого я знаю. 1.Вступление. Тезис. 2. Аргументы. 3. Вывод. Заключение (схема работы).
Слово учителя.
Спасибо всем за интересную работу на уроке. Удачи при выполнении творческого задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...