Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o-a_v_kornyah_-lag-_-lozh-.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Буквы о –а в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ».
Образовательные цели урока: освоение орфограммы «Буквы о-а в корнях –лаг-, -лож-», усвоение алгоритма действий при применении правила, применение данного правила на практике, отличие слов с ложным чередованием.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; принятие и сохранение учебной задачи, планирование необходимых действий; понимание и интеграция информации в имеющийся запас знаний, воспроизведение с учётом решаемых задач; умение задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы: учебный комплекс В.В.Бабайцевой, раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).
№ | Этап урока. Основное содержание. | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Мотивация - Послушайте «Сказку про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию» (сказку наизусть рассказывают ученики) Давным-давно на белом свете Жил пятиклассник, мальчик Петя, Хоть был талантлив и умен, Но с русским был не дружен он. И дома, в школе, на уроке Все сыпали ему упреки: «Правописания правил он Не знает, глупых мыслей полон!» Пришел конец терпенью Пети, И он решил, вы все заметьте, Пойти в страну Правописания И осмотреть все со стараньем… Шел долго, коротко ли шел, Но все ж страну ту он нашел… Войти никак нельзя туда, Коль не предложишь ты труда. Там корни у ворот стоят, Сомкнулись тесно-тесно в ряд. И говорят все вместе Пете: «Зачем пришел к воротам этим?» Им Петя вежливо сказал, Что познакомиться желал: Чередованья А и О В корнях замучило его. Навстречу вышел корень –КАС-, И суффикс –А- за ним тотчас, Все потому, что корень –КАС- Без –А- ни шагу напоказ. Коль суффикс –А- пропал куда-то, То корень будет –КОС-, ребята! -ЛАГ- и –ЛОЖ- сказали ясно: «С этим правилом согласны, Если суффикс –А- за корнем, Пишем букву А спокойно». Вышли корни –ГАР- и –ГОР-, А за ними –ТВАР- и –ТВОР-, А за ними –КЛАН- и –КЛОН- Выходили на поклон. Выходили, говорили, И трещали, и твердили. «Если мы без ударенья, О пиши без промедленья!» Корни –РАСТ- и –РОС- Встали во весь рост И сказали: «Букву А Пишем, Петя, не всегда. Если вслед за корнем СТ или Щ То писать, запомни, Нужно букву А. Но к большому сожалению, Существуют исключения РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил РОСТИСЛАВОМ звали Он РОСТОК себе купил Где-то на вокзале». Корни –СКАК- и –СКОЧ- Поболтать не прочь: «Перед буквой К Пишем только А Перед Ч пиши Букву О, спеши!» Корни –МОК- и –МАК- Говорили так: «Ты в глаголах со значеньем «Пропускать воды теченье» Напиши лишь корень –МОК-, Чтоб придраться кто не смог. Ну, а в «жидкость погружать» Нужно корень –МАК- писать» Миг – и корни распустились. Все куда-то разом скрылись, И оставили его Там, у входа, одного. (Л.Дурницина.) - Есть особая группа корней с чередованием гласных. При их написании не помогут проверочные слова. - Что же это за корни? - Назовём корни с чередованием (корни написаны на доске): -кас-//-кос – -клан-//-клон- -лаг-//-лож- -скак-//-скоч- -гар-//-гор- -мак-//-мок- -твар-//-твор- -раст//-ращ-//-рос- - С правописанием одного из корней мы должны будем познакомиться на уроке. | Прослушивание сказки, выявление слов с чередованием гласных |
2 | Целеполагание - Тема нашего урока … Сформулируйте главную цель, стоящую перед нами на этом уроке. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю выполнить упражнение. Пол..гать пол..жение Сл..гаемое сл..жение Предл..гать отл..жить - Выделите корень в словах. - Что происходит с согласными в корнях? - Почему в выборе гласной возникают трудности? - Можно ли найти общий принцип написания букв А-О в корнях? - От чего зависит выбор гласной? | Формирование регулятивного универсального учебного действия — прогнозировать и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности. |
3 | Объяснение нового материала Формулировка правила. - Сформулируйте правило. - Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. (стр.166) Весёлое правило. В корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ- -как различит, Где надо А, где О писать? Ведь корень –ЛАГ- на корень –ЛОЖ- Абсолютно не похож. О пишем перед Ж: сложить, А пишем перед Г: слагать. И суффикс –А- нам тоже За корнем –ЛАГ- поможет: Две буквы А – одно лицо Они как пара близнецов. Практикум «Умеешь ли ты пользоваться словарём?» - По Толковому словарю С.И.Ожегова ученица объясняет значение слова ПОЛОГ. Составление алгоритма написания слов с корнями –ЛАГ- - -ЛОЖ-
Физкультминутка. | Построение умозаключения на основе наблюдений. Работа со словарём Вывод на основе анализа языкового материала. |
4 | Первичное закрепление материала 1. Игра «Третье лишнее». Ул..жить, сл..жить, изл..гать Пол..гать, предпол..гать, пол..жить Распол..гать, предл..гать, сл..жение. 2. Работа над пословицами.Самостоятельная работа с последующей проверкой. - В русском языке известно немало пословиц и поговорок с корнями –ЛАГ- - -ЛОЖ- - Объяснить значение пословиц. Выписать слова с изученными корнями. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается. Прил..гай труд к справедливому делу. 3.Анализ текста. - Послушайте текст Зима заканчивается. В лесу стоит полная тишина. Здесь ещё лежит много снега. На нём видны следы разных птиц и животных. А здесь заяц прол..жил свои следы. Кое-где уже появились проталины. Скоро начнётся весна. - О чём этот текст? - К какому типу речи относится? - Как можно его озаглавить? - В конвертах лежит этот текст, «разобранный» на предложения. Составьте из данных предложений полный текст. Из текста выпишите слово с изученной орфограммой. Делаем вывод о правописании данного слова. | Распознавание орфограммы Анализ и классификация языкового материала. Самостоятельная работа и коррекция Чтение и адекватное понимание текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу. Конструирование текста. Опознавание изученной орфограммы. |
5 | Рефлексия - Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? - Выберите утверждение, которым хотелось бы закончить урок. У меня не было затруднений. Я только слушал предложения и ответы других. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал. Я сам не мог справиться с заданиями. Я доволен собой и своей работой. | Формирование регулятивных УУД: анализа собственной учебной деятельности и самооценки. |
6 | Задание на дом Проектная деятельность - «Блокнот трудных орфограмм» |
МБОУ «Гимназия г. Болхова»
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
«Буквы о –а в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Яковлева Ж.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...