Урок по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ясафова Виктория Александровна

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения"

 

Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;
Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;
Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_i_slozhnye_predlozheniya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения"

Составила учитель МБОУ СОШ №383 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Ясафова Виктория Александровна

Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;
Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;
Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

Ход урока

1) Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  Я надеюсь, на протяжении всего урока у вас будет хорошее и рабочее настроение.

Сегодня мы с вами продолжим изучение сложных предложений.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

Ребята как мы пишем? Красиво, разборчиво, без ошибок.

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний. Давайте определим цели урока. Что мы должны повторить, закрепить на практике

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) 

(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2) Актуализация знаний

1. Я предлагаю вам сыграть в тик – тэк-тоу

Вы по очереди будете писать, проговаривать и выкладывать на стол слова, имена существительные, которые относятся к времени года «зима»

(Снег, мороз, лед). Вот вы написали слово, самую маленькую единицу синтаксиса. А теперь подберите к этому слову прилагательное и прочитайте, что у вас получилось (пушистый, крепкий, трескучий). Скажите, что у нас получилось? (словосочетание)- это тоже единица синтаксиса. Теперь напишите глагол. А теперь я вам предлагаю взять эти слова, распространить их другими словами, чтобы в них был смысл и присутствовала интонация. Что у вас получилось? Предложение -это единица синтаксиса? Запишите.

Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, листочки).Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы

Словосочетание

Мама, пойдём в музей.

Тире между подлежащим и сказуемым

Синие, розовые и голубые шары висели в зале.

Простое нераспространенное предложение

Берёза – красивое дерево.

Простое распространенное предложение

Проглянуло солнце.

Предложение с однородными членами

Зимний день

Предложение с обобщающим словом

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

Предложение с обращением

Звезды усеяли ночное небо.

Сложное предложение

В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

3)Разбор предложений у доски. Подчеркнуть грамматическую основу расставить запятые. Сделать схемы предложений.

Сад тихонько зашумел листвой и замер.
Пришла осенняя пора, и солнышко показывается редко.
Берег начинался там,где небо соприкасалось с морем.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?

4) Проблемная ситуация «Игра конструктор» 
Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1.Взять существительное, выступающее в роли дополнения с предлогом на, из предложения В лесу на тропинках показались лисички
2.Из предложения 
Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое
3.Из предложения 
Вдруг послышались легкие шаги взять определение
4.Добавить подлежащее из предложения 
На щеках тают снежинки
На тропинки опустились лёгкие снежинки.(Сделать синтаксический разбор простого предложения)

5) Физкультминутка «Члены предложения»

6) Решите задачу:
Прочитайте предложения. С помощью самоинструкции определите, какое перед вами предложение, простое или сложное. При необходимости расставьте знаки препинания.
I вариант
II вариант
1. Ожил каждый кустик.
1. Вся окрестность озарилась светом.
2. Небо заволокло тучами и началась гроза.
2. День выдался жаркий и звери потянулись к реке.
(Ребята меняются тетрадями, проверяют друг друга, выставляют оценки карандашом. После сверяют с верным вариантом на доске)

7) Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня вы очень хорошо работали , у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

8) Домашнее задание (на выбор)

1.  Выписать из любого художественного произведения 5 сложных предложений и составить их схемы.

2. Переписать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу.
1.Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Сложное предложение"

Урок направлен на совершенствование пунктуационных навыков при изучении сложных предложений, развитие навыков и умений конструировать предложения по схемам, развитие творческих способностей учащихся....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...