Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными". Разработка содержит теоретический и практический материал по теме.
Тип урока - усвоение новых знаний.
Цели урока:
•дать представление о СПП с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений;
•совершенствовать пунктуационные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_spp_s_pridatochnymi_izyasnitelnymi.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: дать представление о СПП с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений; совершенствовать пунктуационные навыки.
Прочитайте предложения и рассмотрите их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений? В чём различия? Ты говорил, что решил эту задачу. [… глагол ] , (что…). Ты сказал, чтобы я решил эту задачу. [… глагол ] , (чтобы…). Ты спросил, как решить эту задачу. [… глагол ] , (как…). Ты не сказал о том, где найти эту задачу. [… глаг.+ указ. сл. ] , (где…).
Замените данные предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью. По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!» Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?»
Проверь себя! По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет. Собака словно просила, чтобы её не прогоняли. Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены. В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы; Относятся к словам, которые имеют значения речи, мысли или чувства; это чаще всего глаголы, реже другие части речи, например, существительные и краткие прилагательные: Он сказал леснику (что?), что заблудился . Я рад (чему?), что успешно сдал экзамены .
Придаточные изъяснительные присоединяются к изъясняемому слову: при помощи союзов что, как, будто, чтобы ; Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье . при помощи союзных слов: Дети чувствуют, кто их любит . (Л. Толстой) при помощи частицы ли , употреблённой в значении союза: Я не знаю, успею ли завтра на первый урок.
Указательные слова в СПП с придаточными изъяснительными В главном предложении при изъясняемых словах может быть указательное слово то , которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Сравните, например: Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. Никто не знал того , откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.
Найдите все СПП с придаточными изъяснительными Как только мы поб е лили потолок, выясн и лась интересная подробн о сть. (В. Шефнер ) Нет сомнений в том, что первые впечатления являю тся самыми яркими. (В. Бианки) Писатель обязан постоя нн о находи ться за рабочим столом и помнить, что его трудов ждут читатели. (В. Пикуль) Поезд ост а новился в смеша нн ом лесу, где берёзы просвеч и вали сквозь зар о сли молодых дубов. (А. Медников) Дополнительное задание: объясните выделенные орфограммы.
Проверь себя! Нет сомнений в том (в чём?), что первые впечатления являются самыми яркими . (В. Бианки) Писатель обязан постоянно находиться за рабочим столом и помнить (о чём?), что его трудов ждут читатели . (В. Пикуль)
Спишите, расставляя запятые и вставляя пропущенные буквы. Я (по)прежнему такой же нежный И м_чтаю только лиш (?) о том Чтоб скорее от тоски мятежной Воротит(?) ся в низ_нький наш дом. (С. Есенин) Губ_рнатору хотелось пог_ворить с Софьей узнать (не) ску_но ли ей у него жить (не)хочет(?) ся ли в Москву. (И. Сургучёв)
Проверь себя! Я по- прежнему такой же нежный И мечтаю только лиш ь о том , Чтоб скорее от тоски мятежной Воротит ь ся в низ е нький наш дом. (С. Есенин) Губ е рнатору хотелось поговорить с Софьей , узнать , не ску ч но ли ей у него жить , не хоче тс я ли в Москву. (И. Сургучёв)
Рефлексия
Спасибо за внимание!
Список источников 1. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 368 с. 2. Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Диктанты по русскому языку: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 207 с. 3. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [ С.Г.Бархударов и др. ] . – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс
Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....
Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"
Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....