Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Н и нн в причастиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Н и нн в причастиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «-Н- и –НН- в причастиях»

Цели урока: учить учащихся разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; совершенствовать навыки правильного написания нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; развить логическое и абстрактное мышление, связную речь; воспитывать интерес к родному языку, стремление быть грамотным.

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация

- Прошу садиться. Здравствуйте,  дорогие ребята.

Сегодня вы мои ученики. Разрешите представиться зовут меня Венера Фаритовна.

- Самое удивительное явление в  мире это человеческая доброта.

Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение, подарите свою улыбку гостям. Спасибо.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку».

 Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?

Орфоэпическая разминка.

 Слайд 3. Завороженный, закупоренный, избалованный, пломбированный,  раненый солдат, премированный,  прирученный,  жеваный, груженный  ящиками вагон

КЛЮЧ: Слайд 4.  ЗаворожЁнный, закУпоренный, избалОванный, пломбирОванный,  рАненый  солдат, премирОванный, приручЁнный, жЁваный, гружЁнный  ящиками вагон  

- Слова какой части речи использованы для орфоэпической разминки? (причастия и отглагольные прилагательные)

Что с точки зрения орфографии объединяет все эти слова?  (везде есть слова с орфограммой Н и НН в слове).

А теперь давайте вспомним обобщим знания о причастии

Послушаем, что причастие расскажет и поможем нашему гостю вспомнить кое-что о себе.(заканчивают высказывание)

Привет, ребята!

Зовут меня причастие.

Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю …… (признак по действию, проявляющийся во времени признак предмета по действию)

По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: ……(какой, какая, какие).

Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею …….. (такие глагольные категории как вид, время, возвратность),  но потом выяснилось, что я прилагательное,  так как имею …………...(такие грамматические категории как род, число, падеж).

Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.

Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи прилагательных.

Я существую уже много лет, но меня не волнует  будущее, я живу только настоящим и прошлым. Люблю много путешествовать.

Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами.

 Вся наша семья называется   ……………………...(причастный оборот)

Наши соседи – определяемые слова, когда  чем-то недовольны, то ставят нас после себя и на письме отделяются ………..(Запятыми).

Мне это не нравится, но что поделаешь.

Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю признак, который  …........ (выполняет сам объект)

Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много  разочарований, при этом обозначаю признак,  который … кто-то выполняет по отношению к объекту

У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения.

В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы ащ, ящ –дейтсвительных, ом, ем, им -страдательных ,а в прошедшем – вш, ш –действительное,……т, н, енн,ённ-страдательное…………….

- Что еще о себе забыло рассказать причастие? (ответы учащихся)

(краткие и полные формы, правописание окончаний причастий…)

Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени.

А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке. Чем мы сегодня будем заниматься? Какие цели и задачи  у нас на уроке? Запишите дату и тему урока.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Работа в парах: один восстанавливает  схему правописания нн, другой- н, затем обмениваются тетрадями, проверяют. Сверяются с ключом на доске. Проговаривают условия правописания. (Выполнить письменно).

На доске схема:

Нн                                                                                     н

1. ….вид                                                               1.    … вид без приставки

 2.  приставка, кроме…                                       2….форма                                                               3. суффиксы … …                                            

4 .нет …..слов

Восстановить правило по данной опорной схеме.(Высказывания учеников)

КЛЮЧ:

C:\Users\Раушан Агай\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\hello_html_m3e3dc230.png

Различать их нетрудно. Запомни только несколько простых правил.

Во-первых, причастие обычно имеет приставку (кроме НЕ), а прилагательное не имеет.

Во-вторых, если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.

В-третьих, причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.

В-четвѐртых, отглагольное прилагательное образуется от бесприставочных глаголов с суффиксом -ОВА- (-ЕВА-).

А дальше совсем легко.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с одним Н.

Для чего нам нужно это знать?

Вывод: Следует помнить об этом, выполняя упражнения на правописание н-нн в причастиях.

  1. Первичное закрепление
  • в знакомой ситуации (типовые)

1. Конструторско-творческая практическая работа (раздаточный материал)

Задание №1. Замените прилагательное причастием с приставкой (если нужно, подберите другое определяемое слово). Выполнить устно.

Образец: копченая рыба  - закопченная кастрюля

  • ломаная линия –
  • жареная картошка –
  • вязаный свитер –
  • глаженое бельё –
  • путаное объяснение –
  • груженая база –

КЛЮЧ:

  • ломаная линия – переломанная рука
  • жареная картошка – пережаренная картошка
  • вязаный свитер –связанный свитер
  • глаженое бельё – выглаженное белье
  • путаное объяснение – запутанная дорога
  • груженая база- загруженная машина

Задание №2.  Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов, действуя по образцу:

Образец: варить-вареные овощи- варенные в котелке овощи.

Выполнить письменно.

  • плести-
  • ковать-
  • кипятить-
  • грузить-
  • сушить-
  • не красить -

КЛЮЧ:

  • плести — плетеная корзина — плетенная девочкой корзина
  • ковать — кованый металл — подкованная лошадь
  • кипятить — кипяченая вода — кипяченная в чайнике вода
  • грузить — груженая мебель — груженная рабочими мебель
  • не красить — некрашеный забор — не крашенный перед домом забор

Задание №3. Выделенные сочетания слов замените словами на –ованный, в записанных словах поставьте ударения ( по образцам). Выполнить устно.

  1. Улица, покрытая асфальтом, - 
  2. Журнал, содержащий иллюстрации, -
  3.  Рабочий, имеющий квалификацию, - 
  4. Школьник, получивший премию  
  1. КЛЮЧ: Улица, покрытая асфальтом, - асфальтИрованная улица
  2. Журнал, содержащий иллюстрации, - иллюстрИрованный
  3.  Рабочий, имеющий квалификацию, - квалификациОнный рабочий
  4. Школьник, получивший премию  премирОванный школьник

  • в изменённой ситуации (конструктивные)

Творческий диктант (пишут под диктовку)

Задание №4. Запишите под диктовку словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени, рядом запишите словосочетания со страдательными причастиями прошедшего времени, поменяв местами определяемое и зависимые слова; обозначьте орфограммы.

Образец: Учитель, вызвавший Мишу. –Миша, вызванный учителем.

Ученица, прочитавшая книгу. –

Трактор, скосивший траву на лугу. –

Учительница, организовавшая поездку. –

Бригада, недавно выкрасившая здание. –

Ученица, прочитавшая книгу. – Книга, прочитанная ученицей

Трактор, скосивший траву на лугу. – Луг, скошенный трактором

Учительница, организовавшая поездку. –Поездка, организованная учительницей

Бригада, недавно выкрасившая здание. –Здание, выкрашенное бригадой

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  1. Физкульминутка.

Нужно будет хлопнуть, если в слове –Н-, топнуть–НН-

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

КЛЮЧ:

hello_html_6b7d257b.png

Задание№5.

Устраните повтор слова который, заменив одно из сочетаний оборотом с причастием нужного времени.

  1. Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера.
  2. Мы ступаем на тропинку, которую прикрывают кустики вереска, который славится своими чудодейственными свойствами.
  3. Мы плывём по реке, которую освещает луна, которая  кругла, как шар.
  4. Мы опускаем руки в воду, которая струится свозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода.

КЛЮЧ:

  1. Наступает осень, приносящая дожди, которые льют с утра до вечера.
  2. Мы ступаем на тропинку, прикрывающую кустики вереска, который славится своими чудодейственными свойствами.
  3. Мы плывём по реке, освещаемой луной, которая  кругла, как шар.
  4. Мы опускаем руки в воду, струящуюся сквозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода

Самостоятельная работа.

Задание№ 6: математический диктант.Обозначить цифрами:1-н,2-нн. Ключ на доске.Самопроверка, самооценивание.

  1. варен..ый
  2. сварен..ый
  3. изжарен..ый
  4. газирован..ый
  5. куплен…ый
  6. рван..ый
  7. разорван..ый
  8. гружен..ая баржа  
  9. гружен..ая кирпичом баржа  

10 . некошен..ая трава

КЛЮЧ::1,2,2,2,2,1,2,1,2,1

  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дидактическая игра «Одним словом».

Методический комментарий. Учитель предлагает учащимся по цепочке оценить свою работу на уроке, дать характеристику чувствам и мыслям, которые испытывали во время этой работы, кратким прилагательным или причастием. Например: увлекательна, увлечена, заинтересована, естественны, затруднены, туманны (ответы), уверенны, организованны

«Незаконченное предложение»

  1. «На этом уроке мне было трудно понять…»;
  2.  «Я хотел(а) бы больше поработать с…»
  3. «Лучше всего я запомнил(а)…»

Спасибо большое всем за работу, вы молодцы, я очень хорошо оцениваю вашу работу  до свидания

Дома: Выписать из повести «Станционный смотритель» причастия с н-нн, объяснить их правописание (6-8 примеров)

Дополнительное задание.

Индивидуальная и дифференцированная работа по карточкам с последующей самопроверкой или проверкой учителя.

1. Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы, объяснить выбор н.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость.(Никоненкова, Логинов, Сойда, Петрова). Проверить по ключу.

2. Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.(Казаков, Яркова). Проверить друг у друга.

Если справились быстро, задание:

Соединив части словосочетаний, запишите их в тетрадь в два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.

1. соленные

2. письмо

3. люди унылы

4. соленые

5. безветренный

6. лакированный

7. написанное

8. свежемороженая

9. поступить

10. ягоды подавлены

1. огурцы

2. день

3. обдуманно

4. письмо

5. в бочке огурцы

6. рыба

7. в корзине

8. написано

9. туфли

10. подавленны

Проверить по ключу: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7 

3.У доски (Туров) Задание: объяснить правописание н в словах.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

  1. Потом проводится самостоятельная работа на 5-7 минут по вариантам на закрепление материала.

I вариант:

Серебря..ый голосок

Ветре..ый день

Ути..ая стая

Безветре..ая погода

Деревя..ая скамейка

Карман..ый фонарик

Стекля..ая веранда

II вариант:

Искусстве..ый цветок

Оловя..ый жучок

Украше..ый сапожок

Ране..ый перевозчик

Связа..ые носки

Вяза..ые перчатки

Жаре..ые в масле грибы

Составить 2 предложения:одно с словосочетанием, в состав которого входит прилагательное, другое с прилагательным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...