Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: «Буквы о –а в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ». Образовательные цели урока: освоение орфограммы «Буквы о-а в корнях –лаг-, -лож-», усвоение алгоритма действий при применении правила, применение данного правила на практике, отличие слов с ложным чередованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-a_v_kornyah_-lag-_-lozh-.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы о –а в корнях –ЛАГ-  -  -ЛОЖ».

Образовательные цели урока: освоение орфограммы «Буквы о-а в корнях –лаг-, -лож-», усвоение алгоритма действий при применении правила, применение данного правила на практике, отличие слов с ложным чередованием.

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; принятие и сохранение учебной задачи, планирование необходимых действий; понимание и интеграция информации в имеющийся запас знаний, воспроизведение с учётом решаемых задач; умение задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.

 Ресурсы: учебный комплекс В.В.Бабайцевой, раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

Этап урока.

Основное содержание.

Основные виды деятельности учащихся

1

Мотивация

- Послушайте «Сказку про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию» (сказку наизусть рассказывают ученики)

Давным-давно на белом свете

Жил пятиклассник, мальчик Петя,

Хоть был талантлив и умен,

Но с русским был не дружен он.

И дома, в школе, на уроке

Все сыпали ему упреки:

«Правописания правил он

Не знает, глупых мыслей полон!»

Пришел конец терпенью Пети,

И он решил, вы все заметьте,

Пойти в страну Правописания

И осмотреть все со стараньем…

Шел долго, коротко ли шел,

Но все ж страну ту он нашел…

Войти никак нельзя туда,

Коль не предложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

И говорят все вместе Пете:

«Зачем пришел к воротам этим?»

Им Петя вежливо сказал,

Что познакомиться желал:

Чередованья А и О

В корнях замучило его.

Навстречу вышел корень –КАС-,

И суффикс –А- за ним тотчас,

Все потому, что корень –КАС-

Без –А- ни шагу напоказ.

Коль суффикс –А- пропал куда-то,

То корень будет –КОС-, ребята!

-ЛАГ- и –ЛОЖ- сказали ясно:

«С этим правилом согласны,

Если суффикс –А- за корнем,

Пишем букву А спокойно».

Вышли корни –ГАР- и –ГОР-,

А за ними –ТВАР- и –ТВОР-,

А за ними –КЛАН- и –КЛОН-

Выходили на поклон.

Выходили, говорили,

И трещали, и твердили.

«Если мы без ударенья,

О пиши без промедленья!»

Корни –РАСТ- и –РОС-

Встали во весь рост

И сказали: «Букву А

Пишем, Петя, не всегда.

Если вслед за корнем

СТ или Щ 

То писать, запомни,

Нужно букву А.

Но к большому сожалению,

Существуют исключения

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил

РОСТИСЛАВОМ звали

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале».

Корни –СКАК- и –СКОЧ-

Поболтать не прочь:

«Перед буквой К

Пишем только А

Перед Ч пиши

Букву О, спеши!»

Корни –МОК- и –МАК-

Говорили так:

«Ты в глаголах со значеньем

«Пропускать воды теченье»

Напиши лишь корень –МОК-,

Чтоб придраться кто не смог.

Ну, а в «жидкость погружать»

Нужно корень –МАК- писать»

Миг – и корни распустились.

Все куда-то разом скрылись,

И оставили его

Там, у входа, одного.

                                                               (Л.Дурницина.)

- Есть особая группа корней с чередованием гласных. При их написании не помогут проверочные слова.

- Что же это за корни?

- Назовём корни с чередованием (корни написаны на доске):

-кас-//-кос –                        -клан-//-клон-

-лаг-//-лож-                       -скак-//-скоч-

-гар-//-гор-                         -мак-//-мок-

-твар-//-твор-                  -раст//-ращ-//-рос-

- С правописанием одного из корней мы должны будем познакомиться на уроке.

Прослушивание сказки, выявление слов с чередованием гласных

2

Целеполагание

- Тема нашего урока …

 Сформулируйте главную цель, стоящую перед нами на этом уроке. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю выполнить упражнение.

Пол..гать пол..жение

Сл..гаемое сл..жение

Предл..гать отл..жить

- Выделите корень в словах.

- Что происходит с согласными в корнях?

- Почему в выборе гласной возникают трудности?

- Можно ли найти общий принцип написания букв А-О в корнях?

- От чего зависит выбор гласной?

Формирование регулятивного универсального учебного действия — прогнозировать и адекватно формулировать цели своей учебной деятельности.

3

Объяснение нового материала

Формулировка правила.

- Сформулируйте правило.

- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. (стр.166)

Весёлое правило.

В корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ- -как различит,

Где надо А, где О писать?

Ведь корень –ЛАГ- на корень –ЛОЖ-

Абсолютно не похож.

О пишем перед Ж: сложить,

А пишем перед Г: слагать.

И суффикс –А- нам тоже

За корнем –ЛАГ- поможет:

Две буквы А – одно лицо

Они как пара близнецов.

Практикум «Умеешь ли ты пользоваться словарём?» 

- По Толковому словарю С.И.Ожегова ученица объясняет значение слова ПОЛОГ.

Составление алгоритма написания слов с корнями –ЛАГ- - -ЛОЖ-

  1. Выделить корень. Поставить ударение.
  2. Определить конечный согласный корня.
  3. Перед Г пишем А.
  4. Перед Ж пишем О
  5. Перед суффиксом А пишем А.

Физкультминутка.

Построение умозаключения на основе наблюдений.

Работа со словарём

Вывод на основе анализа языкового материала.

4

Первичное закрепление материала

1. Игра «Третье лишнее».

Ул..жить, сл..жить, изл..гать

Пол..гать, предпол..гать, пол..жить

Распол..гать, предл..гать, сл..жение.

2. Работа над пословицами.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

- В русском языке известно немало пословиц и поговорок с корнями –ЛАГ- - -ЛОЖ-

- Объяснить значение пословиц. Выписать слова с изученными корнями.

Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол..жения.

Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

Прил..гай труд к справедливому делу.

3.Анализ текста.

- Послушайте текст

Зима заканчивается. В лесу стоит полная тишина. Здесь ещё лежит много снега. На нём видны следы разных птиц и животных. А здесь заяц прол..жил свои следы. Кое-где уже появились проталины. Скоро начнётся весна.

- О чём этот текст?

 - К какому типу речи относится?

- Как можно его озаглавить?

- В конвертах лежит этот текст, «разобранный» на предложения. Составьте из данных предложений полный текст. Из текста выпишите слово с изученной орфограммой.

Делаем вывод о правописании данного слова.

Распознавание орфограммы

Анализ и классификация  языкового материала.

Самостоятельная работа и коррекция

    Чтение и адекватное понимание текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу.

Конструирование текста.

Опознавание изученной орфограммы.

5

Рефлексия

- Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Выберите утверждение, которым хотелось бы закончить урок.

У меня не было затруднений.

Я только слушал предложения и ответы других.

Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.

Я сам не мог справиться с заданиями.

Я доволен собой и своей работой.

Формирование регулятивных УУД: анализа собственной учебной деятельности и самооценки.

6

Задание на дом

Проектная деятельность - «Блокнот трудных орфограмм»

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

«Буквы о –а в корнях –ЛАГ-  -  -ЛОЖ»

                                                                                     Подготовила

учитель русского языка

                                                                                      и литературы

                                                                                       Яковлева Ж.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...